Виды иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь, их общий правовой статус и различия
Конституционно-правовой статус иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией, законами «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О беженцах» и другими нормативными правовыми актами.
Иностранные граждане- лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Сюда входят следующие категории иностранных граждан:
· постоянно проживающие в Республике Беларусь;
· временно проживающие в Республике Беларусь;
· временно пребывающие в Республику Беларусь.
Лица без гражданства- лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.[7].
Разрешение на постоянное жительство выдается иностранным гражданам, если они подпадают под следующие условия:
· находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
· заключили брак с гражданином Республики Беларусь;
· являются работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь;
· являются сотрудниками международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь;
· являются высококвалифицированными работниками, в которых нуждается Республика Беларусь;
· инвестируют не менее 150 тыс. евро в экономику Республики Беларусь и реализацию конкретных государственных программ.
Некоторые иностранцы имеют двойное гражданство и называются бипатридами. Большинство государств отрицательно относятся к многогражданству и заключают договоры о предотвращении подобных случаев.
В соответствии со ст. 11 Закона «О гражданстве Республики Беларусь», за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.
Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Беларуси правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Все иностранные граждане равны перед законом. В случае ареста или задержания иностранного гражданина соответствующий орган должен проинформировать Министерство иностранных дел той страны, гражданином которой данное лицо является.
Положения законодательства относительно правового статуса иностранных граждан применяются на взаимной основе.
Законодательство закрепляет отдельные права, которые не могут быть использованы иностранными гражданами:
· избирать и быть избранными в государственные органы;
· участвовать в референдумах;
· быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели;
· занимать должности, требующие наличия гражданства Республики Беларусь;
· исполнять всеобщую воинскую обязанность. Законодательство Республики Беларусь предусматривает
· случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранных граждан. Так, они могут быть выдворены в следующих случаях:
· если это необходимо для охраны здоровья и интересов граждан Республики Беларусь;
· лицо нарушило законодательство о правовом положении иностранных граждан;
· действия лица противоречат интересам государственной безопасности или охране общественного порядка.
· Иностранный гражданин подлежит выдворению также в случаях:
· незаконного прибытия в Республику Беларусь;
· совершения тяжкого преступления вне территории Республики Беларусь;
· аннулирования разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь;
· получения уведомления об отказе в признании его беженцем.
Иностранным гражданам в соответствии со ст. 12 Конституции и законодательством Республики Беларусь может быть предоставлено право убежища.[6].
Вопрос № 7
Проголосовав за кандидата в депутаты на своем избирательном участке, избиратель С. Сидоров и его немецкий партнер по предпринимательской деятельности X. Штимм стали агитировать за кандидата в депутаты И. Иванова, мотивировав, что сам кандидат И. Иванов попросил их об этом. Могут ли С. Сидоров и X. Штимм вести предвыборную агитацию? Обоснуйте ответ. Что означает термин «доверенное лицо кандидата в депутаты»? Являются ли С. Сидоров и X. Штимм доверенными лицами И. Иванова? Могут ли доверенные лица депутата обсуждать его личные качества?
Избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов и установления отношений между избираемыми (избранными) и избирателями.
Понятие «избирательная система» отличается от понятия «избирательное право» тем, что в объективном смысле избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями; в субъективном смысле - это право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов.
Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать принципы организации и проведения выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции Республики Беларусь и регламентируются Избирательным кодексом Республики Беларусь (гл. 2). В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».
Х.Штимм не вправе вести предвыборную агитацию, так как иностранные граждане не вправе принимать участия в агитации, а также согласно ст. 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь под термином «предвыборная агитация», понимается деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них. в соответствии с вышеизложенным, можно сказать, что только С.Сидоров мог вести предвыборную агитацию.
Согласно действующего избирательного законодательства агитация кандидатов в депутаты и их доверенных лиц осуществляется в трех формах: агитация через печатные материалы, через СМИ и путем проведения массовых мероприятий и встреч с избирателями.
Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по-своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в окружных избирательных комиссиях, которые после регистрации доверенным лицам выдают им удостоверения. А так как С.Сидоровым и Х. Шмитом не было предоставлено никаких документов, подтверждающих, что именно они являются доверенными лицами кандидата И.Иванова, соответственно они не могут являться доверенными лицами.
Да могут, так как это не противоречит ст. 45 Избирательного кодекса Республики Беларусь, в котором указано, что гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов в депутаты предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов в депутаты, их политических, деловых и личных качеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями. [2].
Вопрос № 8
Президент возвращает закон, принятый двумя палатами Парламента, в Палату представителей с возражениями. Варианты действий Палаты представителей.
Палата представителей рассматривает закон с возражениями Президента не позднее тридцати дне, если закон принимается Палатой представителей, то закон вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется на рассмотрение в Совет Республики.
Данный механизм действий Палаты представителей указан в статье 100 Конституции Республики Беларусь, в которой указано, что «При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики…».[8],[9],[10].
Вопрос № 9
Палата представителей принимает закон. Совет Республики его отклоняет. Палаты Парламента создают согласительную комиссию на паритетной основе. Однако согласованный текст законопроекта выработать так и не удается. Дальнейшие шаги (схематично, коротко) законодательного процесса.
В соответствии со статьей 100 Конституции Республики Беларусь:
а) так как согласованный текст законопроекта не удалось выработать, то Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения по законопроекту;
б) закон принимается Палатой представителей, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты.[1].
Вопрос № 10