Внешняя политика Ивана Грозного.

Формационный подход

Первобытно-общин формация – оседлость; отсутствие частной собств-ти; Постепенно появл слой людей, которые профес заним защитой поселения; и как результат появляется частная собственность (рабы (пленные), имущество (трофеи)).

Рабовлад общество – основа: принудительный труд. Строй экономически не выгоден|=>существовал не долго.

Феодализм (феодалы, кот имеют крупн уч-ки земли)

Экон основой феод явл крупн землевлад-я

Система вед-я хоз-ва – натуральное, при которой все необходимое производится на месте (у себя)(такая система – замкнутая, нет обмена). Пром-ть вытесняет кр землевлад и стан гл производ силой общества. |=> Разделение труда и специализ отдельн р-нов, разруш натур хоз-во. В связи со специализ возн необходимость обмена, т.е. развив товарно-денежн отнош-я (рынок)

Капитализм – хар рыночн отнош-я, частн собств

Социализм – обще0ств форма собств, плановая экономика

Цивилизационный подход

История человеч общества – история цивилизации

Большая гр людей одного или неск гос-в, кот объед ед менталитетом

Цив живет ок 1000 лет

Прох осн этапы: зарожд->становление->зрелый период->старение->смерть

4. Возникновение и расселение основных славянских племен

1. Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных близостью языков и общностью проис­хождения. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной террито­рии Европейского материка — от Европы до Индии. Бли­жайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и за­паде — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племе­на — скифы и сарматы. К этой же семье относились индий­цы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к I—II вв. н. э. и встре­чаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах со­держатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведе­ния историка Иордана. Он подразделяет славян на три круп­нейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В после­дние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян со­держатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести вре­менных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Евро­пу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и про­двигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

западные славяне — поляки, чехи, словаки;

южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

и самая большая, третья ветвь — восточные славя­не — это русские, украинцы, белорусы.

-В середине I тысячелетия племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

-В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести времен­ных лет», картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

поляне — по среднему течению Днепра;

древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

дреговичи — между реками Припять и Березина;

вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Супы и Северного Донца;

радимичи — на Соже и Десне;

волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

белые хорваты — в предгорьях Карпат.

-Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

5. Образование государства у восточных славян

1. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет». В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов так как порядка в ней нет. На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика, Аскольд, отправившись на юг «в греки», захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и объединил под своей властью Киев и Новгород. Таков летописный рассказ о начале русской государственности.

2. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники.

Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. «норманнской теории»( Байер, Мил­лер и Шлецер). По этой теории славяне в IX—X вв. были неспо­собны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни зако­нов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мир­ным призванием норманнов на княжение. Наконец, были и такие русские ученые, которые вообще отрицали само при­сутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерус­ского государства и варяжское происхождение русских кня­зей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические разли­чия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых.

3. Современный взгляд на вопрос о возникновении государствен­ности у восточных славян сводится к следующему:

> большинство историков считают, что варяги действитель­но были приглашены в Новгород, чтобы примирить борю­щиеся за власть группировки местной знати. Такая практи­ка приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мир­ным путем;

> но призвание варягов не могло стать началом русской госу­дарственности, так как складывание государства является ре­зультатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие рус­ской культуры (хотя принесли имена — Олег, Игорь, Ольга). Некоторые историки считают, что запись о призвании Рю­рика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в пер­воначальный текст «Повести временных лет» при перера­ботке его по указанию киевского великого князя Владимира Мономаха;

> дискутируется также вопрос о том, кто такие сами варяги. Норманнисты настаивают на том, что они были скандинавами. Российские историки на основании летописей утверждают, что варяги — это славяне южной Прибалтики. Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древне­ русского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с мес­тной знатью. Но русские цари вплоть до Федора Ива­новича (1584— 1598) называ­ли себя Рюриковичами.

