Внешняя политика Ивана IV Грозного
Всеобъемлющие внутренние реформы Ивана IV создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.
Восточное направление внешней политики. К этому времени главной внешнеполитической опасностью для государства была татарская.
К 1503 г. Золотая Орда распалась. Но на ее развалинах возник целый ряд государств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда. И каждое из этих государств стремилось жить за счет набегов на русские территории. Основным занятием татар стали поставки рабов на невольничьи рынки Османской империи.
Главной задачей внешней политики России в середине XVI в. стала необходимость ликвидации татарской опасности, прежде всего со стороны Казанского ханства. Борьба за присоединение Казани началась еще в конце XV в. и усилилась в 40-х гг. XVI в. Казань в 1524 г. признала протекторат Османской империи и призвала на ханский престол представителей крымской династии Гиреев. Вместе с этим казанские татары активизировали свои опустошительные набеги на русские земли. В ответ Москва предприняла ряд походов против Казанского ханства в 1545-1552 гг. Походы 1545 г., 1547-1548 гг. и 1549-1550 гг. оказались безрезультатными. Тогда Иван IV начал серьезную подготовку к новому походу. Был предпринят ряд мер, которые усилили армию; дипломатическим путем удалось нейтрализовать союзную Казани Ногайскую орду, в 30 км. от Казани была построена крепость Свияжск, в 1551 г. на казанский престол был возвращен промосковский Шейх - Али. Россия попыталась присоединить Казань мирным путем, но эта затея не удалась. Летом 1552 г. русское войско общей численностью до 60-70 тыс. человек со 150 орудиями под руководством царя двинулось из Москвы на Казань. 23 августа Казань была окружена плотным кольцом русских войск. Город был расположен на высоком обрывистом берегу р. Казанки, его защищали мощные дубовые стены и рвы, за которыми укрылись хан и местная знать. Началась осада ханской столицы. Она продолжалась до октября, наконец, минных дел мастера подвели под крепостные стены глубокие подкопы. Взрыв порохового заряда разрушил колодцы, питавшие город водой. 2 октября 1552 г. последовал общий штурм крепости. Сопротивляющиеся были перебиты самым жестоким образом, но не следует забывать, что из татарского плена было освобождено 100 тыс. русских полонянников.
Казанское ханство было ликвидировано. В состав Русского государства было включено все Среднее Поволжье с его многонациональным составом: татарами, чувашами, мордвой, удмуртами, мари.
Россия была заинтересована в получении выхода к Каспийскому морю. В 1556 г. бескровно была взята Астрахань. Вассалами московского царя признали себя Ногайская орда и Башкирия. После взятия Астрахани весь торговый путь по Волге оказался под контролем России.
Ханы, их дети, татарская знать переезжали в Россию, принимали крещение, наделялись вотчинами, становились слугами русского царя и пользовались всеми теми привилегиями, которыми пользовалась русская аристократия, хотя вживание в новую жизнь зачастую проходило болезненно.
После ликвидации Казанского и Астраханского ханств продвижение России на Восток продолжилось. В 1581 г. войска казаков под предводительством атамана Ермака взяли столицу Сибирского ханства - Искер или Сибирь (возле современного Тобольска). Продвижение России на Восток было успешным. За 100 лет русские присоединили огромную территорию от Большого Камня (Урала) до Тихого океана. Колонизация Сибири русскими была мирной.
Западное направление внешней политики - Ливонская война (1558 - 1583). Успешное решение "восточного вопроса" позволило правительству Ивана IV начать осуществление борьбы за выход России к Балтийскому морю, столь необходимого русскому правительству для установления непосредственных связей с Западной Европой. В тот период Прибалтика находилась под властью Ливонского ордена. Орден запирал для России выход к Балтийскому морю. К середине ХVI в. он находился на грани распада, но к его землям было приковано внимание Польши, Дании, Швеции. В России они видели угрозу для своих экономических и политических интересов. Они понимали, что если Россия получит выход к Балтийскому морю, то начнет здесь создавать свой флот и покончит с торговым и военным преимуществом Швеции, Дании и других морских держав на Балтике.
