Место и роль государства в политической системе

Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Государство, являясь частью политической системы, играет в ней особую роль, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению общественными процесса­ми, поэтому его место в политической системе можно определить как центральное, ведущее.

Это, в частности, проявляется в том, что,

во-первых, государство в той или иной степени регламентирует создание и деятельность всех других политических объединений общества;

во-вторых, деятельность всех политических объединений связана, в конечном счёте, с проблемой государственной власти.

Центральное место государства в политической системе обусловлено его существенными признаками.

Во-первых, государство представлено специальным аппаратом (публичной властью), возможности по управления которого гораздо больше, чем у любой другой политической организации.

Кроме того, государственный аппарат в своей деятельности опирается на специальные «силовые» элементы: армию, милицию, принудительные учреждения.

Во-вторых, государство в масштабах всего общества обладает верховенством, независимостью и самостоятельностью. Все иные политические субъекты, таким образом, оказываются у него в подчинённом положении (диалектика взаимоотношений «государство-народ» выходит за пределы политической системы).

В-третьих, государство использует для регулирования общественных, политических процессов такой эффективный инструмент как право. Возможности правового регулирования иных субъектов, в том числе политических, весьма ограничены и определяются государством.

В-четвёртых, государство самый богатый собственник в обществе, причём набор его материальных ресурсов специфичен, он включает объекты, имеющие стратегическое значение для всего общества - землю, водные, лесные ресурсы, недра.

32. Место и роль общественных объединений в политической системе.

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации).

Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп.

Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти.

Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это становиться особенно актуальным сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе, с помощью огромной «паутины» неправительственных организаций.

Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что социальная база движений более широка, аморфна; общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической задачи.

Виды политических систем.

  1. По политическому режиму:
    • Демократическая – когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека
    • Авторитарная – когда функции управления обществом сосредотачиваются в одном лице или узком социальном слое
    • Тоталитарная – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются все стороны жизни общества
  2. По характеру взаимодействия с внешней средой:

· Открытые – активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран

· Закрытые: характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценности

  1. По доминирующему типу политической культуры: (Алмонд)

· Англо – американскую

· Континентально – европейскую

· Доиндустриальную и частично индустриальную

· Тоталитарную

  1. По содержанию и форме правления: (Блондель)

· Либеральные демократии

· Коммунистические (авторитарно – радиальные)

· Традиционные

· Популистские

· Авторитарно – консервативные

  1. Разделяются на 6 типов: (Айзенштадт)

· Примитивные системы

· Патримониальные империи

· Кочевые или завоевательные империи

· Феодальные системы

· Централизованные бюрократические империи

· Современные системы

34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.

Функции государства – это основное направление деятельности государства, в котором выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Задачи государства предопределяют функции государства.

Функции государства – определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции характеризуют деятельность государства. Функции и деятельность государства – не одно и то же. Характеризуя функции государства, отметим, что важен вопрос о соотношении деятельности государства и самого общества. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуется единообразие, дисциплина, максимальная концентрация сил, средств на определенных участках деятельности.

Признаки функций:

  • Функции носят объективный характер
  • Функции носят систематический, постоянный характер
  • В функциях выражается сущность и социальное назначение государства, реализуется деятельность государства
  • Функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства
  • Функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом.
  • Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

35. Виды функций современного государства.

    1. Внутренняя и внешняя: (Морозова)

· Внутренние:

§ Функция обеспечения народовластия

§ Экономическая функция

§ Социальная функция

§ Функция налогообложения и фин. Контроля

§ Экологическая функция

§ Функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

· Внешняя:

§ Функция интеграции в мировую экономику

§ Функция обороны страны

§ Функция поддержки мирового правопорядка

§ Функция сотрудничества с др. гос. в решении глоб. Проб.

    1. Общесоциальные и классовые:
      • Общесоциальные – вытекают из потребностей всего общества
      • Классовые – обусловлены классовыми противоречиями
    2. Постоянные и временные:

· Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества

· Временные – рассчитаны на решение задачи, имеющий временный и как правило чрезвычайный характер

36. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использовании права в этом процессе.

Делят на правовые и организационные.

Правовые:

  • Правотворческая
  • Правоисполнительная
  • Правоохранительная

Организационные:

  • Организационно – регламентирующая
  • Организационно – хозяйственная
  • Организационно – идеологическая

Методы.

1) Убеждение (агитирует)

2) Принуждение (заставляет)

3) Поощрение

Другая классификация:

§ Централизованный метод – единые правила для всей территории

§ Децентрализованный метод – признание идей самоуправления, определения самостоятельности субъектов государства

§ Рекомендательный – любая деятельность лучше выполняется профессионалами, государство – организация, созданная для управления, и осуществляет его профессионально

§ Поощрительный – государство создает условия при которых субъекты заинтересованы в исполнении деятельности

37. Методы осуществления функции гос-ва.
Приемы, способы гос. деятельнсти по средствам которых добивается реализации своих функций.

1. Убеждения.
Метод воздействия властного авторитета гос-ва на массовое сознание по средствам, которых стимулируется данное поведение субъектов общественных отношений, путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, преобразовательных и иных мер воздействия.
Убеждение может быть прямым и косвенным.

Прямое убеждение- информирование субъектов о стоящих перед гос-вом и обществом задач, и призыв их к необходимому поведения на основе представляемой информации.
Косвенные убеждения- манипулирование сознанием людей, формирования необходимых соц, психологических установок, путем воздействия на общественное мнение.
Убеждение основной метод гос воздействия на людей.

Метод принуждения.

Выполняют метод государственного воздействия, путем применения силы.

Используется в силу нерезультативных убеждений, а так же, когда гос. религия проводится вопреки воле людей.

Виды:

1. Подавление - ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций, противодействующие власти.
2. Насилия - прямое физическое или психологическое воздейсвтие лиц, не подчиняющийся власти.
Принципы реализации с помощью гос. мер, которые делятся:
- меры принуждения
- меры пресечения правонарушения
- меры защиты

-меры юр ответственности

Наши рекомендации