Понятие новых социальных движений

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Широкий спектр популярных движений, отличающихся отказом от обычных методов политической организации и выражения мнений и экспериментирующих с новыми формами социальных отношений, гуманитарных и культурных ценностей. В развитых капиталистических странах эти движения сложились вокруг проблем, связанных с феминизмом (feminism), экологией (ecologie), борьбой за мир и за ядерную безопасность. В Африке, Азии и Латинской Америке эти движения охватывают более широкие проблемы. В Латинской Америке в период сопротивления военным режимам и последующей демократизации в число таких движений входили: католические низовые общины, ассоциации соседей и скваттеров (крестьян, захватывающих необрабатываемые земли латифундистов), борцы за права женщин и права человека, крестьянские кооперативы, активисты борьбы за охрану природы. Новые движения отражают множество социальных проблем (обусловленных расовыми, половыми и культурными противоречиями, равно как и классовыми различиями). Они стремятся к расширению "политического" народовластия и к усилению роли гражданского общества за счет сокращения контроля со стороны государства (state). Однако сама их многочисленность создает проблемы как методологического, так и политического порядка. Неясно, существует ли общее определение "нового социального движения". Политически они сталкиваются с проблемами самосохранения и уязвимы как перед кооптацией, так и перед репрессиями со стороны государства. Тем не менее существование новых социальных движений ставит под сомнение представление о "конце политики", поскольку они представляют собой новые типы и новые уровни борьбы за эгалитарные ценности.

Социальные движения - совокупность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных социальных процессов и изменений или на противодействие им.

Вызывают их недовольство людей жизнью в целом или определенными его аспектами. Способствуют этому активизация структурных изменений в обществе, социальная дезорганизация, культурные течения. Распространяются они на волне осознания людьми полезности своего объединения для достижения целей, возможности выполнять новые социальные роли, повышать свой социальный статус.

Социальные движения, с одной стороны, могут нагнетать напряженность и конфликты в обществе, с другой - быть средством и инструментом их преодоления. Они всегда высокодинамичные, но не устойчивы. Появляются в связи с определенными причинами и прекращают свое существование после их исчезновения. В них задействовано ограниченное (хотя и не имела) количество людей. Отношение большинства людей к таким движениям безразлично, иногда и неприязненное. Ведь в них заинтересованы, как правило, только их непосредственные участники.

Социальные движения не имеют своей организации, официального членства с фиксированными правами и нормами поведения, санкциями, закрепленными статусными ролями. Если социальное движение достигает стадии формальной организации, где действуют установленные правила и нормы поведения, он превращается в организацию.

В своем развитии социальные движения проходят несколько стадий: возникновение, объединения, формализации, распада и исчезновения.

Стадия возникновения (обеспокоенности). На этой стадии доминируют социальная неудовлетворенность определенными аспектами жизни, чувство социальной несправедливости, неуверенности. Кризис традиционной идеологии, чувство страха, нестабильности своего положения в социальной среде, неуверенности в эффективности нововведений формируют у людей социальную озабоченность. Так, в результате внедрения в Украине рыночных отношений, резких изменений социальных ценностей и норм поведения миллионы людей столкнулись с трудностями социальной адаптации. Это породило социальную озабоченность в определенных слоях населения, создало предпосылки для возникновения различных социальных движений.

Стадия объединения (возбуждение). Озабоченность людей определенной проблемой настолько фокусируется на конкретных социальных объектах, что побуждает их к активным действиям. Они собираются для обсуждения проблем. Появляются агитаторы, выдвигаются лидеры. От их активности, способностей и популярности зависит дальнейшее развитие движения. Именно на этой стадии лидеры определяют его политику и тактику, стремятся привлечь как можно больше людей. Движение может формировать союзы с другими близкими движениями и организациями, популяризировать идеи, доводить до общественности результаты своих действий. Эта стадия развития общественного движения охватывает, как правило, незначительный промежуток времени, завершаясь или переходом в фазу формализации, либо потерей у людей любого интереса к движению.