Формальным поводом к войне послужил вопрос о дани г. Юрьев Москве. По договору 1503 г. Ливония должна была выплачивать России дань за город Юрьев. Дани Ливония России не выплатила ни разу. Когда ливонские послы прибыли в Москву для продления мирного договора от 1534 г., то от них потребовали выплаты дани за 50 лет. Ливонцы согласились, но дани так и не выплатили.
Тогда в январе 1558 г. Иван IV объявил Ливонии войну. Начало войны сопровождалось победами русских войск. Уже за две недели боевых действий Ливонии был нанесен колоссальный ущерб. Ливонские города сдавались один за другим, и вскоре всю Ливонию охватила паника. В 1559 г. под влиянием группы деятелей, группировавшихся вокруг А.Ф. Адашева, склонных остановиться на достигнутом, с Ливонией было заключено перемирие. Воспользовавшись этим, ливонские феодалы заключили с польским королем соглашение, по которому ливонские земли переходили под протекторат польской короны. Затем Ливонский орден распался, а его земли поделили Швеция, Дания, Польша, Литва. Теперь за влияние в Прибалтике Россия должна была бороться с Польшей, Литовским государством, Швецией и Данией. После этого война стала принимать затяжной характер. Кроме того, в 1571 г. крымский хан Девлет - Гирей, видя трудности России в Ливонской войне, опричный террор, двинул огромное войско всех крымских сил на Москву, требуя возвращения Казани и Астрахани. В мае 120 тыс. крымских конников во главе с Девлет - Гиреем подошли к самой Москве. Царь тщетно пытался организовать сопротивление, и со своей опричной дружиной бежал на север. Татарам стрелой удалось зажечь кровлю колокольни Ивана Великого. Пожар невиданной силы сжег большую часть Москвы. Из-за сильного жара татары не смогли войти в Москву, но зато опустошили все окрестности и увели огромный полон. Через год Девлет - Гирей попытался повторить свой успех с еще большим войском, но возле с. Молоди у впадения р. Рожай в р. Лопасня потерпел сокрушительное поражение от русских войск и ушел в Степь. К этим бедам добавились неурожай и двухлетняя эпидемия чумы.
В 1569 г. Польша и Литва объединились. В Восточной Европе родилось новое мощное государство - Речь Посполитая. В 1576 г. польским королем стал один из лучших полководцев Европы Стефан Баторий. В 1579 г. он начинает военную кампанию против России. Он занял Полоцк, Великие Луки, а в 1581 г. со 100 тыс. войском осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и на. Но Псков не сдавался. Защитники Пскова отразили 31 штурм войск Стефана Батория, 46 раз сами совершали вылазки в лагерь противника.
Тяжелейшая оборона Пскова продолжалась шесть месяцев. Лучшие войска одного из лучших полководцев Европы умирали под стенами Пскова. И Стефан Баторий не выдержал и пошел на мирные переговоры с Россией.
В 1582 г. в Яме Запольском - местечке под Псковом было заключено перемирие с Речью Посполитой сроком на 10 лет, по которому Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой, а остальные русские земли, захваченные польским королем, были возвращены России. На следующий год в 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. За Швецией оставалось побережье Балтийского моря, города Ивангород, Копорье, Ям. В результате страна потеряла значительную часть своей территории.
Опричнина. Тяготы войны обострили внутреннее положение России. Иван IV стремился к активному продолжению войны, но встречал противодействие своего окружения. Разрыв царя с Избранной радой, опалы в отношении бояр вызвали недовольство феодальной знати, руководителей приказов, высшего духовенства. В рядах московского правительства возникла боярская оппозиция царю.
В обстановке роста боярских измен, неудач военных действий в Ливонии с 1565 по 1572 гг. Иван IV проводит политику репрессий в отношении боярства, которая получила название опричнины. Точки зрения ученых на причины опричнины различны, одна из них - взгляды царя и верхушки боярства на свое место и роль в русском обществе пришли в противоречие.
