Основные этапы подготовки курсовой работы
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
РУКОВОДСТВО
ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ,
КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ
работ
В Руководстве изложена методика подготовки рефератов, контрольных, курсовых работ, а также определены основные обязанности научных руководителей по руководству курсовыми работами.
Ростов-на-Дону
ВВЕДЕНИЕ
Одной из форм активизации образовательного процесса, усиления его практической направленности является подготовка студентами письменных работ: контрольных, рефератов, курсовых. В процессе подготовки письменных работ (особенно курсовых) у студентов развивается творческая активность, формируются умения выявлять имеющиеся в сфере экономической деятельности проблемы и находить пути их решения.
Письменные работы позволяют оценить:
– способность студента творчески применять принципы научного анализа экономических, социальных и политических процессов;
– умение анализировать использованные источники информации, формулировать выдвигаемые положения, аргументировано обосновывать выводы и рекомендации, правильно использовать отечественный и зарубежный опыт.
Письменные работы выполняются в соответствии с учебными планами специальностей и рабочими программами учебных дисциплин. Они оформляются с соблюдением определенных правил.
Выпускная квалификационная и курсовая работы носят преимущественно исследовательский характер. Овладение элементами исследовательской деятельности, в соответствии с государственными образовательными стандартами, является частью профессиональной подготовки специалистов таможенных органов.
Основными факторами, влияющими на оценку выпускных квалификационных и курсовых работ, являются:
– актуальность темы, оригинальность и новизна исследования;
– глубина анализа и обоснованность разработанных предложений;
– полнота исходных фактических данных;
– умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала, проводить математическое и экспериментальное моделирование;
– количество, характер использованных литературных источников и умение анализировать их;
– уровень самостоятельности при выполнении выпускной квалификационной (курсовой) работы;
– стиль и логичность изложения;
– правильность и ценность теоретических выводов;
– качество оформления работы;
– компетентность, проявленная при защите.
Целью данного Руководства является изложение обобщенной методики подготовки письменных работ и основных требований к их оформлению.
В основу Руководства положены требования нормативных документов по их оформлению, а также, результаты изучения многолетней практики подготовки письменных работ во многих вузах России.
Использование методики и положений, представленных в настоящем Руководстве, позволит повысить качество подготовки и оформления всех видов письменных работ.
Требованиянастоящего Руководства распространяются:
а) в полном объеме - на студентов, обучающихся по основным образовательным программам, соответствующим ГОС ВПО 2-го поколения;
б) в части подготовки и оформления рефератов, контрольных и курсовых работ - на студентов, обучающихся по основным образовательным программам, соответствующим ФГОС ВПО 3-го поколения.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Основные этапы подготовки курсовой работы
Курсовая работа выполняется на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п.
Первым этапом подготовки курсовой работы является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать:
– актуальность;
– личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности;
– возможность подбора необходимого фактического материала, наличие статистических данных.
После выбора темы и уяснения (с помощью научного руководителя) целевой установки курсовой работы определяются объект, предмет и границы исследования.
На втором этапе производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки:
– работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.;
– использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант Плюс» и др.;
– поиска информации в сети Интернет;
– работы с научной и учебной литературой.
Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления:
– с нормативно-правовыми документами;
– со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.);
– с монографиями по теме курсовой работы, реферативными и периодическими научными изданиями, учебниками и т.д.;
– с каталогами-указателями источников.
При изучении источников информации используются разные формы записи, а иногда одновременно две-три.
Цитирование используется, когда необходимо точно воспроизвести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкрепить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора.
Тезисыдают возможность лаконично изложить главные положения публикации в той последовательности, в которой они представлены в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной.
Конспектпредставляет собой изложение публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты под их названиями. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики и рисунки.
После изучения научной и учебной литературы, других источников информации необходимо обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследования.
Гипотеза – это система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении.
Формулируя гипотезу, студент должен выявить противоречия в исследуемой проблеме и определить основное направление исследования.
Правильно сформулированная гипотеза, как правило, предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер и объем необходимого и достаточного фактического материала и устанавливает определенный аспект в разработке проблемы. Гипотеза, направляя ход исследования, может уточняться (совершенствоваться) в процессе его проведения. Она проверяется в ходе выполнения моделирования и проведения эксперимента, сопоставляется с имеющимся практическим опытом, статистическими материалами и данными науки и либо подтверждается как верная, либо опровергается как несостоятельная.
Приступая к изложению материалов исследования, студенту необходимо помнить, что курсовая работа должна иметь четкую структуру. Объем курсовой работы должен составлять 25–30 страниц (без учета иллюстраций и приложений).
Во введениикурсовой работы (2–4 страницы) излагается решаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость для таможенной деятельности, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, дается краткий перечень предшествующих работ, излагаются цели, задачи и замысел исследования, формулируются объект и предмет исследования, приводится перечень организаций и таможенных органов, на базе которых было проведено исследование.
В основной части, состоящей из двух глав, излагаются главные аспекты содержания курсовой работы. В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы таможенных органов, обосновываются цели и задачи курсовой работы, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен быть более 30% всей работы.
Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них приводятся исходные данные, последовательность проводимых расчетов, в том числе с использованием ПЭВМ, излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объем этой части, как правило, составляет около 60% от общего объема работы.
