Правовая информация и функциональные информационные системы государственно-правового характера
В термине правовая информация как бы аккумулировались такие понятия, как «источник права», «правовой материал», «правовые акты», «правовые документы» и другие, которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности.
В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.
Множественность таких задач и комплексность функций права, с одной стороны, предопределяют многообразие видов правовой информации и ее источников, с другой — порождают определенные трудности в ее отграничении от иных типов информации (научной, экономической, политической и др.). Этим и объясняется тот факт, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе можно встретить различные трактовки термина «правовая информация».
Многое зависит от того, какой аспект проблемы выдвигается на первый план, поскольку правовая информация, как и любая другая, может рассматриваться как в ее семантическом (смысловом), так и прагматическом аспектах. Обычно правовой информацией признается смысловое содержание правовых норм. При этом считается, что последние содержатся не только в актах высших и местных органов власти и управления, но и в ведомственных нормативных актах. В качестве источника правовой информации рассматривают также судебную, арбитражную и нотариальную практику.
Такой подход к анализу правовой информации правилен, но явно недостаточен. Смысловое содержание правовой информации весьма существенно влияет и на ее прагматический аспект, ибо общеобязательность правовых норм априори предопределяет ценность, практическую значимость правовой информации. Кроме того, в сфере юридической деятельности, в частности при решении конкретных правовых задач, используется информация, содержащаяся не только в правовых нормах, но и в ряде других источников.
Возьмем, например, такой вид юридической деятельности, как раскрытие и расследование преступлений. Здесь наряду с информацией, содержащейся в нормах УПК, которые регулируют процессуальный порядок данного вида деятельности, весьма широко используется информация, содержащаяся в источниках, именуемых следами преступления и преступника, а также в образах, запечатлевшихся в сознании людей (потерпевшего, свидетеля и самого преступника). Это источники криминалистической информации, которая есть не что иное, как разновидность правовой информации, поскольку именно на ее основе решаются задачи раскрытия и расследования преступлений.
Самостоятельным видом правовой информации является криминологическая информация. Она выявляется и анализируется при производстве криминологических исследований, представляющих собой одну из разновидностей юридической деятельности. Но предметом исследования здесь является не механизм конкретного преступления и его криминалистическая характеристика, как это имеет место в криминалистических исследованиях, а преступность как социальное явление, которое заключается в общественно опасном поведении людей, противоречащем требованиям уголовного закона; причины преступности, т. е. социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на преступность в целом и на совершение конкретных преступлений.
Совершенно очевидно, что в качестве источников информации здесь будут использоваться как нормы уголовного законодательства, определяющие понятие преступления и его виды, так и источники, в которых содержатся количественные и качественные характеристики преступности, ее состояние, структура, динамика, территориальное распределение и другие параметры. Если рассматривать такого рода информацию лишь с семантической точки зрения, то она имеет социально-правовой характер. С позиций же прагматического ее анализа — это правовая информация, так как используется в одном из видов юридической деятельности.
Все многообразие источников правовой информации принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные.
К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.
Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).
Что же касается собственно правовой информации, то она подразделяется на документальную и недокументальную.
К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. С этой точки зрения правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания (данные) о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.
К недокументальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные высказывания свидетеля преступления). Независимо от того, из какого источника получена правовая информация и на каком носителе она представлена, к ней предъявляются определенные требования. Она должна быть достоверной, т. е. строго соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов. Кроме того, она должна быть полной, т. е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования и результаты их познания. И, наконец, полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.
Системы управления, как правило, имеют сложную организацию, то есть состоят из комплекса подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. В тех случаях, когда та или иная подсистема выполняет функцию управления, ее именуют функциональной системой управления. Если функции подсистемы ограничены информационным обеспечением юридической деятельности, ее называют системой информационного обеспечения.
Системы государственно-правового характера относятся к числу целенаправленных механизмов управления. Они тесно связаны с правом и в силу этого выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они имеют субъекты и объекты воздействия, каналы прямых и обратных связей, посредством которых и осуществляются процессы сбора, обработки и использования информации и в конечном итоге процессы управления.