4. Как уже было сказано выше, в 882 г. князь Олег объеди­нил Киев и Новгород в еди­ное государство — Киевскую Русь. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

первый этап — вторая половина IX—X вв. — объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

второй этап — конец X—XI вв. — расцвет Киевской Руси;

третий этап — конец XI — первая половина XII в. — начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

6. Языческая и православная Русь. Политическое значение крещения Руси

1. При Владимире произошло великое событие в русской ис­тории — Русь приняла христианство. В X в. язычество гос­подствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дру­жинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и под­вергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сна­чала пытался укрепить языческую веру, создав единый пан­теон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерус­ского общества в условиях развивающихся феодальных от­ношений, создания прочного государства и укрепления вла­сти князя.

2. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаме­нитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», го­ворится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киев­лян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего госу­дарства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном вари­анте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

3. Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства:

>язычество приводило к изоляции Руси от хрис­тианского мира Европы, тормозило развитие международ­ных связей и торговли;

>язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

>требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

>монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

>появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им луч­шую жизнь в ином мире.

4. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить язы­ческих идолов, статую Пе­руна бросить в воду. Приоб­щение к новой религии князь начал с крещения ки­евлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели об­ряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись вве­дению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгород­цев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», — говорили современники. С таким же трудом вводи­лось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

5. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духов­ную и культурную жизнь русского народа:

>церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борь­бе за единство Руси, стояла во главе общерусского патрио­тического движения (Куликовская битва);

>принятие христианства коренным образом из­менило международное положение Киевской Руси, урав­няло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

>церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению круп­ного церковного и монастырского землевладения;

>принятие христианства способствовало ши­рокому проникновению византийской культуры и искусст­ва, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками рус­ским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

> церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, лето­писных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

7. Русские земли в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)

При правлении сына Владимира Мономаха - Мстислава (1125-1132 гг.) стало проявляться стремление отдельных земель к отделению от Киева. Ему ещё удалось на некоторое время удержать единство русских земель, однако после его смерти Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. К этому времени сложилось крупное боярское землевладение, по богатству часто не уступающее великокняжескому. Феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах, которая быстро подавляла бы всякое неповиновение народа. Между боярами и местными князьями возникали противоречия, борьба за власть.

Владимиро-Суздальская земля занимала территорию в междуречьи Оки и Волги. Этот район был богат плодородными почвами, хорошо защищен от врагов. Здесь проходили выгодные торговые пути, соединяющие северо-восточную Русь со странами Востока и Западной Европы. В Суздальской земле княжил сын Владимира Мономаха Юрий (1125-1157). Всю свою жизнь он посвятил борьбе за великокняжеский престол. Он вел широкое строительство укрепленных городов. Под 1147 г. в летописи впервые встречается упоминание о Москве. Захватив Киев, Юрий Долгорукий не забывал о своих Северо-Восточных землях. Туда же влекло и его сына Андрея, который понимал, что Киев утратил свою прежнюю власть. В 1155 г. Андрей с приближенными бежал из Киева. Он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашён местным боярством. Так он стал князем Северо-Восточной Руси. В 1147 г. здесь состоялись переговоры Юрия с Черниговским князем Святославом. На княжение Андрея (1157-1174 гг.) приходится время ожесточенной борьбы с местным боярством. Он перенес столицу из Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме. В Боголюбово в 1174 г. он был убит в результате заговора бояр. Политику Андрея продолжал его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. Всеволод значительно расширил территорию княжества. Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти Всеволода. Однако в 1238 г. оно было завоевано монголо-татарами и распалось на ряд более мелких земель.

Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и к югу от них территорию между реками Днестр и Прут. Здесь были благодатные земли, обширные леса и большие запасы соли, которые вывозили во все соседние страны. Удобное географическое положение позволяло вести активную внешнюю торговлю. Как и во Владимиро-Суздальской земле здесь наблюдался значительный экономический подъем. В первые годы отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали отдельно. Объединение произошло при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205 гг.) в 1199 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и правители Северо-Восточной Руси стали носить титул великих князей. В 1203 г. он захватил Киев и принял титул Великого князя. Образовалось одно из крупнейших государств Европы. Старшему сыну Романа Мстиславича Даниилу (1221-1264 гг.) было 4 года, когда умер отец. Ему пришлось выдержать длительную борьбу за престол с венгерскими, польскими, русскими князьями. Только в 1238 г. ему удалось утвердить свою власть в княжестве. В 1240 г., захватив Киев, он вновь объединил Юго-Западную и Киевскую Русь. Однако в этом же году Галицко-Волынское княжество было захвачено монголо-татарами, а спустя сто лет земли Галича оказались в составе Польши, а Волыни - в составе Литвы.

