Образование и развитие Древнерусского государства
Вопрос о времени появления славян в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу дискуссионных. Археологические источники не дают сведений о языке населения и не позволяют этнически идентифицировать археологические культуры. Сведения греческих и византийских авторов скудны и противоречивы. Так, есть основания считать, что венеды и анты у античных историков – это кельтские или германские племена.
По мнению исследователей, 2-1.5 тыс. лет до н.э. от миграционной волны индоевропейцев отделились племена, говорившие на балто-славянских диалектах. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Балто-славянская языковая общность лишь к V в до н.э. разделилась на собственно славянские и балтские племенные диалекты.
Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII-VIII вв. Однако проблема славянского этногенеза еще далека от окончательного решения. Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонным (исконным) населением Восточной Европы или пришлым из других регионов, например, из бассейна Эльбы, в VII-VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Проникновение славянских племен в эти края не было завоеванием. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением вело к ославяниваю значительной его части. Исследования показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-фины и балты.
Отношения славян с другими соседями складывались драматично. В IV-VII вв. из степей Центральной Азии в Европу вторглись орды кочевников. Вслед за гуннами (IV-V вв.) в середине VI в возникает Аварский союз. Образовав свою державу (Каганат), авары вступили в борьбу с Византией, но в 626 г. потерпели поражение. Аварский каганат распался. В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство. Часть болгар откочевала на Дунай, другая часть осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Во второй половине VII в. хазары начали теснить болгар. Хазарам удалось установить свое господство над племенами восточных славян, многие из которых платили им дань до конца IX в.
Из описаний византийских историков VI в. видно, что славяне жили родоплеменным строем. В VII-VIII вв. у славян шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. «Повесть временных лет» сообщает о крупных восточнославянских племенных союзах (полянах, древлянах, словенах, дреговичах, кривичах, полочанах, северянах, радимичах, вятичах и др.), образование которых предшествовало возникновению государства. Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое «княженье». Князьями назывались племенные вожди. Сохраненные летописью названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археологи в начале XX столетия подтвердили ее.
Основу экономической жизни восточных славян составляло экстенсивное земледелие. В степных и лесостепных районах система земледелия называлась залежной. В лесах применялась подсечно-огневая система. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, лошадей, птицу. Были распространены лесные и речные промыслы, бортничество. Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча. Племенные вожди совершали набеги на Византию. Распространение получило железоделательное и гончарное, кожевенное и ткацкое ремесло, ювелирное дело. Зарождается торговля. Наиболее устойчивые пути сообщения складывались на основе крупнейших речных систем. Важными были путь «из варяг в греки», Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны. Основными предметами экспорта были мех, воск, мед и др. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.п. Экономика восточных славян носила, таким образом, комплексный характер.
В IX в. у восточных славян появляется государство. Начальный период образования государства у восточных славян отражен в источниках недостаточно, так как письменность распространяется после создания государства. В XVIII-XIX вв. многие историки придерживались норманнской теории, приписывающей создание русского государства норманнам (варягам). Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. В этой легенде многое до сих пор не ясно. Вымышленность Синеуса и Трувора, как и историчность Рюрика, признается большинством историков. Исследования показывают, что игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества. В летописном рассказе речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Государственность – закономерный результат многовекового исторического развития народа, длительного процесса политогенеза, усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Источники свидетельствуют, что восточнославянское общество IX в. находилось в стадии создания государственности. При этом варяги, как и славяне, находились на одной стадии социального развития – перехода от военной демократии к раннеклассовому обществу. Синхронность развития позволяла варягам активно включиться в исторический процесс в Восточной Европе. Если в советской исторической литературе решающая роль создания государства отводилась классообразованию и классовой борьбе, то в современной литературе уделяется большое внимание такой функции государства, как его способность быть универсальным регулятором социальных отношений. С разложением родового строя и возникновением более сложных социальных структур прежние средства регулирования отношений (прежде всего, институт кровной мести) оказались недостаточными. Возникающее государство разрешало социальные и иные противоречия на принципиально ином уровне. При таком подходе в существовании государства были заинтересованы различные слои общества, а не только формирующийся класс феодалов.
