Управление в сфере финансов и кредита

Управление в сфере финансов и кредита заключается в реа­лизации финансово-кредитной политики республики, мобили­зации денежных накоплений с целью роста национального дохода, повышения эффективности производства, решения со­циальных проблем, укрепления безопасности и обороноспо­собности.

Планомерное накопление, распределение и использование денежных средств, осуществляемое в процессе управления фи­нансово-кредитной деятельностью, создает надежные условия для своевременного и пропорционального распределения нацио­нального дохода, оптимального использования материальных и денежных ресурсов, сокращения управленческих расходов.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин). Оно обеспечивает про­ведение в жизнь финансовой политики государства и осуществ­ляет общее руководство организацией государственных финан­сов в республике.

Министерство финансов Республики Беларусь является рес­публиканским органом государственного управления и подчи­няется Совету Министров Республики Беларусь.

Министерство финансов в своей деятельности руководству­ется Конституцией Республики Беларусь, иными актами зако­нодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.

Основными задачами Минфина являются:

· проведение государственной политики, регулирование и уп­равление в финансовой сфере деятельности и координация дея­тельности в этой сфере других республиканских органов госу­дарственного управления;

· обеспечение активного использования финансов в целях по­вышения эффективности производства, роста национального до­хода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

· разработка предложений по совершенствованию форм фи­нансовых взаимоотношений организаций и граждан с государ­ством и обеспечению роста финансовых ресурсов;

· эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

· участие в организации инвестиционного сотрудничества рес­публики и регулирования внешней государственной задолжен­ности;

· контроль за соблюдением финансовых интересов государ­ства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

· государственное регулирование и контроль в сфере деятель­ности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, со­здание в республике запасов драгоценных металлов и драгоцен­ных камней;

· формирование и реализация единой государственной поли­тики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;

· проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельно­стью на территории Республики Беларусь;

· осуществление лицензирования и контроль за деятельнос­тью организаций и индивидуальных предпринимателей, полу­чивших в установленном порядке специальные разрешения (ли­цензии), выдаваемые Минфином;

· государственное регулирование бухгалтерского учета и от­четности;

· государственное регулирование аудиторской деятельности.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами:

осуществляет методическое руководство бюджетно-финансо­вой сферой в республике, изучает экономику и финансы отрас­лей и административно-территориальных единиц, разрабатыва­ет предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

участвует в работе по составлению краткосрочных и долго­срочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;

разрабатывает предложения о принципах формирования рес­публиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и города Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Респуб­лики Беларусь с другими государствами;

проводит работу по совершенствованию налогового законо­дательства Республики Беларусь, а также по подготовке проек­тов международных соглашений по вопросам налогообложе­ния. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;

устанавливает порядок и сроки составления и представле­ния периодической и годовой отчетности об исполнении мест­ных бюджетов областей и города Минска и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюд­жета;

обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударствен­ных валютно-финансовых отношений;

участвует в подготовке и реализации мероприятий, связан­ных с развитием внешнеэкономического сотрудничества Респуб­лики Беларусь;

выполняет иные функции в соответствии с законодатель­ством.

На Министерство финансов возложено 69 функций. Для выполнения столь многообразных и сложных задач и функций Минфин имеет широкие права, в том числе:

· требовать и получать от республиканских органов государ­ственного управления и организаций информацию об осуществ­лении бюджетно-финансовых операций по формированию и ис­пользованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгал­терские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями фи­нансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;

· требовать и получать от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для фор­мирования расчетных показателей по проектам местных бюд­жетов, утвержденные местными Советами депутатов, своды мес­тных бюджетов областей и города Минска, уточненные назначе­ния по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;

· требовать от руководителей проверяемых юридических лиц проведения инвентаризации основных фондов, товарно-матери­альных ценностей, денежных средств и расчетов, а также драго­ценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состо­янии, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и иные места хранения ценных бу­маг, финансовых документов и материальных ценностей, при обнаружении злоупотреблений изымать документы, оставляя в делах акт изъятия и копию или реестр изъятых документов;

· применять экономические санкции и налагать администра­тивные взыскания в соответствии с законодательством;

· ставить перед руководителями соответствующих республи­канских органов государственного управления, местных испол­нительных и распорядительных органов, организаций вопрос о привлечении к ответственности должностных и материально ответственных лиц, допустивших нарушение законодательства Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минфина, денежной и валютной дисциплины либо недостачу или хищение денежных средств и материальных ценностей, а также иные нарушения с передачей материалов правоохрани­тельным органам;

· вносить в Совет Министров Республики Беларусь обосно­ванные предложения о наложении в установленном порядке дисциплинарных взысканий на руководителей республиканских органов государственного управления, а также на руководите­лей государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, назначаемых на должности и освобождае­мых от должности решением Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь;

· вносить представления в республиканские органы государ­ственного управления, уполномоченные заключать контракты с руководителями государственных организаций, о применении мер дисциплинарной ответственности в случаях использования бюд­жетных средств не по целевому назначению или необоснованно­го получения дотаций и компенсаций из республиканского бюд­жета и государственных целевых бюджетных фондов;

· вносить в областные и Минский городской исполнитель­ные комитеты предложения о кандидатурах на должности руко­водителей соответствующих местных финансовых органов;

· создавать в установленном порядке территориальные орга­ны, организации, а также реорганизовывать, ликвидировать их и утверждать положения (уставы) о них.

Наряду с правами, указанными в настоящем Положении, имеет также другие права, предоставленные законодательством.

В структуре Министерства финансов действуют следующие департаменты:

департамент государственных знаков;

департамент по ценным бумагам;

департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;

департамент страхового надзора;

департамент бюджетной политики;

департамент налоговой политики и доходов бюджета и др.

По некоторым вопросам Минфин взаимодействует с Мини­стерством по налогам и сборам Республики Беларусь, так как это обусловлено спецификой и содержанием финансовой дея­тельности.

Наши рекомендации