Если в работе расчеты и моделирование выполнялись с использованием ПЭВМ, то в тексте приводятся их основные результаты и анализ, а в приложения включаются формульные зависимости, блок-схема алгоритмов, идентификаторы и распечатка программы ПЭВМ.
Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения.
Заключение(2–3 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов в деятельности таможенных органов. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.
Процесс написания курсовой работы может быть различным. В одном случае подготавливается черновой вариант всей работы, а затем редактируется каждая ее глава, в другом – курсовой работы может готовиться последовательно по главам: после того, как одна глава полностью отработана и отредактирована, переходят к следующей.
Положительной стороной первого варианта является возможность оперативного внесения необходимых изменений в структуру отдельных частей и содержание курсовой работы в целом до ее тщательного редактирования, без дополнительных затрат на исправление материала, который впоследствии может оказаться ненужным.
При подготовке курсовой работы рекомендуется использовать различные методы моделирования, постановку и проведение экспериментов, широкое применение средств вычислительной техники. Необходимо, чтобы работа носила творческий, исследовательский характер, в обязательном порядке содержала ссылки на использованные источники информации. Освещение опыта практической деятельности таможенных организаций должно быть выполнено в органичном единстве с анализом общественно-политических и социально-экономических процессов российского общества.
Все содержание курсовой работы должны быть связано единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. Материал работы не следует излишне перегружать иностранными словами и сложно построенными предложениями, в то же время нужно избегать чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз, допускающих двойное толкование, и т.п. Необходимо добиться лаконичности и четкости формулировок, точности определений, литературной формы изложения. В то же время работа не должна носить характер справки или доклада.
Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений таможенных органов свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.
Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Динамика основных показателей приведена ...».
В курсовой работе важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.
Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении выпускных квалификационных работ, являются:
– недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния;
– использование устаревших статистических данных;
– слабая расчетная часть и недостаточное использование при их проведении средств вычислительной техники;
– отсутствие в работе иллюстративного материала;
– поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;
– нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;
– отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;
– превышение установленных объемов текстового материала;
– нарушение требований к оформлению работы.
Курсовая работа
Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, носящая преимущественно исследовательский характер и выполняемая по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.
Цель курсовой работы – обучение студентов самостоятельному применению полученных в процессе изучения учебной дисциплины знаний для решения практических задач, проведению анализа, обобщению и систематизации материалов специальной литературы и статистических данных, а также проведению исследований теоретических и практических проблем. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студентов навыков самостоятельного творческого мышления, овладению методами современных научных исследований, углубленному изучению заданной темы, направления или раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и иных источников).
В ходе подготовки курсовой работы студентам необходимо обратить внимание на новые, актуальные идеи, изложенные в современной научной литературе, нормативно-правовых актах Правительства РФ и других источниках, и, по возможности, изложить самостоятельное видение исследуемой проблемы, сформулировать предложения и рекомендации по ее решению. Курсовую работу следует готовить по одному-двум вопросам, ответы на которые должны быть взаимосвязаны и глубоко обоснованы. При этом нужно иметь в виду, что в дальнейшем материалы курсовой работы целесообразно использовать при подготовке ВКР.
Тематика курсовых работ разрабатывается ведущими преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и утверждается на заседании кафедры.
Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя. С ним согласовываются составленные студентом план и график написания курсовой работы, уточняются основные этапы и сроки их выполнения, список источников, определяется время представления работы научному руководителю, готовность доклада.
Основой подготовки курсовой работы служат учебники и учебные пособия по данной дисциплине, специальные научные публикации по исследуемой проблеме, а также статьи, монографии, научные отчеты, тезисы научных конференций, материалы, собранные студентами при проведении различных видов практики. При подборе необходимых источников информации используются: список литературы, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины и планами семинарских или практических занятий по соответствующей теме или разделу; библиография, приводимая в конце учебников и книг, изучаемых по данной дисциплине; алфавитный и систематический каталоги библиотеки. Проработка подобранной литературы заключается в формировании гипотезы, позволяющей ответить на вопросы, рассматриваемые в курсовой работе.
Структура курсовой работы обычно содержит: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из 2–3 глав, заключение, список использованных источников, приложения. Рекомендуемый объем курсовой работы (без иллюстраций, таблиц и приложений) не должен превышать 25–30 страниц машинописного текста.
Во введении (рекомендуемый объем – 2–4 страницы) четко излагается суть содержания и гипотеза, на базе которой решается проблема, обосновывается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость, кратко излагается цель работы, степень освещения рассматриваемой проблемы в литературе, приводятся конкретные вопросы (обычно не более двух-трех) рассматриваемые в курсовой работе.
В основной части курсовой работы (рекомендуемый объем – 22–26 страниц) раскрываются сущность рассматриваемых вопросов, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе; приводится анализ реального состояния исследуемой проблемы на примере работы таможенных органов; предлагаются возможные пути ее разрешения, а также излагаются методики и приводятся доказательства, исходные данные, последовательность расчетов (в том числе с использованием ПЭВМ) и излагаются результаты работы. Кроме того, могут быть представлены алгоритмы, графики, таблицы, диаграммы и т.д.
В заключении (рекомендуемый объем – 2–3 страницы) формулируются общие теоретические выводы и излагаются практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности таможенных органов.
В конце курсовой работы приводится список использованных источников. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, также делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.
Статистические данные, используемые при решении поставленной в курсовой работе задачи, рекомендуется подбирать за последние нескольколет (месяцев).