Новгородская республика - один из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее с Востоком и Византией. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала бедствий от их набегов. Новгород раньше других земель вел борьбу за свою независимость от Киева. Новгородское боярство сумело победить князя в борьбе за власть. Власть в Новгороде установилась в форме феодальной боярской республики. Высшим органом ее было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Хозяевами на вече были 300 крупнейших бояр Новгорода. Высшим должностным лицом был посадник. Он был главой правительства, в его руках было управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из числа крупных 4-х новгородских родов. Другим важным лицом новгородского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением и судом по торговым делам. Вече выбирало также главу церкви - епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Новгорода. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов. Новгородской земле удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х гг. XIII в. В историю вошли знаменитая битва на Неве в 1240 г. со шведами и на льду Чудского озера в 1242 г. с Ливонским орденом (Ледовое побоище), где проявился талант молодого 20-летнего полководца, новгородского князя Александра, названного Невским. Нашествие монголо-татар затормозило развитие Новгородской республики. Хотя они не смогли захватить город, тяжелая дань, зависимость от Золотой Орды сильно сказались на дальнейшем развитии республики.

8. Монгольская «империя» в XIII-XV вв. Русь под властью монголо-татар

До начала XII в. территорию, где живут современные монголы, населяли собственно монголы, найманы, татары и многие другие племена, ведшие между собой постоянные войны. Во второй половине XII в. борьба за объединение монгольских племен и создание единого Монгольского государства особенно обострилась. В 1206 г. Чингисхан на всемонгольском курултае был провозглашен ханом всей Монголии. Единое Монгольское государство представляло собой абсолютную военно-феодальную монархию, организованную по десятичной системе. Вся территория страны была разделена на два больших округа, которые в свою очередь делились на “тьмы” (с населением по 10 тыс. человек каждая), “тысячи”, “сотни” и “десятки”. Во главе этих военно-административных подразделений стояли преданные Чингисхану нукеры. Приблизительно в 1219 г. монгольские войска вторглись в Среднюю Азию. Этот поход стал начальным этапом завоевания монголами стран Западной Азии и Восточной Европы.10-20гг. 13в. покорили Китай; завоевывают Иран и проходят по берегу Каспийского моря Северного Кавказа.

Русь и орда в XIII – XV вв.

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Монголы сохраняли местные династии, не размещали воинские гарнизоны, не совершали гонений на церковь. Князья были вассалами Батыя и его наследников. Монголы использовали систему заложничества. 1257-1259- перепись русского населения для сбора дани. Главный вид дани, собиравшейся серебром, называется ордынский выход. Всего было 14 видов дани, в том числе и дань кровью (юношей забирали в монгольскую армию). Сначала дань собирали баскаки, после восстаний - князья. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до 14 века. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений. Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своем принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиренной мудрости", постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем. Золотая Орда разделилась на 2 части по Волге. 1371 дань более не выплачивалась Донским. Мамаю необходимо было вновь завоевывать Русь. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Значения: Руси удалось отстоять свои интересы, меняются отношения Орды и Руси, на открытые сражения монголы не выходили, дань, восстановленная после 1382, приобретает роль откупа, усиление московского войска, идея объединения становится доминирующей. После присоединения Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От неё отделились Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства, жившие в постоянной вражде между собой. Заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчиняться хану и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти - оно перешло к Руси.

9. Образование и возвышение Московского княжества. От Ивана Калиты до ИванаIII

Причины возвышения Москвы.

1) Географическое положение (торговая дорога с севера на юг; Рязанская торговая дорога).