В 882 г. родственник Рюрика князь Олег с дружиной отправился на юг и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Существует гипотеза, что они были не варягами, а потомками Кия. Олег хитростью выманил их из города, убил и захватил Киев, сделав его своей столицей. Согласно летописи, он назвал Киев «мати градом руським». Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. Княжение Олега, прозванного «Вещим», согласно летописи, продолжалось 33 года. Именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.
Первоначально в состав государства вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политику объединения славянских земель продолжили князь Игорь (912 - 945) и княгиня Ольга (945 - 964), присоединившие земли уличей, тиверцев, древлян. Князь Святослав (964 - 972) распространил власть Киева на земли вятичей между Окой и Волгой. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире (980 - 1015), присоединившем «червенские города» и карпатскую Русь. В начале XI века Древняя Русь объединила все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство средневековой Европы.
Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства, о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси остается дискуссионным. Древнейшим сводом законов Руси является Русская правда (начало XI – начало XIII вв.), которая позволяет охарактеризовать социально-политические отношения в Древней Руси.
В 1930-е гг. был выдвинут тезис о господстве крупного феодального землевладения. Согласно воззрениям школы Б.Д. Грекова, феодализм, постоянно развиваясь, в XI XII вв. приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 1950-х гг. ученым стало ясно, что, опираясь на исторические источники, доказать раннее развитие крупного феодального землевладения на Руси невозможно. Л.В. Черепнин выдвинул гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси (концепция «государственного феодализма»). По его мнению, уже первые русские князья были верховными собственниками всей русской территории на феодальном праве, а крестьянство Киевской Руси подвергалось эксплуатации феодальным государством. Не нашла подтверждения и идея о рабовладельческом характере древнерусской экономики (В.И. Горемыкин). В первой половине 70-х гг. И.Я. Фрояновым была выдвинута гипотеза о преобладании в Киевской Руси общинной собственности на землю. Крупное землевладение в Древней Руси существовало. В вотчине работали различные категории зависимого населения (челядь, холопы, закупы, изгои, «внутренние» смерды – посаженные на землю пленные, «внешние» смерды – покоренные племена, платившие дань), которые однако еще не были феодально-зависимыми. Но главное – вотчины были островками в море свободного общинного землевладения. Князья и бояре существовали не за счет крупной земельной собственности, а за счет дани, которая собиралась с подвластных племен, и полюдья – платы соплеменников за отправление общественно полезных функций. Осуществляя управление, князь или боярин «кормились» за счет рядовых общинников. Такого рода сборы не были следствием утверждения феодальной земельной собственности.
Русь IX – XII вв., по мнению И.Я. Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, который можно определить как «дофеодальный». В IX-XI вв. существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления часто не поддаются однозначной трактовке как антифеодальные, поскольку полифоничны по характеру. Сложный характер внутриобщинной борьбы усугубляли межобщинные распри.
Однако большинство отечественных историков по-прежнему считает Древнерусское государство раннефеодальным. В нем еще не развились до зрелого состояния характерные черты феодализма и существуют многие явления, присущие предшествующим формациям. Речь идет не столько о преобладании того или иного уклада, сколько о тенденции развития. В Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Бояре выступали в роли воевод, младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов.
Наряду с дружиной сохранялось ополчение. Княжеская власть была ограниченна элементами народного самоуправления. Народные старейшины – «старцы градские» - участвовали в княжеской думе. Важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча – народные собрания – возникают в глубокой древности. В вече участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI вв.
Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Среди богов выделяется Перун – бог грозы, молнии и грома. Верили также в Велеса – бога скота, торговли и богатства. Были еще Дажбог и Хорс – различные ипостаси солнечного божества. Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга Перуна, богиня плодородия, воды, а впоследствии – покровительница женских работ и девичьей судьбы. Симаргл – единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес). Он являлся божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и жрецы – волхвы и кудесники.
С усложнением социальных отношений, образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а идеологические и нравственные отношения соответствовали родоплеменному строю.
