Новые тенденции в развитии современного государства

Одно из главных явлений, происходящих сегодня в мире – процесс глобализации современного мира, которая повлияла на все стороны жизни государства.

Тенденции

  1. Переход государств от тоталитарных и авторитарных политических режимов к демократии – одна из ведущих тенденций. Тут имеет место тенденция демократической ограниченности и самоограничения суверенитета государства, идущая на смену абсолютному суверенитету: в условиях взаимозависимого глобального мира решение отдельных проблем предполагает разумное отношение к требованиям других государств (например, требования одной страны другой ликвидировать последствия катастрофы на атомной станции уже не расценивается сегодня как вмешательство во внутренние дела этой страны).
  2. Тенденция ограничения государственной власти (как со стороны закона, так и со стороны общества). Власть перераспределяется между высшими органами власти в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности решений, то есть развития самоуправления. Это должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлеченности граждан в управленческий процесс, в процесс принятия политических и социально-экономических решений.
  3. Становление новейших форм государственных образований:
    1. Новый тип XXI века – государство в экономических границах: расширение экономической зоны хозяйствования за пределы своего государства и превращение своей страны в страну-систему, в которой политический суверенитет не совпадает с экономическим. Этот тип государства формируется в основном в сопредельных государствах.
    2. Несопредельное государство. Включает в себя несопредельные анклавы. Речь идет о распространении национальных диаспор по всему миру и тяготение их к материнским системам в плане налаживания экономических и финансовых связей.
    3. Государство в государстве. Этот тип может сформироваться в перспективе. Это связано с изменением сущности государства под влиянием глобализации.
  4. Тенденция к интеграции экономической и политической жизни. Она проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейский Союз. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламент и единых контролирующих органов. Их функции свидетельствуют о более тесной политической интеграции стран Западной и Центральной Европы, идущей одновременно с экономической интеграцией.
  5. Тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств: дробление государств, создание самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделение автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий вплоть до создания самостоятельного государства. + явления сепаратизма, что ведет к увеличению количества государств. В 1990-х распались СССР, Чехословакия, Югославия. Также могут быть дезинтеграционные процессы в унитарных государствах (Бельгия, которая связана с разделением на три языковых сообщества).
    1. часто процессы дезинтеграции сопровождаются этническими конфликтами. Поэтому необходимо определить пределы дробления государств на базе национально-политических движений. Многие национальные проблемы можно решить в рамках расширения прав автономий и передачи им больших полномочий от центральных органов государственной власти.
  6. Стремление иметь национальную идею, объединяющую общество. Если нет этой идеи, то государство теряет свою интеграционную функцию. Разные группы будут оказывать давление на высшие органы власти и требовать «свою долю общественного пирога», а государство не будет выражать интересы всего общества. Такая идеологическая опора нужна в России. Наличие такой идеи способствовало бы укреплению стабильности государства.

Наши рекомендации