2) Генеалогическое положение московских князей (существование Москвы как удельного княжества начинается в 60-е гг. 13в. по завещанию Александра Невского).

3) Принцип передачи власти: от отца к сыну (недробимость власти).

4) Поддержка Русской Православной церкви.

5) Приток бояр и вольных слуг, что способствовало усилению московского войска.

Иван I Калита (?-1340), князь московский (с 1325), великий князь владимирский (с 1328). Сын Даниила Александровича. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы. Добился у Золотой Орды права сбора монголо-татарской дани на Руси. При Иване I резиденция русского митрополита перенесена из Владимира в Москву.

Семен Гордый (1316-53), великий князь московский с 1340 и владимирский с 1341, старший сын князя Ивана I Калиты. Успешно воевал с Новгородом и Литвой.

Иван II Красный (1326-59), великий князь владимирский и московский (с 1353), 2-й сын Ивана I. Продолжал объединение русских земель.

Дмитрий Донской (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нем в 1367 построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

Василий I (1371-1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. Присоединил к Московскому Великому княжеству Нижний Новгород, Муром, Вологду и земли коми. Боролся с Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой.

Василий II Темный (1415-62), великий князь московский с 1425. Сын Василия I. Одержал победу в войне с удельными князьями (1425-53). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова. Ослеплен (1446) князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище).

Иван III (1440-1505), великий князь московский (с 1462), сын Василия II. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре» 1480), составлен Судебник 1497, развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь «всея Руси».

10. Образование Московского государства в XV-XVI вв.

В период правления Ивана IIIк московскому княжеству были присоединены – Ростов, Новгород, Тверь, Казань. Под зависимость попадают – Рязань и Псков. Тогда территория Москвы: на С. – Белое море; на Ю. – Ока; на З. – Верхний Днепр; на В. – Урал.

С конца 15 в. Русь стала называться Россией. Золотая орда еще властвовала, но сила ее уже падала. И в 1480 г. на реке Угра происходит великое стояние (русские не переходят к татарам и татары не переходят к русским; не выдержали татары и ушли). В начале 16 в. Орда распадается на ряд мелких ханств и московское княжество становиться свободным, что позволяет Руси интенсивно развивать политику, экономику, культуру. В это время создается единое не зависимое Русское государство.

С падением значительности удельных князей и возвышение авторитета Московского княжества его власть начала распространяться на все Русские земли. Иван III именует себя Государем Всея Руси; женится на племяннице Византийского императора, вводит атрибуты православных держав, государственную и религиозную символику, государственные стандарты, придворный этикет, что поднимает вес России в Европе. С увеличением размеров государства пришлось менять дворцово-вотчинную систему в приказную, что также являлось одним из показателей централизации.

До этого было распространено местничество (чем родовитее человек, тем выше у него должность) вследствие этого бояре ставили свои потребности выше государственным, и тогда вводится новое сословие (опора государя) дворянство (слуги дворовые, свободные люди (привлекались на службу за право пользования землей (поместьем)), холопы).

1497 издается судебник, который вносит единообразие в судебную практику. Именно он закрепостил крестьян по всей стране.

11. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства

Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему управления и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду других вопросов над всем населением государства. Она же во многом определяла идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стороны, стремление государства к подчинению земель церкви, а с другой – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означает, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Таким образом великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения.

12. Иван Грозный и его время

1538-1547 - борьба за влияние на Ивана IV между боярами: Шуйские (до начала 40-х гг.), Бельский (до 1544), Глинские (до 1547). В 1547 великий князь принимает титул царя, для укрепления княжеской власти. В том же году происходит венчание с Анастасией Захарьиной. Июль 1547 - пожар в Москве, затем стали громить Глинских, как виновников. Царь впервые увидел силу народного выступления. Среди восставших были дворяне, это показывало, что они были не довольны своим положением. Восстание 1547 показало необходимость реформ. В челобитных указывалось на то, что для укрепления государства необходимо приблизить дворян к трону. Цель - улучшение положения дворян, как основа царской власти. Была создана избранная рада - правительство реформ: митрополит Макарий, Курбский, Висковатый, Адашев, Сильвестр - автор домостроя. 1549 - «собор примирения», на котором выступил с речью Иван IV, обрисовав дальнейшие реформы: изменение судебника от 1497. Новый судебник закреплял права дворянства, уменьшал права бояр, обязательность участия в судах представителей местного населения, из сферы власти наместников были изъяты важнейшие уголовные преступления, дворяне объявлялись вне наместнического суда; право перехода в Юрьев день оставалось, но увеличивался размер пожилого, дворян было запрещено обращать в холопы.