В период возвышения Москвы бояре из других княжеств стали переходить на более перспективную службу к московскому князю. Они служили московскому князю и полностью от него зависели. В этот период отношения между московским князем и его боярами были полюбовные.
Но в конце ХV - начале ХVI в. складывается новая ситуация. Дед Ивана IV Иван III завершил объединение русских земель, удельные княжества активно ликвидировались. В Москву стали переезжать удельные князья и их бояре. Удельные князья, как Рюриковичи, заняли видные места в Боярской думе, приказах, войске. В правление Ивана IV они стали играть огромную роль в управлении государством. И у них был свой взгляд на свое положение в обществе. Они считали, что руководить - это их законная привилегия, не зависящая от воли государя. Поэтому правили они от своего имени, а не от имени царя, при этом не считаясь с мнением царя.
А у Ивана IV было свое понимание места и роли царя в обществе. Он был глубоко религиозным человеком. В соответствии с православным мировоззрением, для Бога - все равны. Ни у кого нет привилегий перед Богом, есть только обязанность - спасти свою душу. Только царь у Бога - на особом положении. Он - помазанник, т.е. избранник, Божий. Царя избрал Господь Бог для управления Русской землей. Царь - наместник Бога на земле. Поэтому и для царя все равны, ни у кого перед царем нет никаких привилегий. Всесилие же бояр в государстве делало власть царя, наместника Бога на земле, призрачной.
Кроме того, имелись многочисленные свидетельства измены боярства. В 1560 г. умерла, как подозревают от отравления боярами, любимая жена царя Анастасия Романова; в самый разгар Ливонской войны на сторону поляков перешел командующий русской армией А.М. Курбский. Еще в 1553 г. царь тяжело заболел, и бояре отказались присягать сыну царя Дмитрию, а присягнули двоюродному брату царя Владимиру Старицкому. Царю стало ясно: бояре с ним не считаются.
И царь принял решение - покончить с всесилием бояр. В декабре 1564 г. царь, забрав с собой новую жену Марию Темрюковну, детей, всю казну, домашний обиход, ближних людей с их семьями, неожиданно для всех уехал из подмосковной царской резиденции Коломенское в Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской области). В начале 1565 г. он прислал оттуда митрополиту послание, в котором обвинял бояр, духовенство, служилых и приказных людей в том, что:
- бояре и приказные люди разворовали всю казну, оставленную ему отцом;
- они же приписывали себе и своим родственникам вотчины и кормленое жалование, не радели о государстве и не защищали его от крымских татар, литовцев и немцев, не хотят как следует нести свою службу;
- духовенство в сговоре с боярами и прикрывает их от заслуженного наказания.
Поэтому царь бросил государственные дела и уехал, куда глаза глядят. Одновременно в Москву поступила другая грамота от царя, обращенная к купцам и всему православному крестьянству, в которой он писал, что не держит на них гнева. В слободу прибыла депутация от Боярской думы и духовенства, царь потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий. Бояре вынуждены были согласиться. Был подготовлен царский указ, согласно которому Иван IV объявлял об учреждении "особного" двора с особой территорией, войском, финансами, управлением. Целью опричнины было искоренение "крамолы", создание специального аппарата управления и послушного царю войска. Так территория страны была разделена на две части: земщину и опричнину. В опричнину царь взял 27 городов, в число которых вошли поморские уезды, важные в торгово-промышленном отношении; земли Строгановых на Урале, некоторые слободы и улицы Москвы, центральные уезды, где были расположены родовые имения - вотчины наиболее влиятельных бояр. Доходы с этой территории поступали в государственную казну и шли на содержание опричного войска и аппарата управления. Царь ввел неподсудность опричников общегосударственным органам власти и судам. Царь объявил также, что берет с собой в войско 1000 человек и дает им земли в опричных городах, а прежних владельцев выводит в земские города. На устройство опричнины царь брал из государственной казны единовременный налог в 100 тыс. рублей. Остальная часть государства стала называться земщиной, в ней должна была править Боярская дума. Боярская дума вела все дела в земщине, но по важнейшим вопросам должна была совещаться с боярами из опричнины и бить царю челом.
