Органы исполнительной власти: понятие, административно-правовой статус, виды.

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Виды органов исполнительной власти: 1) по федеративному устройству: - федеральные органы исполнительной власти; - органы исполнительной власти субъектов Федерации; - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 2) по характеру компетенции: - общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ); - органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам); 3) по составу руководства: - единоличные (различные министерства); - коллегиальные (Правительство РФ); 4) по организационно-правовым формам: - на федеральном уровне; - на уровне субъекта Федерации; 5) по источникам финансирования: - финансируемые за счет средств федерального бюджета; - финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти: - принцип федерализма – обусловлен государственным устройством России; - принцип законности – все органы государственной власти создаются и действуют на основании закона. Издаваемые ими нормативные акты должны соответствовать закону; - принцип экономичности – осуществление организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии государственных средств и содержание аппарата управления; - принцип самостоятельности органов исполнительной власти – выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна (например, Счетной палате); - принцип гласности – предполагает широкое обнародование через средства массовой информации о результатах работы органов исполнительной власти; - принцип единства системы – по предметам ведения РФ и совместного ведения рФ и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти.

Структура органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию возложенных на них задач и полномочий. Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ. Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти. Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах). Органы обладают административнойправосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг). Правовое регулирование не завершено. Отсутствует федеральный закон о системе органов исполнительной власти, о федеральных органах исполнительной власти.

Наши рекомендации