Россия в первой четверти XIX в.: основные направления и итоги внутренней политики Александра I

В XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 её населения. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстен­сивным путём, интенсивно — юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье.

В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-эко­номической жизни России на протяжении XIX—начала XX в. Этот вопрос включал три стороны:

1) личное освобождение крестьян;

2) наделение крестьян землёй;

3) изменение общинной системы землепользования.

В 30—40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70—80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоёв — буржуазии и пролетариата.

Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов.

Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой — сан­ный.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

— дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;

— создание новых высших правительственных учреждений с более чёткими подразделениями и функциями;

— углубление специализации отдельных органов власти и управления;

— усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвлённой и многоступенчатой, многочислен­ные подразделения вели обширное делопроизводство;

— между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1. 1801—1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2. 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Особенности

— реформы инициировались «сверху» — самодержцем;

— реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

— судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотноше­ния реформаторских и контрреформаторских сил;

— влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двой­ственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали ре­волюционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведённые до конца приближали их.

Реформы в области государственного управления:

1. в 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с Петровских времён яв­лялись главными органами исполнительной власти, были заменены минис­терствами.

2. в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и конт­ролирующим органом в системе государственного управления.

Реформы в социальной сфере:

1.восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2.расширены права купцов, мещан и казённых крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселённые земли, что разрушило монополию дво­рянства на владение землёй;

3.улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не мог­ли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда й следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землёй (Указ «О вольных хлебопашцах»);

4.указы 1804—1805 гг. в определённой степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось прода­вать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земель­ных наделов. Их повинности фиксировались определёнными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

1.в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведе­ний». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагоги­ческий институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

2.издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректо­ра и деканов;

3.созданы органы управления просвещением и образованием.

Причины неудач правительственных реформ Александра I

1.Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновы­полнимые цели, желал достичь невозможного.

2.Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполео­ном вознесла её к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободитель­ница Европы должна резко менять социально-экономические и политиче­ские порядки, «подстраиваясь» под побеждённых ею противников.

3.Император не нашёл в России никакой серьёзной поддержки своим за­мыслам.

4.В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преоб­разований.

5.В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень уз­кий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пре­небречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь двор­цового переворота.

6.Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобра­зований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счёте могли при­вести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и куль­туры в российском обществе оно само естественным образом прекратит своё существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь не­сколько:

— в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

— все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математи­ку и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определённые экзамены «на чин»;

— в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднён, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

— с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяю­щий основные принципы организационного устройства министров и поря­док их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

— для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; по­душная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введён налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на по­мещиков.

Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, не­сколько ограничивали власть царя.

Наши рекомендации