В опричнине царь стал править вместе с опричниками. Вскоре их число было доведено до 6000. Малюта Скуратов - Бельский и князь Я. Вяземский сформировали опричную царскую дружину из людей незнатного происхождения, не связанных родством с княжеско-боярской аристократией. Каждый опричник возил с собой у седла собачью голову и метлу - символы служения своему государю, стремившемуся "рубить собачьи головы изменникам и врагам Отечества и выметать их поганой метлой". Царь ввел в Слободе "монашеский" образ жизни: 300 отборных опричников составляли "братию", носили поверх кафтанов черные рясы. Сам царь называл себя игуменом. Царь с братией присутствовали на всех церковных службах. С учреждением опричнины усилились опалы и казни бояр, уличенных в измене. Несколько раз церковные иерархи пытались остановить террор, но это кончалось либо сведением их с кафедры, либо убийствами. Так, новый митрополит Афанасий выступил с осуждением опричнины и в 1566 г. был вынужден отказаться от митрополичьей кафедры. Царь выбрал следующую кандидатуру на пост митрополита - соловецкий игумен Филипп из рода Колычовых. Филипп согласился на митрополичью кафедру при условии отмены опричнины. Царь приказал ему не вмешиваться в его дела, и в июле 1566 г. Филипп был посвящен в сан митрополита. Филипп начал увещевать царя, но, видя, что это не помогает, стал царя открыто обличать. По требованию царя был созван церковный собор, который осудил Филиппа. В 1568 г. сведенный с кафедры митрополит был с позором выгнан из церкви опричниками и отвезен в заточение в Богоявленский монастырь. Оттуда его перевели в тверской Отрочь монастырь, где в 1569 г. Филипп умер. По одной из версий, он был задушен Малютой Скуратовым. В 1569/70 г. царь учинил погром Новгорода Великого, обвинив его в стремлении отдаться в подданство "Литовскому королю". Погром длился несколько недель. Были схвачены самые богатые и влиятельные представители боярства, духовенства и купечества. Затем опричники стали громить дома людей без разбора, храмы, монастыри. Многих новгородцев царь приказал выслать из города в другие места. По донесению Малюты Скуратова в Новгороде было убито 1505 человек. Далее царь отправился на Псков, но город спас юродивый Николай, который стал царя пугать страшными карами. После этого царь вернулся в Москву, где продолжились казни бояр, уличенных в сговоре с "изменниками" - новгородцами.
В результате проведения опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, наиболее оппозиционно настроенные бояре были уничтожены, их имения конфискованы. Во время опричнины широко практиковалась раздача государственных земель, что вело к повсеместному закрепощению крестьянства.
В 1572 г. царь отменил опричнину, часть конфискованных земель была возвращена их прежним владельцам. Большинство активных руководителей опричнины было казнено. Казнь главных опричников вызвала недовольство внутри опричного войска. Царь стал опасаться за свою жизнь. В 1575/76 г. произошло возвращение опричнины менее чем на один год. Царь поставил во главе земщины бывшего хана Симеона Бекбулатовича, дав ему титул царя и великого князя всея Руси, а себе оставил титул только царя Московского. После этого царь уехал из Москвы в Александрову слободу. Опричные порядки стали применяться на территории всей страны. Через год царь вернулся в Москву.
Так в результате проведения политики опричнины боярская оппозиция и отдельные очаги сепаратизма были уничтожены.
Значение личности и деятельности Ивана Грозного. В исторической науке существуют различные оценки личности и деятельности Ивана Грозного.
Одни ученые считают, что политика Ивана Грозного в исторической перспективе себя не оправдала. Она подорвала мощь страны, что предопределило дальнейшую Смуту в начале ХVII в. В начале ХIХ в. историк Н.М. Карамзин в своем труде "История государства Российского" создал противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного. Карамзинский образ царя затем повторился в произведениях поэтов и писателей М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, в творениях скульптора П. Антокольского, художников И.Е. Репина, В.В. Васнецова и прочно вошел в сознание народа.