Реформы Ивана IV:

1) Реформы центрального и местного управления. 1555-1556 - отмена наместничества, власть на местах переходит к выборным. Местное самоуправление развивается в черносошных землях, где выбирались зажиточные крестьяне и горожане. Органы самоуправления важную роль сыграли в период смуты. В 50-е гг. продолжается укрепление приказной системы.

2) Социально-экономическая реформа. Нач.50-х гг. - перепись земель, согласно которой проведена реформа налогообложения. Новая единица налога - большая соха. 1555- уложение о службе: с 170га дворянин служил сам, со следующих 170 га (гектар значит) к нему прибавлялся один холоп.

3) Военная реформа. 1550- создается стрелецкое войско для охраны резиденций. Стрельцы селились недалеко от царских резиденций слободами, они могли заниматься промыслом и торговлей. Вооруженные силы: дворянское ополчение, служилые люди по призыву: стрельцы, артиллеристы, городская стража, народное ополчение, казачество. В первой половине 16в. на время военных действий отменялся принцип местничества: воеводами назначались бояре по талантам, также назначался заместитель.

4) Отношения с церковью. В конце 40-х гг. Макарий канонизировал всех святых за период политической раздробленности. 1551- стоглавый собор, на котором Иван IV выступил с программой - «царские вопросы», основная задача которого была в уменьшении церковных земель. Были подтверждены реформы Макария, образцами для иконописания были выбраны иконы Рублева, а также византийский манер живописи. После отказа церкви отдать свои земли, Иван IV принял указ: бояре не могли без разрешения покупать и продавать земли (это делалось для того, чтобы бояре, получив отказ, могли продать землю казне).

Последствия смуты.

1) Дальнейшее ослабление боярства, усиление дворян

2) Тяжелый экономический и финансовый кризис; одним из способов борьбы с кризисом было закрепощение крестьян: 1637, 1641- указы о продлении урочных лет (до 15)

3) Нерешенность территориальных вопросов. 1618 - перемирие с Польшей: ей отходили западные районы России и Смоленск. 1617 - Столбовский мир со Швецией: ей отходило южное побережье Финского залива, устье Невы и ряд крепостей.

4) Возрастание чувства национального и религиозного единства, осознание роли земщины и возможности участия в выборе монарха.

5) Смута показала необходимость догнать Западные страны в военно-техническом обеспечении. Россия в 17в. не могла создать регулярную армию. Необходимо укрепить феодальное ополчение - прикрепить к нему крестьян.

14. Истоки и начало возрождения российской государственности в XVII в. Михаил Федорович Романов

После освобождения Москвы от польских интервентов начал восстанавливаться правительственный аппарат, который стал налаживать связи с городами и уездами страны.

Михаил Федорович (12 (22) июля 1596 — 13 (23) июля 1645).

После того как отец и мать в 1601 были насильственно пострижены Борисом Годуновым в монахи, пятилетний Михаил был отправлен в ссылку на Белоозеро, затем в село Юрьевское Клинского уезда. В 1605 Михаил Федорович как невинно пострадавший был возвращен в столицу и пожалован в стольники, а его отец инок Филарет стал Ростовским митрополитом. На Земском соборе, открывшемся в Москве в январе 1613, был поставлен вопрос об избрании царя. Кандидатура Михаила Федоровича по инициативе и под давлением «вольного казачества», получила предварительное одобрение, подтвержденное затем в городах.

21 февраля 1613 года в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство. Юность кандидата давала надежду боярским группировкам править от его имени. С избранием царя см

Наши рекомендации