Текст. Социальная мобильность
Задания с кратким ответом. Часть В
В 2. Вставьте пропущенное слово: « На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли_______________________».
В 3. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запиши в таблицу буквы выбранных ответов.
Понятия | Определения |
1) социальная мобильность | А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом |
2) социальная стратификация | Б) перемещение из одной группы в другую |
3) социальная роль | В) место, позиция индивида в социальной структуре общества |
4) социальный статус | Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение |
В 4 . Что характеризует традиционную (патриархальную) семью в отличие от семьи демократического (партнерского) типа?
1) Отец семейства занимает главенствующее положение;
2) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни;
3) представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство;
4) взрослые дети живут отдельно от родителей;
5) отношения между супругами строятся на взаимном уважении;
6) женщина находится в подчинении у мужчины.
Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.
(продолжение теста по теме «Социальная сфера»)
Задания с кратким ответом. Часть В
В 2. Вставьте пропущенное слово: « На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли_______________________».
В 3. Установите соответствие между понятиями и определениями. Запиши в таблицу буквы выбранных ответов.
Понятия | Определения |
1) социальная мобильность | А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом |
2) социальная стратификация | Б) перемещение из одной группы в другую |
3) социальная роль | В) место, позиция индивида в социальной структуре общества |
4) социальный статус | Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение |
В 4 . Что характеризует традиционную (патриархальную) семью в отличие от семьи демократического (партнерского) типа?
1) Отец семейства занимает главенствующее положение;
2) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни;
3) представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство;
4) взрослые дети живут отдельно от родителей;
5) отношения между супругами строятся на взаимном уважении;
6) женщина находится в подчинении у мужчины.
Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в порядке возрастания.
(продолжение теста по теме «Социальная сфера»)
Задания с развернутым ответом. Часть С
С 2.Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
(продолжение теста по теме «Социальная сфера»)
Задания с развернутым ответом. Часть С
С 2.Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
(продолжение теста по теме «Социальная сфера»)
Задания с развернутым ответом. Часть С
С 2.Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
(продолжение теста по теме «Социальная сфера»)
Задания с развернутым ответом. Часть С
С 2.Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
(продолжение теста по теме «Социальная сфера»)
Задания с развернутым ответом. Часть С
С 2.Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.
С 4- С 7 (составное). Анализ фрагмента текста
Текст. Социальная мобильность
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение некоторых из них провоцирует не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.
… Опускание социальной группы может быть временным , а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выполняется, она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус, и начинается сложный период её адаптации к новому месту в социальной иерархии.
… В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды… Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослуживший до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
… Даже кассовая система знает исключения, когда отдельным счастливцам в силу различных обстоятельств удавалось подняться на более высокую ступень иерархической лестницы. Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления.
С4.Какие процессы автор относит к групповым вертикальным перемещениям в обществе?
С5.Какой характер и почему приобретает вертикальная социальная мобильность в современном обществе?
С6.Объясните, почему «история не знала не одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной».
С7.Используя текст и знания обществоведческого курса, объясните роль восходящей социальной мобильности в жизни общества и личности.
Тема эссе:«Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами?»
Л. Толстой
Тема эссе: «Древний обычай имеет силу закона»
В. Максим
Тема эссе:«Влияние народа не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом»
В. Гюго
Тема эссе: «Семья больше священна, чем государство»
Пий XI
Тема эссе:«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это»
Р. Эмерсон
Тема эссе:«Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая милая из них несет особые краски»
А. Солженицын
Тема эссе:«При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются»
Саллюстий
Тема эссе:«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»
И. Шерр
Тема эссе:«Вследствие разницы климатов, умов, энергии, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда не возможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым…»
А. Чехов
Тема эссе: «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами»
Л. Толстой
Тема эссе:«Законы обязаны своей силой нравам»
К. Гальвеций
Тема эссе: «Древний обычай имеет силу закона»
В. Максим
Тема эссе: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим»
Р. Тагор
Тема эссе:«Алкоголизм даёт большое опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война»
У. Гладсон
Тема эссе:«Для других мы создаём правила» для себя – исключения»
Ш. Лемель
Тема эссе:«Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой»
Ф. Рузвельт
Тема эссе:«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом»
Ж. Вольфром
Тема эссе:«Соглашения предотвращают конфликты»
Х. Маккей
Тема эссе:«Национализм малых народов есть появление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия»
Н. Бердяев
Тема эссе:«Общество без расслоения с реальным равенством всех членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества»
П. Сорокин
Тема эссе:«Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющем духовными узлами»
Д. Джебран
Тема эссе:«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»
Н. Гоголь
Тема эссе:«Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность»
В. Ключевский
Тема эссе: «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берет под свой контроль нити истории»
Р. Дарендорф