Другие исследователи считают Ивана Грозного величайшим созидателем в истории России. Они отмечают, что в результате реформ Ивана Грозного Россия обрела государственную власть - сословно - представительную монархию, а русское общество - прочную внутреннюю структуру. Благодаря этому Россия смогла преодолеть тяжелейшие испытания, которые вскоре выпадут на ее долю. Деятельность Ивана Грозного следует оценивать с позиции его времени, то есть в XVI в. он был вынужден применить репрессии в отношении боярства, так как в то время верхушка боярства стала антигосударственной силой. По самым последним подсчетам ученых, за 37 лет правления Ивана Грозного было уничтожено от 3 до 4 тысяч человек, в том числе и уголовных преступников. Для сравнения, его современник французский король Карл IХ только за один 1572 г. с благословления папы римского уничтожил 30 тыс. гугенотов - католиков - протестантов. Поэтому жестокость Ивана Грозного не выходила за рамки того времени. Но почему именно репрессии Ивана Грозного получили столь широкий резонанс? На Западе репрессии в отношении огромных масс населения проводились с санкции папы римского и одобрения парламентов. Персонально ответственность за них возложить не на кого. В России репрессии были следствием личной воли царя. Поэтому в памяти народа ответственность за репрессии и легла на имя Ивана Грозного. Следует также не забывать и о том, что на Западе для многих русский царь был соперником: он был кандидатом на польский престол, пытался отобрать у Швеции прибалтийские земли и т.д. Слава жестокого русского царя нужна была в Польше, Литве, Швеции, чтобы ослабить позиции русского царя и России вообще. Иван Грозный, несомненно, был деспотом. Но деспотизм царя был вызван теми внутренними и внешними обстоятельствами, в которых оказалась Россия в середине ХVI в.
Культура XVI века
На развитие русской культуры в XVI в. определяющее значение оказали три фактора: образование единого Русского государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования великорусской народности. В XVI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии. В XIV - XVI вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. С объединением земель вокруг Москвы русская культура вступает в новый этап своего развития. Отныне Москва предстает в качестве общерусского культурного центра.
Ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками, так как после свержения ордынского ига Русскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией.
Фольклор. Ведущей темой устного народного творчества была героическая борьба народа с иноземным захватчиком. Эта борьба осмысливалась народом как самая важная. Осовременивались былины киевского цикла, в них теперь киевские богатыри вели борьбу с набегами Казанского и Крымского ханств.
Большое развитие получила историческая песня. Одна из главных тем исторических песен - взятие в 1552 г. войсками Ивана Грозного Казани. Наконец-то русские земли были избавлены от разорительных татарских набегов. Потому и была так популярна в народе песня о взятии Казани. Основные герои песни - "белый" царь Иван Васильевич да народ - пушкари, "подкопщики", "зажигальщики", благодаря мастерству которых были подорваны крепостные стены и, таким образом, Казань пала. В исторических песнях нашла отражение и героическая оборона Пскова от войск Стефана Батория, "собаки царя крымского".
Значительное место в устном народном творчестве XVI в. занимал образ царя Ивана Грозного. Отношение к нему было неоднозначным. В частности, в песне "О гневе Ивана Грозного на сына" народ осудил жестокость царя по отношению к простым "мужикам новгородским", "старым и малым". Отрицательное отношение в песнях было к "Малюте злодею Скуратову", "Малюте - врагу". В то же время народ, страдавший от притеснений бояр, надежды на лучшую долю связывал с именем Ивана Грозного, называя его "надежа царь".
Одним из самых популярных героев устного народного творчества XVI в. стал донской казак Ермак Тимофеевич, прославившийся мужеством и храбростью как в боях с татарами и турками, так и в разбойных набегах на посольские и купеческие караваны. Наряду с другими русскими землепроходцами он сыграл в конце XVI в. выдающуюся роль в освоении Сибири.