Таким образом, функциональные государственно-правовые системы — достаточно сложный вид общественных образований. Как часть общества, как его правовая надстройка функциональные государственно-правовые системы представляют собой живой организм в его функционировании и развитии. В связи с этим указанные системы иногда определяют как объединения систем государственных органов и систем законодательства и других объектов и явлений. В качестве системных образований могут выступать глобальные социально-правовые образования (государственно-правовая система общества в целом, правовая надстройка как часть политической системы) и их различные подсистемы, элементами которых могут быть, скажем, органы прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел, механизмы правосознания, правотворчества, поддерживания правопорядка. Важнейшими системами такого рода являются механизмы правового регулирования хозяйственных, финансовых, трудовых и иных общественных отношений.
В качестве подсистемы функциональных государственно-правовых систем могут выступать и процессы, например, принятия законов, разрешения хозяйственных споров, рассмотрения дел в судах.
Итак, функциональные системы в сфере юридической деятельности выступают как материализованные целостные механизмы для решения задач, возникающих в связи с необходимостью достижения поставленных целей. Поэтому их структура и функции увязаны со структурой целей. В свою очередь цели различных элементов, подсистем государственно-правовых систем определенным образом увязаны между собой. В этом смысле вся совокупность целей социальных систем образует некое иерархическое «дерево» целей, реализация которых и составляет содержание того или иного вида юридической деятельности.
Все управляемые системы, функционирующие в сфере юридической деятельности, структурно можно подразделить на субъекты и объекты управления, или на управляющие и управляемые подсистемы. Управляющие подсистемы осуществляют управляющие, регулирующие и иные воздействия. К ним относятся соответствующие органы государственной власти, и управления, суды, прокуратура, общественные организации и т. д. Управляемые системы подвергаются управленческим воздействиям. Объектом управления (управляемой подсистемой) служит поведение субъекта — предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и т. д. Управляющие и управляемые подсистемы имеют каналы прямых и обратных информационных связей. Каналы прямых связей идут от управляющей подсистемы к управляемой, а обратной связи — от управляемой подсистемы к управляющей. Вне информационного обмена невозможно ни функционирование системы, ни управление ею.
Поясним это на примере такой государственно-правовой системы, как система «Юстиция». Одна из задач этой системы — борьба с правонарушениями. Как целостный механизм она имеет следующую структуру: специфические государственные органы, объединенные понятием гражданской, уголовной и административной юстиции; юридические и иные нормы; действия людей.
Субъектами этой системы являются органы внутренних дел, прокуратуры, суда и др.; объектом воздействия — поведение людей. Выполняя свою функцию, данная система взаимодействует с другими функциональными системами, с такими, в частности, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества.
Связи между субъектами и объектами воздействия этой системы — информационные. Органы юстиции имеют специфические программы функционирования — юридические и иные нормы. В этих нормах содержится информация о целях и задачах органов юстиции, о формах и методах их деятельности, о порядке рассмотрения дел, о неправомерном поведении граждан и др.
Органы системы «Юстиция» руководствуются этими программами в своей непосредственной деятельности. Осуществляя ежедневно свои функции, эти органы выявляют преступления, административные проступки, неправомерные акты и др. Следовательно, по каналам прямой связи к субъекту воздействия поступает разнородная социально-правовая информация, касающаяся поведения людей. Органы юстиции (каждый по своей линии и в пределах своей компетенции) собирают и обрабатывают поступающую информацию; на ее основе возбуждают и расследуют уголовные дела, проводят дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство, рассматривают административные проступки и т. п. По каналам обратной связи в систему поступает информация о результатах ее деятельности. Таким образом, функционирование любой системы правового характера всегда связано со сбором, обработкой и использованием информации.
3. Автоматизированное рабочее место (АРМ): понятие, принципы построения
Понятие автоматизированных рабочих мест (АРМ) возникло в 70-е годы и трактовалось как средство для создания систем автоматизации проектирования и рассматривалось в качестве одного из возможных вариантов разработки интегрированных пакетов. На начальных этапах автоматизированной обработки данных понятие это ассоциировалось с графическими проектными комплексами на базе мини-ЭВМ, что налагало специфику на характеристики его программного, технического, информационного и организационного обеспечения. Доминантой была машинная графика. Задачи в основном сводились к построению сложных схем, их модификации и отображению результатов проектирования с помощью графопостроителей. При таком подходе область применения АРМ была крайне узкой и касалась в основном машиностроения, радиоэлектроники, микроэлектроники и т. д. - отраслей, где необходимо было выполнять большой объем графических и чертежных работ.
