Интернет-журналистика в Рунете

Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное инф-ое вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технич. инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать СМИ.

Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его.

Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Любая личность выступает как производитель и распространитель и-и без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общ-ть, пресса и научные круги задались в-сом, могут ли блоги вытеснить т.н. «традиционные СМИ». К наст. вр. многие приходят к выводу, что проф. журналистика и блогосфера дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

Проформы веб-изданий. Из первых опытов веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, отметим авторские проекты, веб- обзоры, блоги. Можно сказать, что все совр. сетевые СМИ так или иначе содержат в себе эл-ты перечисленных праформ.

Необходимо отметить, что в интернете жизнеспособно все, что в нем родилось, чего нельзя сказать о привнесенном извне. Напр., многочисленные пока клоны бумажных изданий без гипертекста и интерактивности вряд ли долго продержатся в интернете и, скорее всего, будут преобразованы в полнофункциональные сетевые издания.

Авторский проект: пример. В конце 96 г. начинает выходить «Вечерний Интернет» – ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией Носика. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания.

Инет-журнал-ка первое время была оторвана от традиционной. Публикации веб-журналистов не считались солидными, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи проф. журналистской среды, представители к-ой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети. Т.о., интернет-журналистика в России формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиц. СМИ.

Для сравнения, очень многие иностранные Интернет-СМИ создавались по указке "сверху", инициатива шла прежде всего от руководителей. Для нас, Интернет - это рупор свободы, мы сами пишем, говорим, часто анонимно. И такая же в сети журналистика, она пытается удовлетворить тех, кто устал слушать офиц. новости и версии.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет. Авторские проекты, будучи некоммерческими, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиа.

Веб-обзоры (обозрение интернет-проектов) выявили проблемы, характерные для неудачных авторских проектов: низкое литературное кач-во текста, неинтересное содержание и слабая авторская позиция.

Сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интерактивных сред (форумов, чатов, групп новостей). Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение. В качестве позитивного примера авторского веб-обозрения укажем «Вечерний Интернет», выходивший на сервере Cityline.Ru с 1996 до 1999 г. Всего вышло 446 выпусков.

С содержательным насыщением инета обострилась необход-ть привлекать посетителей не только возм-тью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Появилась необходимость обеспечения новизны и-и. Веб-обозреватели, к-ые

только перепечатывали тексты, стали не интересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточника, уже больше не задерживался на клонах. Авторская позиция дб яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важно познакомиться с арг-цией оппонента. Посетителей сайта интересует авторское «я», проступающее сквозь качественную и-ю (новизна, читабельность, позиция).

1 марта 1999 г. вышла в свет первая в России ежедневная интернет-газета Gazeta.ru, не имевшая печатного аналога (www.gazeta.ru). В создании этого проекта принимали участие «звезды» рунета: главный редактор – Антон Носик, дизайн сайта – Артемий Лебедев, программирование – Максим Мошков. Заказчиком выступил Фонд эффективной политики. Первая Газета.Ру представляла собой набор авторских рубрик. Газета. Ру очень быстро стала популярна.

Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растиражирована и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты: появились новостная лента (Лента.Ру) и ежедневная газета Вести.Ру.

И уже вскоре в рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех Газеты.Ру, копируя ее структуру, макет и основные принципы организации.

Опыт Газеты.Ру показал следующее: в интернете можно создавать СМИ, к-ые будут обладать немалой популярностью и окупаться, если не экономически, то идеологически, и использоваться как инструмент влияния. Начался бум интернет-СМИ, как в свое время начался бум веб-обозрений. Когда стало понятно, что это может окупаться, в интернет пошли большие инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.

Интернет-СМИ работали как инф-ый конвейер, востребованный потому, что они казались оперативней ТВ и часто доступней. Это показала осень 2000 г., когда горела Останкинская башня. Тогда посещаемость новостных сайтов поднялась в 2–3 раза, многие серверы не выдерживали такой нагрузки.

Блоги

– это информационно наполненный дневник, т.е. одна из форм авторского проекта. Блоггеры пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политич. и культурных событий, комментируют публикации в интернете.

Гражданская журналистика — разновидность журналистики, получившая широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Засняв на бытовую видеокамеру, цифровой фотоаппарат или сотовый телефон, имеющий функцию видеосъёмки, сенсационную или просто любопытную новость, к-ая прошла незамеченной для традиционных СМИ, «гражданские журналисты» спешат её выложить в сеть Интернет, на порталы, в блоги и ЖЖ. Нередко их отдельные сюжеты в Интернете смотрит аудитория, сопоставимая по численности с читателями крупных печатных СМИ.

О гражданской журналистике как значимом явлении стали говорить в середине 2000-х годов в связи с распространением и усилением влияния на мировое сообщество блогосферы. После множества случаев, когда независимые блогеры предоставляли уникальную значимую и-ю, не представленную в «обычных» СМИ, стали звучать мнения, что гражданская журналистика может вытеснить «традиционную». Однако впоследствии стало понятно, что неподготовленные специально блоггеры, эпизодически производящие значимые мат-лы, не могут системно заменить собой полноценные СМИ.

Наши рекомендации