Общественно-политическая мысль. XVI в. - это период образования и укрепления государства. С проявлением централизаторских устремлений в обществе появились новые взгляды на власть "великого князя всея Руси", да и сами "великие князья всея Руси" по-новому начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и свое положение в обществе.
Видным представителем общественно-политической мысли середины XVI в. был И.С. Пересветов. В конце 1549 г. он передал царю "две книжки" своих сочинений, в которых изложил свое понимание характера царской власти и ее взаимоотношений с подданными. Пересветов происходил из дворянства и поэтому выражал интересы своего сословия. В своих сочинениях он обличал всесилие боярства, говорил о необходимости удовлетворения требований дворянства. Он выступал за сильную царскую власть, которая в своей политике должна опираться на служилых дворян - "воинников". Сильная царская власть, по мнению Пересветова, должна была управлять на основе определенных законов. Он не выступал против крепостнических отношений, но высказывался против холопства и кабальной зависимости. И.С. Пересветов критиковал внутрицерковные порядки, утверждая, что Бог любит не веру, а правду. Сочинения И.С. Пересветова свидетельствовали о том, что в середине XVI в. дворянство стало заметным слоем русского общества, и этот слой стал осознавать свое значение для царской власти и свои интересы.
Центральное место в общественно - политической мысли середины XVI в. занимает полемика царя Ивана IV Грозного и одного из его бывших ближайших сподвижников князя А.М. Курбского. В этой полемике были затронуты вопросы характера государственной власти, взаимоотношений царя и его подданных, роли России в православном мире. Обстоятельства появления этой полемики хорошо известны. В апреле 1564 г. наместник Ивана IV в недавно присоединенном к Русскому государству ливонском городе Юрьеве (Тарту) князь А.М. Курбский бежал в польскую Ливонию. А.М. Курбский был не только военачальником, он участвовал в административных реформах середины XVI в. Занимая крупные государственные должности в Русском государстве, а затем бежав к польскому королю, получив от него крупные вассальные пожалования, Курбский, по сути, был "государевым изменником". После бегства в Ливонию он захотел обосновать свой отъезд и обратился к Ивану IV с посланием, в котором обвинял царя в неслыханных гонениях против воевод, покоривших Руси "прегордые царства". Иван IV послание своего врага не оставил без ответа. Царь ответил Курбскому обширным посланием, и завязалась знаменитая переписка. Своеобразным продолжением переписки Курбского с Грозным служила написанная Курбским "История о великом князе Московском". В "Истории" Курбский и изложил свои политические взгляды. Наиболее важным элементом его идеологии был взгляд на Русское государство как на единственную в мире страну, сохранившую истинное христианство. Россию он именует "Святорусской землей", "Святорусскими царствами"; русских воевод, погубленных Грозным, - "сильными во Израиле". Он выступал за сильную царскую власть и утверждал, что "самому царю достоит быти яко глава и любити советников своих яко своя уды". Идеалом государственного устройства он считал сословно - представительную монархию. Он писал о том, что царь "должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек". Власть, считал Курбский, должна быть справедливой и управлять страной на основе законов.
Ответное послание Грозного по тогдашним масштабам составило целую книгу. Главным вопросом, занимавшим царя, был вопрос о взаимоотношении монарха и знати. Его главная идея в этом вопросе сводилась к тому, что свою власть государь, как помазаник Божий, получил от самого Господа и с благословения праотцов. Никто не может ограничить эту власть. "Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не вельможи", - отвечал Грозный. Он отвергал любые попытки ограничить его власть. Сам Бог поручил московским государям "в работу" прародителей Курбского и прочих бояр. Высшая знать у царя не "братия" (так называл себя и прочих князей Курбский), но холопы. "А жаловать есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны". Подданные должны беспрекословно повиноваться самодержцу. "Доселе русские владетели не истязуемы были ни от кого, но вольны были подвластных своих жаловати и казнити, а не судилися с ними ни перед кем". Свои же обязанности царь видел в том, чтобы поддерживать порядок в стране и направлять подданных на путь истинной веры.