Стадия формализации и бюрократизации. Этой фазы достигают далеко не все движения. Формализация и бюрократизация повышают эффективность деятельности движения, популярность лидеров. Идеология движения становится определенной и понятной. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных участников движения, более четко кристаллизует его цель. На этой стадии формируются традиции поддержки и защиты интересов его членов, символика и кодексы.

Стадия распада. Движение может прекратить свое существование даже на ранних стадиях развития. Под влиянием внутренних и внешних условий, по достижении своих задач, или исчезновения причин, обусловивших появление движения, он распадается (прекращает свое существование) или же превращается в социальный институт или организацию. Именно так часто создаются новые политические партии (НРУ, Партия зеленых). Иногда движение распадается на автономные, часто конфликтующие между собой образование, которые, теряя влияние и популярность, впоследствии прекращают существование. В недемократических обществах движение, если он становится опасным и нежелательным для власти, может быть запрещенным или уничтоженным властями.

Причины развертывания общественных движений в социологии трактуются неодинаково. С точки зрения теории депривации (Дж. Роуз, Д. Моррисон) люди объединяются в общественные движения вследствие определенных материальных потерь, а участие в движениях является средством поиска источников доходов. Согласно теории массового общества (В. Корнхаузер) общественные движения возникают как результат объединения людей, испытывающих дефицит социальных связей и общения. В теории мобилизации ресурсов (Л. Киллиан) развитие общественных движений объясняется стремлением людей реализовать свои ценностные ориентации. Теория новых социальных движений (Дж. Маккарти, X. Кризи) рассматривает новые социальные движения (экологические, антивоенные, феминистические и др.). Как ответ на экспансию государственной власти, средств массовой информации.

Поскольку общественные движения являются динамическими, их непросто классифицировать. Целью общественных движений могут быть социальные перевороты (революция, контрреволюция), конкретные политические результаты (движение в поддержку политического лидера), экономические, культурные, социальные и другие реформы, улучшение экологической ситуации, изменение сознания и поведения участников движения (движение анонимных алкоголиков, культовые движения ), Улучшение правового, материального и социального положения отдельных групп населения (молодежный, феминистический, эмигрантское движения) и т.п.. Одни движения преследуют ограниченные по масштабу цели (движение за спасение редких животных), другие отличаются необычайной широтой (движение за запрещение ядерного оружия).

Экспрессивные движения. Возникают вследствие пребывания людей в рамках ограниченной социальной системы, которая их не удовлетворяет. Реальная действительность для участника такого движения не является привлекательной, поэтому он с помощью ритуалов, танцев, игр, видений, мечтаний и других форм эмоциональной экспрессии ищет эмоционального облегчения.

В наше время эти движения проявляются в молодежной среде (хиппи, рокеры, байкеры), когда их участники стремятся создать свою субкультуру, дистанцироваться от официального общества. Некоторые экспрессивные движения обращают свой взор не в будущее, а в прошлом - ветеранов войны, монархические движения, движения по возрождению казачества, которые возрождают забытую символику, ритуалы и т.п.. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, но иногда могут прокладывать путь к реформам, восстаний, возбуждать пассивное население. Поэтому они являются промежуточным звеном между неполитическими и политическими движениями.

Утопические движения. Встают на волне стремлений теоретически обосновать совершенное человеческое общество. Сначала небольшие группы их участников были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока). Они оказались достаточно жизнеспособными, поскольку их участники не стремились к личному счастью и материального благосостояния. Зато идеология светских утопических движений основывалась на концепции доброй, альтруистического человека. Игнорирование их лидерами таких естественных стремлений человека, как желание личного благополучия, реализовать свои способности и получить вознаграждение вызывали угасание таких движений. Но поскольку утопические идеи есть жизнестойкими, после распада одного движения его идеи возрождаются в других.

Наши рекомендации