Ситуация коренным образом изменилась с начала массового выпуска персональных компьютеров. Сейчас уже трудно представить какое бы то ни было производство, функционирующее без применения ПК. Идеальным средством для их внедрения и стали автоматизированные рабочие места специалистов.
В научной литературе трактовки АРМ различаются в зависимости от назначения и предметной области. На рис.1 схематично показано абстрактное рабочее место специалиста.
Для выполнения своей работы специалист, как правило, применяет определенные знания, навыки, приемы работы, использует справочники, нормативные документы, инструктивно-распорядительную документацию, а также пользуется различными инструментальными средствами в зависимости от сложности решаемых задач. Он использует в основном сведения из информационного пространства некоторой предметной области.
Рис. 1. Структура рабочего места специалиста
Автоматизация такого рабочего места должна предусматривать:
- операции по поиску нормативно-справочного материала;
- проведение вычислительных работ при минимальном вмешательстве человека;
- поиск сведений (в том числе необходимых показателей) в информационном пространстве;
- редактирование и оформление результатов работы, а также их вывод в нужной форме на соответствующие носители; фоновое выполнение локальных расчетных задач.
Для эффективного функционирования информационных систем необходима оперативная обработка больших массивов информации, включая подготовку данных для принятия решений на всех уровнях управления. В связи с этим возникла концепция распределенных информационных систем, предусматривающая законченную автоматизированную обработку информации на различных уровнях иерархии управления с последующей передачей необходимых агрегированных сведений снизу вверх. Реализация данной концепции выдвинула проблему создания на каждом уровне управления средств обработки информации, реализуемой в виде АРМ. Таким образом, автоматизированное рабочее место специалиста становится важнейшим звеном в области обработки информации и новым элементом информационных технологий [1].
Разработка и широкое внедрение АРМ стали возможными благодаря появлению интерактивных инструментальных средств,
Информационное пространство предметной области, включая нормативно-справочную информацию включая системы управления базами данных, средства визуализации, дружественные интерфейсы, развитию коммуникаций и интеграции этих достижений с оргтехникой в единую «линейку» автоматизированной обработки информации непосредственно на рабочем месте.
Присутствие АРМ в контуре управления предполагает постоянное использование компьютера для общения специалистов в процессе их непосредственной деятельности, связанной с решением в интерактивном режиме разнообразных задач, поддерживающих продуктивное функционирование хозяйственной системы.
Понятие АРМ в момент его появления квалифицировалось так: «АРМ - это профессионально ориентированный вычислительный комплекс, состоящий из терминального устройства (персонального компьютера) и специализированного программного обеспечения. Как правило, такой комплекс располагается непосредственно на рабочем месте специалиста и предназначается для автоматизации его работ».
Согласно ГОСТ 24003-84 АРМ определяется так: «АРМ представляет собой рабочее место персонала АСУ, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ».
В современной научной и учебной литературе имеется множество других определений, так или иначе связанных с последними достижениями научно-технического прогресса и развитием электронных средств обработки информации. Главным их компонентом остается понятие «рабочее место» - общепризнанный элемент организации труда вообще. Само рабочее место при этом трактуется как функционально ограниченная совокупность средств, ресурсов и предметов труда, необходимых конкретному исполнителю для его профессиональной деятельности. Кроме того, обычно учитываются особенности информационных технологий, использующих прогрессивные средства обработки данных.
Таким образом, АРМ - это диалоговая человеко-компъютерная система, представляющая собой организованную продуктивную среду по обработке информации, представленную методическими, организационно-правовыми, лингвистическими, программными, технологическими, эргономическими средствами, обеспечивающими реализацию профессиональных функций исполнителя (руководителя, специалиста) конкретной предметной области непосредственно на его рабочем месте [2].
