Россия в первой четверти XIX в.: основные направления и итоги внутренней политики Александра I
В XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 её населения. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивным путём, интенсивно — юг Украины, степное Предкавказье, Заволжье.
В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической жизни России на протяжении XIX—начала XX в. Этот вопрос включал три стороны:
1) личное освобождение крестьян;
2) наделение крестьян землёй;
3) изменение общинной системы землепользования.
В 30—40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, который завершается в 70—80-е гг. XIX столетия. Техническая сторона переворота заключалась в переходе от ручного труда к технике, от мануфактуры к фабрике. Социальной стороной промышленного переворота явилось формирование новых социальных слоёв — буржуазии и пролетариата.
Крепостной строй России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов.
Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой — санный.
Развитие государственной системы в первой половине XIX в.
— дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;
— создание новых высших правительственных учреждений с более чёткими подразделениями и функциями;
— углубление специализации отдельных органов власти и управления;
— усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвлённой и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство;
— между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи — в России впервые появились ведомства.
Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1. 1801—1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2. 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Особенности
— реформы инициировались «сверху» — самодержцем;
— реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;
— судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;
— влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведённые до конца приближали их.
Реформы в области государственного управления:
1. в 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с Петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами.
2. в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
Реформы в социальной сфере:
1.восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
2.расширены права купцов, мещан и казённых крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселённые земли, что разрушило монополию дворянства на владение землёй;
3.улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда й следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землёй (Указ «О вольных хлебопашцах»);
4.указы 1804—1805 гг. в определённой степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определёнными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.
Реформы в области образования:
1.в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;
2.издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3.созданы органы управления просвещением и образованием.
Причины неудач правительственных реформ Александра I
1.Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновыполнимые цели, желал достичь невозможного.
2.Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла её к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки, «подстраиваясь» под побеждённых ею противников.
3.Император не нашёл в России никакой серьёзной поддержки своим замыслам.
4.В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.
5.В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
6.Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счёте могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.
Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит своё существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:
— в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;
— все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определённые экзамены «на чин»;
— в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднён, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
— с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;
— для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введён налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков.
Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя.