Понятие, виды, административно-правовой статус органов исполнительной власти. Положение об органе и административный регламент

В действующем законодательстве термины «органы исполнитель­ной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового по­ложения соответствующих органов. Деятельность этих государствен­ных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки, перечисленные в данном определении, позволяют выра­зить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных (законодательных, судебных) и негосударственных органов.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т. е. коллектив людей, соот­ветствующим образом организационно оформленный. Для органов ис­полнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать ус­тановленным требованиям в отношении профиля и уровня профессио­нальной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структу­ру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управле­ния и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и рас­пределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пре­делах установленной численности работников и фонда оплаты труда. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов ис­полнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так — «сверху» «вниз» на феде­ральном и региональном уровнях управления.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии со­здаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управле­ния. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный харак­тер, но, будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента — решение Совета Безопасности), императивны.

Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством Российской Федерации и означает пределы территории, на которую распространяется действие его актов управления.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднени­ем. Компетенция органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов по реализации их задач, функций, полномочий и ответствен­ности находит свое выражение и закрепление в соответствующих зако­нах, положениях и других нормативных актах. Например, постановле­нием Правительства от 24 ноября 1999 г. утверждено Положение о Го­сударственном комитете Российской Федерации по строительству и жилишно-коммунальному комплексу*, в котором определены его на­значение, основные задачи, функции, права, обязанности и структура.

Государство — это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Его воздействие охватывает широкий спектр общеор­ганизационных, экономических, политических, социальных, психоло­го-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспек­тов. Посредством законов, правительственных программ и функцио­нирования своего аппарата государство придает десяткам миллионов индивидуальных воль и усилий целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.

Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, повседневно выполняют значительный объем этой работы по практической реализации управленческих задач и функций госу­дарства. От других государственных (законодательных и судебных) ор­ганов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осущест­влять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделе­ния властей. Объекты их управления — экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, ком­плексы, организации и т. п. Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени госу­дарства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президен­та и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализа­цию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финанси­ровании и являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правоспособностью.

Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судеб­ными органами, органами прокуратуры, а также с негосударственными организациями осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).

Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государ­ственных органов, выступающих от имени государства, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправ­ления, коммерческих и некоммерческих организаций, решающих иные задачи.

Наши рекомендации