Таким образом, в ходе полемики между Иваном Грозным и А.М. Курбским выявились две точки зрения на развитие русской государственности. Первая состояла в развитии принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах. Вторая, проводимая царем, заключалась в утверждении принципа неограниченной монархии.
И.С. Пересветов и А.М. Курбский отстаивали интересы боярства и дворянства, положение других слоев общества их не занимало. Вместе с тем, рост феодальной эксплуатации, обострение социальных противоречий заставило публицистов обращать внимание на положение крестьянства. В этой связи большой интерес представляют труды одного из ярких мыслителей XVI в. Ермолая Прегрешного, в монашестве Еразма, протопопа дворцовой церкви. В 40-х гг. он представил молодому Ивану IV Васильевичу трактат "Благохотящим царем правителница и землемерие" (руководство как править государством и как измерять землю). Трактат посвящен положению крестьян непосредственно. Еразм считал, что труд крестьян является основой общественной жизни, благодаря создаваемым им богатствам могут существовать все другие сословия. Но положение крестьян очень тяжело. Он отмечал тяжесть повинностей, особенно денежных, злоупотребления кормленщиков и землемеров, что неизбежно приведет к народным волнениям. Чтобы их предупредить, необходимо улучшать жизни крестьян законодательными мерами. В частности, он предлагал регламентировать повинности крестьян, заменить все поборы (государственные и вотчинные) единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода, причем брать ее не деньгами, а натурой. Он не выступает против крепостной зависимости, он выступает против чрезмерной эксплуатации крестьян. Он признавал необходимость феодального землевладения, но считал, что феодалов нужно устранить от деревенского хозяйства. Они должны жить в городе и быть чиновниками. Размер их земельных владений должен зависеть от служебных обязанностей.
Еретическое движение. Еретическое движение середины XVI в. было представлено именами Матвея Башкина и Феодосия Косого. Матвей Башкин, дворянин, служилый человек, в 1553 г. создал кружок. Он критиковал взгляды официальной церкви на крепостничество как Богом установленный порядок и заявлял: "Христос всех братией нарицает, а мы рабов у себя держим". Он "изодрал" кабальные записи своих холопов и отпустил их на свободу. Он и его сторонники подвергли критике Священное писание, называя его "баснословием". Башкин высказывал убеждение, что необходимо не только читать священные тексты для спасения, но и свято соблюдать эти заповеди. Он отрицал важнейшие догматы церкви: божественность Иисуса Христа (не считал его равным Богу - Отцу), таинство крещения, поклонение иконам. Он отрицал существующую церковь, церковью он называл только сообщество единоверцев. Во многом его идеи напоминали те, которые проповедовали новгородские и московские "жидовствующие". На церковном соборе 1553 г. Матвей Башкин и его единомышленники были подвергнуты суду. Допросы вел сам царь. Собор осудил его взгляды и приговорил к заключению в Иосифо - Волоцком монастыре. Матвей Башкин и его единомышленники были также преданы анафеме.
Самой радикальной фигурой в еретическом движении середины XVI в. был Феодосий Косой - беглый холоп, постригшийся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Вокруг себя он организовал кружок монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно - общественной жизни. Критика Феодосия Косого была направлена прежде всего против внешне - обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Феодосий Косой называл обряды измышлением человеческим. Поклонение иконам и кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей также отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он отрицал основные догматы православия, не признавал троичности Бога. Признавая "истинность" Христа, он отрицал его божественную сущность. Он также отрицал церковь, высокую власть и проповедовал любовь к ближнему. Он призывал не повиноваться никому, кроме единого наставника - Христа. Все здание христианской церкви он разрушал. Основной сутью истинной веры полагал только моральное совершенство и "правду". Положительная сторона проповеди Феодосия Косого заключалась в стремлении восстановить христианство в его первоначальной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный строй и иерархию, Феодосий Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями. Есть данные, что феодоскане имели общины, построенные на ранних христианских коммунистических принципах. В 1555 г. Феодосию Косому, незадолго до этого арестованному, удалось бежать в Литву, где он продолжал проповедовать свое учение. Его ересь получила большое распространение среди простого народа.