Взаимодействие природы и общества
Лекция №15. Общество как саморазвивающаяся система.
1. Целостность и системность социальной реальности.
2. Саморазвитие социальной реальности.
3. Взаимодействие природы и общества.
4. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.
5. Структура общества. Соотношение общества и индивида.
6. Духовная жизнь общества.
7. Понятие культуры. Основные области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.
8. Ноосфера – новая форма взаимодействия биосферы и общества.
9. Философские аспекты будущего цивилизации.
10. Изучение глобальных проблем современности.
Целостность и системность социальной реальности.
Homo sapiens качественно отличен от живых и тем более неживых сил природы. Более того, мы выделяем из нее не только самого человека, но и весь мир, созданных им общественных явлений, рассматривая его как мир культуры (от латинского culture - возделанный), отличный от мира нерукотворной природы. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит вглубь тысячелетий, во времена стадного существования наших предков. Сегодня термин «сообщество» употребляется применительно и к человеческим объединениям — группам разной величины и принципов объединения. Системы подобного типа мы будем именовать субстанциальными. Им присущи два главных признака. Первый из этих признаков философы прошлого именовали свойством sui generis, или самопорождения, способностью системы содержать все причины своего возникновения "в себе", внутри себя, а не за своими пределами. Второй признак - качественная самодостаточность, под которой понимается способность системы существовать по собственным законам. Естественно, как и в первом случае, это не означает способность существовать вне среды и, не нуждаясь в ней. В действительности самодостаточна сущность системы, а не ее существование, что означает способность системы самостоятельно структурировать себя из материала среды, сохранять свою автономию от разрушительных воздействий, изменяться в соответствии с собственными импульсами, а не внешними "толчками".
Саморазвитие социальной реальности.
Исследование общества привело ученых к мнению, что оно относится к особому классу систем. Общество, как система, способна не просто существовать, на манер камня или функционировать на манер автомобиля, а "жить", т.е. самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую им качественную определенность. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей. Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих.
Человек существо общественное, то есть вне общества он жить не может. В зависимости от общества, он зависит: в материальном, моральном, и правовом ламе, только от общества человек приобретает знание, умение, навыки. Кроме того, каждый человек живет в той или иной стране. И значит, зависит от государственной власти. Люди имеют принадлежность к определенным расам, нациям, народностям.
Взаимодействие природы и общества.
Однако люди далеко не сразу научились выделять себя и созданный ими мир из окружающей природы, понимать качественное различие между ними. Долгое время человек был убежден в своем родстве с природной средой, трактуя это родство как самое простое тождество. Главным образом это выражалось в том, что люди очеловечивали природу, приписывая камням, деревьям, ветру, огню, животным способность думать, желать и действовать так, как это делает человек. Порой можно услышать суждение о том, что "общество является частью природы". Однако несложный контентанализ покажет, что термин "природа" используется в данном случае не как обозначение досоциальных - физических или биологических - реалий, а в значительно более широком, "космическом" смысле слова, характеризующем "прописку" человечества во Вселенной. Построение различных моделей общества зависит от выбора оснований, которые определяют все другие составляющие общества. В качестве оснований общества можно представить природные, экономические и духовные факторы.
К природным факторам относятся географические условия. Вопрос ставится так, что общественные явления становится возможным объяснить, исходя из того, в каких географических условиях находится то или иное общество. Например, английский ученый Г. Бокль в XIX веке пытался оправдать наличие рабства в Индии жарким климатом, который влияет на психику индусов. Впрочем, есть основания полагать, что возникновение данной концепции связано с политическими мотивами.
Л. И. Мечников создает океаническую концепцию, в которой делает акцент на взаимосвязи между жизнью общества и гидросферой. Исходя из этого, он различает исторически складывающиеся речные цивилизации (например, китайская или индийская), средиземноморскую и океаническую, которая возникает с открытием Америки и знаменует собой переход к свободной солидарности людей.