Не случайно в ходе церковной реформы Владимира 980 г. был утвержден общерусский культ бога Перуна, первого среди «идолов», что должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства в противовес традициям племенного сепаратизма. Однако простое выдвижение на первый план тех языческих богов, которые выполняли «приоритетные» социальные функции, не влекло за собой пересмотр всей системы политеистических верований и обрядов. Подобное реформирование не превращало язычество в регулятор новых общественных отношений. Язычество было лишено того универсализма, который присущ христианству.
Общепризнанной датой принятия христианства на Руси стал 988 год. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. По мнению ряда ученых, сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси. Язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях оставалась языческим обществом с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке и лишь скользила по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и приуменьшать значение введения христианства, уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны.
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.
Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилась этническая консолидация. Православные институты придали раннефеодальным государству и монархии характер богоустановленности. Страна приобщалась к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Православие становится важнейшим фактором утверждения менталитета русского народа. Вместе с тем христианство было принято в его византийском (православном) варианте, что впоследствии привело к политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития. С введением христианства на Руси утверждалась и церковная организация: митрополия, делившаяся на епископии, границы которых обычно совпадали с границами земель.
Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры. Культура вырастала из недр народных масс. В ее основе было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры – былинах мы знаем больше. Былины - весьма самобытное явление культуры, свидетельствующее о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. проникает на Русь. В начале XI в. грамотность проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский. «Почитание книжное» считалось престижным. Летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела читать и писать. Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха.
О широком распространении грамотности в разных социальных группах древнерусского населения свидетельствуют записи на шиферных пряслицах и других ремесленных изделиях XI-XII вв., надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи с XI в. К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей – «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава.
В первой половине XI в. (или даже в конце X в.) возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на предшествующих текстах – «Повесть временных лет» была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестору принадлежит и «Житие Феодосия», «Чтение о житии и погублении» Бориса и Глеба. Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Иллариона, первого киевского митрополита – русского по происхождению. В «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049 г.) он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русь, но и всю Русскую землю. Новый жанр представляло «Хождение» игумена Даниила – описание его путешествия в Палестину в 1106-1108 гг. Выдающимся памятником культуры Древней Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).
Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. К сожалению, памятники деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений. Каменное строительство началось на Руси в конце X в. Около 1037 г. был поострен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. В 30-х гг. XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была украшена мозаикой и фресками. Замечательным произведением искусства является Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.).
Большие успехи были достигнуты в ремесле. В XII в. насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Высокого развития достигли металлообработка, гончарное искусство. В X в. появляется гончарный круг. Велики были достижения древнерусских ювелиров, которые использовали очень сложную технику (зернь, скань, перегородчатая эмаль).
Высокая и своеобразная культура стала одним из факторов формирования древнерусской народности – основы дальнейшего возникновения великорусской, украинской и белорусской народностей. Как показал историк В.В. Мавродин, древнерусская народность имела и другие атрибуты такого рода общности: территорию обитания, язык, единство экономической и политической жизни.
Эта народность, вовлекая в ареал своей жизнедеятельности различные этносы, устанавливая контакты с соседними государствами, создала своеобразную древнерусскую цивилизацию. Тезис о том, что русская цивилизация была на «стыке» западной и восточной цивилизаций, нуждается в корректировке, ибо придает нашей цивилизации эклектичность. Древнерусская цивилизация как вариант российской цивилизации - это особая своеобразная цивилизация, в создании которой наряду с главной силой – славянами, сыграли свою роль балты и финно-угры, тюрки и иранцы и даже генетическая память о скифах, сарматах и древнегреческих городах-государствах, когда-то существовавших на этой территории. По уровню экономического, политического и культурного развития Русь IX – XII вв. не уступала ведущим западноевропейским государствам и явилась важным этапом в жизни восточного славянства. Древнерусское государство (Киевская Русь), объединившее многочисленные славянские и неславянские племена и ставшее одним из крупнейших государств Европы X - XII вв., создало благоприятные условия для политического, социального и культурного развития восточного славянства и является общей исторической Родиной русского, украинского и белорусского народов. Вот почему нельзя согласиться с утверждениями современных украинских историков о том, что Киевская Русь – первое историческое государство исключительно украинского народа.