АРМ - комплекс аппаратных и программных средств, организационных приемов, увязанных единой технологией, ориентированной на реализацию определенных проблем конкретной предметной области, а также регламентирующих документов и инструктивно-методических материалов.
Функционирование АРМ активизирует творческую активность, интенсифицирует деятельность, способствует повышению исполнительской дисциплины специалистов всех уровней.
Основными целями создания АРМ специалиста являются:
- совершенствование техники и технологии управления функционированием хозяйствующего субъекта;
- сокращение сроков подготовки и улучшение качества управленческих решений;
- повышение уровня информационной поддержки процесса управления конкретным субъектом;
- перенос акцента на творческую деятельность сотрудников аппарата управления за счет высвобождения их от рутинной обработки информации.
Для их достижения необходимо решение следующих задач:
-сбор, контроль, фиксация, передача, обработка, хранение и визуализация различных по форме, типу и структурированности сведений;
- интегрированная переработка информации, необходимой для управления хозяйствующим субъектом;
- накопление, хранение и организация доступа к информации в виде баз данных и/или баз знаний;
- транспортировка информации с использованием телекоммуникационных средств, обеспеченных должной защитой;
- оперативный доступ к информационным ресурсам с использованием сетевых информационных систем (локальных, региональных и/или глобальных).
Классификация АРМ
Существует несколько оснований классификации автоматизированных рабочих мест[3].
В соответствии с функциональными обязанностями специалистов различают АРМ экономиста, бухгалтера, секретаря, юриста, учителя и т. д. Они могут быть разработаны также для технического персонала - инспектора по кадрам, секретаря-референта, архивариуса и др.
В зависимости от используемых информационно-вычислительных ресурсов АРМ подразделяют на индивидуальные и корпоративные. Последние предполагают четкое выделение функций администрирования и более жесткие требования к методам организации работы пользователя.
Информационные АРМ решают задачи классификации, сбора, структурной организации, корректировки, хранения, поиска, выборки и выдачи информации. Для всех этих задач характерны простые вычислительные и логические процедуры. Информационные задачи наиболее трудоемки и занимают большую часть рабочего времени специалистов.
АРМ вычислительного типа решают в основном вычислительные и/или логические задачи. Их подразделяют на два типа: полностью и частично формализованные. Задачи первого типа решаются с использованием формальных алгоритмов, реализующих либо методы прямого счета, либо основанные на известных математических методах. Реализация задач второго типа осуществляется с использованием специального инструментария (методов и алгоритмов эвристического программирования, нейроматематики, нейроалгоритмов, нейросетевых решений и т. п.).
Интеллектуальные АРМ ориентированы на реализацию задач, связанных с семантической обработкой информации (текстов, речевой и видеоинформации).
АРМ классифицируют и по типу взаимодействия специалистов с компьютером. При разработке интерфейсов широкое распространение получили следующие методы организации режима диалога: выбор действий и/или функций из предлагаемого меню; выполнение функций, перечень и последовательность которых прописываются средствами командного языка, комбинированный режим (меню в сочетании со средствами командного языка). Кроме того, активное взаимодействие пользователя с компьютером может обеспечиваться за счет применения специальных диалоговых языков, языков разметки), а также речевых диалоговых систем.
Эффективность применения любого из перечисленных средств обусловлена не только простотой и удобством реализации проектных и программных решений, но и требованиями к организации диалога, учитывающего лингвистический, психологический и эргономический факторы.
В настоящее время известны речевые диалоговые системы, непосредственно встроенные в компьютер. Они способны адаптироваться и к голосу исполнителя, и к лексике предметной области, являясь по своей сути самообучающимися системами с характерными компонентами искусственного интеллекта. Кроме того, они обладают элементами защиты аппаратных средств и информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Голосовой интерфейс имеет ряд преимуществ: соотносится с наиболее естественной формой общения, обеспечивает оперативное взаимодействие с системой, не предусматривает посредников в виде промежуточных носителей и средств, обладает простотой в освоении пользователем лексики предметной области.
По степени зависимости АРМ подразделяются на автономные, полуавтономные и распределенные.
