Социологический анализ моделей управления. Модели социального управления
Существуют три модели социального управления:
1) координация (горизонтальное движение);
2) субординация (движение сверху вниз);
3) реординация (движение снизу вверх).
Координация – это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействия нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью. Примером могут служить взаимоотношения людей в составе семьи, взаимоотношения семей в составе нации и др.
Координация в условиях государственной службы – это система должностного взаимодействия государственных служащих и государственных органов по горизонтали, которая регулируется определёнными правовыми нормами. Координация выражается в согласовании государственными служащими и государственными органами, расположенными по горизонтали, своих действий друг с другом при подготовке общих нормативных актов и решении совместных служебных задач.
Основной результат координация состоит в экономии их усилий путем устранения параллелизма и дублирования.
Средствами координации являются:
1)Издание соответствующих нормативных актов, указаний, распоряжений, регламентов.
2) Создание специальных координирующих органов или назначение лица, ответственного за осуществление совместных мероприятий.
3) Проведение координационных совещаний.
4) Согласование планов работ и утверждение их координатором.
Основные методы координации:
1) согласование целей (задач) участников совместной деятельности;
2) распределение объектов управленческого воздействия и сфер деятельности, функциональных обязанностей и прав;
3) согласование действий участников реализации принятого решения по месту, времени при сохранении действующей их подчиненности и функциональности и т. п.
Основными формами координации являются:
1) разграничение функций и сфер деятельности;
2) согласование задач различных органов исполнительной власти в совместной деятельности;
3) согласование планов мероприятий по конкретным направлениям и отдельным акциям борьбы с источниками внешних и внутренних угроз между соответствующими органами;
4) согласование мероприятий взаимодействующих организаций, направленных на создание благоприятных условий для борьбы с общими для них источниками угроз.
Субординацией называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных.
Вместо сорасположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе общности или отдельная общность в составе взаимодействия берёт верх над другими и подчиняет их себе. Такой характер присущ управленческим процессам во взаимодействии, например, государственных органов исполнительной власти, структур государственной службы и др. В государственной службе субординация – это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства.
Подреординацией (лат. переподчинение) – в буквальном смысле слова понимают – обратное упорядочение. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены Президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя Правительства. Аналогично представительства ряда федеральных министерств в субъектах Федерации (финансов, по антимонопольной политике, госимущества и др.) переподчинённые теперь руководителям исполнительной власти субъектов РФ.
Будучи разновидностью обратной связи, реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управляющее воздействие. Они могут возникать независимо от него по инициативе субъекта управляемой деятельности и имеют характер управляющего воздействия. Наиболее распространённый случай – когда подчинённый заявляет о своих намерениях или просьбе (например, рапорт о предоставлении очередного отпуска), а руководитель обязан реагировать на это соответствующим образом.