Понятие, сущность, источники прав человека
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами.
Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения.
Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.
С возникновением государства появилось писанное право, юридически оформленные обычные правила и нормы взаимоотношений, моральные права, в т.ч. права и свободы человека, а также запреты.
Сегодня права человека закреплены в международных документах и национальном законодательстве государства.
1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.
Основные принципы прав человека закреплены в основном законе РБ, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных видах свобод и ряда других актов. Например:
- права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства: они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
- права человека – высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства;
- права человека – средства контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
- обеспечение прав и свобод несовместимость дискриминацией по какому-либо признаку;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
- личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;
- коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;
- права человека регулируются Законом;
- права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц.
Права человека в современном мире – мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Ранее уже отмечалось, что права человека – высшая ценность и как таковая она является критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих сегодня в Беларуси, так и в мире. Только овладение культурой прав человека даёт ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирождённого характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
Права человека носят всеобщий универсальный характер. Это выражается в том, что:
- все люди, без каких-либо дискриминаций имеют основные права и свободы;
-все права и свободы человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны;
- права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;
- проблема прав человека – всеобщая.
Источники существования прав человека, свободное гражданское общество, правовое государство, политический плюрализм.
В основу теории прав человека положены следующие принципы:
- принцип гуманизма;
- принцип свободы;
- принцип равенства и равноправия;
- принцип достоинства личности.
Принцип гуманизма
Источниками явились идеи о нравственной ценности человеческой жизни и личности, её свободе и необходимости защиты её достоинства, борьбе за права личности. Сущность гуманизма – забота о человеке, признание его как личности, утверждение права на свободу и неприкосновенность.
В гуманистической концепции Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других философов большое внимание уделяется нравственности, добродетелям индивида.
Государство должно применять власть лишь на благо членов общества. Нравственными критериями политики и государственности являются общее благо, правовые начала, оптимальные формы устройства общественной жизни. Именно поэтому государство, признающее приоритет прав человека, опирающееся на
принципы разделения властей и верховенство права, может быть оценено как правовое и нравственное.
Принцип свободы
Главной ценностью для человека выступает свобода, в условиях которой он избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы. Выдвижение свободы в качестве главного принципа жизнедеятельности человека несколько отличается от прежнего подхода к взаимоотношениям человека с государством, где он выступал в качестве подданного, призванного безропотно выполнять волю правителя государства. Свобода превращает зависимого человека в гражданина, определяя новый характер взаимоотношений с государством. Новое понимание свободы неотделимо от прав человека, которые являются ограничителем всевластия государства. Без свободы невозможно открытое общество, признающее и соблюдающее права человека. В основе принципа прав человека и развития личности заложены общая идея и общая цель – гарантия свободы, благосостояния и достоинства людей всего мира:
- свободы от дискриминации;
- свободы от нищеты;
- свободы развития и реализации своего человеческого потенциала;
- свободы от страха – от угрозы личной безопасности, от пыток, произвольных арестов и насилия;
- свободы от несправедливости и нарушений законности;
- свободы мысли, слова, участия в процессе принятия решений;
- свободы достойно трудиться, не подвергаясь эксплуатации.
Принцип равенства и равноправия
Свобода неотделима от равенства. Свобода и равенство - необходимое условие обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Декларация независимости США 1776г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласили, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Провозглашение естественных и неотъемлемых прав человека невозможно без признания равенства всех людей перед законом.
Принцип правового взаимодействия между государством и личностью, заключённый в правах человека, изначально строился на нормах равенства перед законом и судом, отсутствии произвольных привилегий. Где нет принципа равенства, там нет права как такового. Противоположными принципу равенства являются «справедливость» уравниловки, требования привилегий, те или иные моральные, религиозные, мировоззренческие, политические, национальные, экономические представления, интересы, требования. С точки зрения принципа равенства людей (со всеми их различиями и несмотря на эти различия) равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права, в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей правовым способом и в правовых приделах.
Обеспечение прав человека и осуществление принципа равноправия зависит от равных возможностей гарантированного уровня социальной защищённости для всех членов общества. Однако дискриминация по признаку пола, этнической и расовой принадлежности или возраста продолжает наблюдаться во всех странах мира.
Принцип достоинства личности
Одним из основных принципов прав человека является достоинство человека. Достоинство человека – источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая даёт человеку возможность самореализоваться как личности. Гуманизм философии прав человека заключается в утверждении, что все люди – члены, одной человеческой семьи, наделенные разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека. В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. В ст. 25. Конституции РБ закрепляются гарантии защиты человека государством от деяний, унижающих достоинство личности.
«Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Права человека являются всеобщими, неделимыми, взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаём священный дом для человеческого достоинства» (Кофи Аннан).