Автономные АРМ характеризуются замкнутым циклом обработки информации и используют собственные ресурсы. Первые системы такого типа строились на базе мини-ЭВМ и/или микро-ЭВМ, а в настоящее время создаются на основе персональных компьютеров. Автономные АРМ обеспечивают независимость и самостоятельность в работе исполнителя, простоту структуры комплекса технических средств. К числу их недостатков следует отнести дублирование информации в различных местах ее обработки, трудоемкость поддержания целостности данных и обеспечения их непротиворечивости.
Полуавтономные АРМ для решения некоторых задач используют наряду с собственными внешние ресурсы. Как правило, они функционируют либо в автономном режиме, либо в режиме связи с внешними источниками данных. Строятся они на той же технической базе, что и автономные, но дополняются средствами связи с более мощными вычислительными ресурсами (в виде аппаратуры приема-передачи данных).
Наиболее часто полуавтономные АРМ функционируют в качестве компонентов локальной вычислительной сети, расположенной на ограниченной территории (в пределах одного или нескольких помещений); при этом не используются телекоммуникационные средства связи общего назначения.
Распределенные АРМ функционируют в режиме телекоммуникационной связи с центральным информационно-вычислительным комплексом. Удаленные от головного компьютера рабочие места могут быть технически реализованы либо как абонентские пункты обработки данных, либо как дисплейные комплексы с клавиатурой, подключенные в качестве терминального средства к центральной ЭВМ посредством локальной или глобальной сети, либо как рабочие станции (клиенты).
Основные выгоды, связанные с применением сетей при функционировании полуавтономных и распределенных АРМ:
- создание высокопроизводительных систем обработки данных за счет объединения нескольких компьютеров в мощный информационно-вычислительный комплекс;
- повышение надежности системы благодаря сетевой организации обработки данных;
- автоматизация документооборота, позволяющая постепенно перейти на безбумажную технологию и в конечном итоге к электронному документообороту;
- эффективное использование ресурсов сети благодаря связи компонентов АРМ; обеспечивается групповая и одиночная рассылка документов, контролируется их прохождение и исполнение;
- интеграция вычислительных ресурсов и эффективное их использование за счет разделения во времени работы дорогостоящих периферийных устройств (высокоскоростной печати, электронных хранилищ данных);
- отсутствие дублирования данных у клиентов благодаря их централизованному хранению на сервере, обеспечение корпоративного доступа к файлам и базам данных.
Отметим, что построение современных АРМ, учитывающих перспективу, предполагает использование полнофункциональной экспертной системы с базами знаний, машиной логического вывода, подсистемой объяснений, способной истолковать пользователю полученные результаты для принятия эффективных решений.
Следует рассмотреть еще один из наиболее перспективных вариантов функционирования АРМ - так называемые мобильные или виртуальныеавтоматизированные рабочие места(ВАРМ).Они предполагают организацию единого информационного пространства, хранилища данных, электронного документооборота, подключение к Интернет, обеспечение эффективной защиты информации и телекоммуникационных каналов. В данном случае рабочее место рассматривается не как персональный компьютер, с которого выполняется работа, а как способ коммуникации с системой. ВАРМ формируется автоматически при входе в систему в зависимости от введенного идентификатора и пароля в рамках механизма электронного документооборота.
Наряду с рассмотренными вариантами классификации используются и другие подходы — с точки зрения состава программного обеспечения, единиц обработки данных, эргономических факторов и др.
Назначение АРМ юриста
Основными функциями юриста являются:
- подготовка шаблонов основных документов организации (образцы договоров, внешних отчетов, справок, передаваемых сторонним организациям и т. п.);
- юридическое сопровождение сделок.
С помощью системы АРМ может быть организовано проведение телесовещаний, создание электронной почты, предусматривающей безбумажный обмен служебной документацией между пользователями. АРМ присущ диалоговый метод решения задач (деловые игры). Многие АРМ включают в себя вспомогательный сервис: копирование, восстановление, архивирование, экспорт-импорт данных; подготовку корреспонденции с помощью текстового процессора, использование электронной почты.
Автоматизированные рабочие места в настоящее время организуются во всех сферах юридической деятельности. Так, АРМ системы делопроизводства суда включают в себя автоматизированные рабочие места секретарей канцелярии президиума суда, канцелярий по уголовным и гражданским делам, экспедиции, группы исполнения, архива.
АРМ секретаря канцелярии по гражданским (уголовным) делам суда первой инстанции обеспечивает решение следующих задач:
1. работа с базой данных суда 1-й инстанции;
2. регистрация входящих материалов из экспедиции; прием дел;
3. оформление документов для сдачи дел после слушания в архив или группу исполнения;
4. подготовка отчетов и обобщающих справок.
База данных АРМ секретаря пленума Верховного суда РФ включает в себя:
все действующие постановления пленума, проекты новых постановлений, перечень постановлений, утративших силу. АРМ обеспечивает автоматическое формирование в хронологическом порядке списков действующих постановлений пленума и постановлений, утративших силу. Предусмотрена возможность ввода текстов как с клавиатуры непосредственно в базу данных, так и с промежуточных носителей (гибких дисков).
Важной задачей внедрения новой информационной технологии является создание специализированных автоматизированных рабочих мест следователя, дознавателя, эксперта-криминалиста, оперативного дежурного, участкового инспектора и т. д. На этих рабочих местах должна готовиться и храниться вся их информация. Предусмотрена обработка любых видов документов. В результате станет возможной перестройка всей работы по формированию и оформлению уголовных и иных дел.
В базу данных комплекса АРМ следователя включены оперативная, справочная, доказательственная, методическая, организационная информация. К оперативной относится информация, получаемая из непроцессуальных источников, главным образом от органов дознания (сведения о судимости, другие данные оперативно-справочных учетов). К справочной — данные о состоянии преступности на следственном участке, в районе, области; сведения об организациях и предприятиях, списки правоохранительных органов, перечни экспертных учреждений и пр. К доказательственной — та, которая получена из процессуальных источников и содержит необходимые сведения об обстоятельствах расследуемого события.
Эта информация находится в материалах уголовного дела. К методической относится информация, сосредоточенная в специальной литературе в виде рекомендаций по расследованию отдельных видов преступлений, технике и тактике производства следственных действий. К организационной — сведения, содержащиеся в конспектах материалов уголовных дел, планах расследования преступлений, в том числе в сводных (календарных) планах и т. д.
Информационное обеспечение правоприменительной деятельности включает в себя также использование «малых форм» компьютеризации. Эти формы построены на непосредственном взаимодействии юриста с компьютером.
Системы, реализующие принципы малых форм компьютеризации, различны. Обобщающим является понятие «система поддержки решений». Здесь можно выделить две группы систем — информационные и консультационные.
Первая группа — информационные системы по праву и законодательству. Необходимость их создания вызывается тем, что возникла проблема перегрузки сознания и памяти юристов, занимающихся практической деятельностью (судей, прокуроров, адвокатов). Если юристу приходится оперировать массивом нормативных актов объемом в 200 и выше единиц, то начинает сказываться такой фактор, как недостаточность памяти. В принципе каждое юридическое действие должно быть подкреплено строго и хорошо организованной информацией. Так, информационно-поисковая система «Договор» предназначена для аккумуляции и выдачи данных в сфере гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений, информационно-поисковая система «Квалификация» — для аккумуляции и выдачи уголовно-правовой и иной информации.
Вторая группа систем поддержки решений — класс консультационных систем. В них компьютер помогает юристу анализировать различные правовые ситуации, исследовать логику рассуждений и аргументацию. К консультационным относится система «Ущерб», предназначенная для юридического анализа ситуаций привлечения рабочих и служащих к материальной ответственности при нанесении предприятию материального ущерба. Ряд аналогичных систем разработан в сфере криминалистики и судебной экспертизы.
Применение компьютера для проведения расчетов, подготовки материалов для арбитража получило достаточно широкое распространение. Возникает и такая проблема, как судебная оценка данных, полученных с применением информационных технологий. На практике встречаются случаи, когда отдельные представители судов безоговорочно доверяют расчетам и выводам, полученным в результате применения компьютера. Однако решение, основанное на некритическом восприятии машинного документа, не подвергнутое строгой процедуре и опровергаемое одной из сторон в гражданском судопроизводстве, подлежит отмене.