Взаимодействие общества и природы

۩Природа― 1) в широком значении: все существующее, весь мир в многообразии его форм; 2) в узком значении: объект науки, а точнее ― совокупный объект природоведения.

Таким образом, являясь окружающим нас во всем бесконечном многообразии своих проявлений, природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении.

Иногда природой называют лишь ее часть ― биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы, создала условия для возникновения человека.

Возникновение общества существенным образом меняет саму природу, что связано с формированием людьми новой геологической оболочки планеты ― Ноосферы, то есть сферой разума, когда в мироздании центральное место занял антропос (человек) .

Познавая объективные закономерности природы, воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Тем самым естественная природа обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую "вторую природу», то есть совокупность вещей, отсутствующих в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, активно преобразуя природу, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами природы, используя естественные силы и процессы. Как следствие, созидание ноосферы является способом преодоления глобального экологического кризиса (связанного, прежде всего, с борьбой за скудеющие природные ресурсы планеты) и гармонизации взаимоотношений общества с природой.

NB!Процесс антропогенеза (происхождение человека) и процесс социогенеза (происхождения общества) представляют собой единый процесс. Иначе говоря, человек и общество возникли одновременно и нельзя их противопоставлять друг другу. Формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыграл труд (собственно говоря, без труда не было бы и человека!), но и изменением и совершенствованием его биологической организации.

Если биосфера в свое время возникла стихийно, то условием формирования ноосферы является сознательная деятельность людей, опирающаяся на системное использование научных знаний о природе и обществе и на гуманистические традиции развития культуры.

Основным показателем уровня отношений общества с природой является характер производительных сил, которые не только обеспечивают людям производство средств существования, но и определяют характер материального отношения общества к природе, в сооотвествии с которым строятся их производственные отношения.

В современных условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны природы, рационального сочетания производственной деятельности общества и глобальных природных процессов. В своей совокупности названные проблемы породили в конце 60―начале 70-х гг. XX в. самостоятельный раздел научного знания ― экологию социальную. Теоретической предтечей и основой экологии социальной является экология ― наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания (возникла в середине XIX в.!). Предметом экологии социальной являются законы совместимости общества и природы как сторон единой социоприродной системы. Начало этой области знания было положено идеей В.И. Вернадского о ноосфере как дальнейшем продолжении биосферы в результате сознательного преобразования ее людьми на основе познания законов организованности и саморегуляции биосферы и ее частей-биоценозов. Только в этом случае люди смогут избежать тех разрушительных для природной среды последствий, которые вызвала их производственная деятельность, развивающаяся в основанном стихийно по отношению к биосфере. Экология социальная показывает единство законов сохранения жизни для всех живых организмов, включая и человека при всей его специфичности как существа, постоянно преобразующего среду своего обитания. Таким законами прежде всего являются:

― цикличность в использовании вещества планеты;

― возобновимость в использовании энергии;

― комплексность в использовании информации.

При всей очевидности и внешней простоте перечисленных основных законов целостности экосистем они оказываются весьма сложными в ходе практической реализации человеком, поскольку противоречат исторически сложившейся практике природопользования, не обремененной такими требованиями. Так как производственная деятельность людей бесконечно многообразна, то соответственно многообразны и конкретные формы воплощения на практике законов экологии социальной. По сути дела, все виды человеческой активности подлежат радикальному преобразованию в плане экологической целесообразности, начиная с материальной (производство и потребление) и кончая духовной (психологические установки, привычки, взгляды, убеждения, концептуальные структуры). Речь идет о таком масштабном изменении культуры в целом, что можно говорить об экологической революции как глобальном феномене, результатом которой должно стать новое состояние общества.

В последнее время от экологии социальной отпочковывается множество дисциплин, изучающих различные аспекты многогранной человеческой деятельности: промышленная экология, сельскохозяйственная экология, химическая экология, экология воспитания и образования, рекреационная экология и т.д. Иногда, применительно к производственной сфере в целом, употребляют понятие «инженерная экология». Все эти термины характеризуют средозащитную направленность человеческой деятельности, в какой бы социальной сфере она ни проявлялась. Иными словами, идет тотальная экологизация всех областей социальной жизни. По мере того как экологическая направленность человеческой деятельности станет общепринятой нормой, отпадет и необходимость добавления термина «экологический», как это пока делается в переходный период от доэкологической эпохе к экологической.

NB!С конкретные формами проявления экологии социальной вы встретитесь при изучении содержательных мотивов: ― в экономической сфере общества (при изучении трех этапов, которые были пройдены человечеством в процессе удовлетворения потребностей ― от добывающей, или собирающей, экономики через производящую экономику до современной воспроизводящей экономике); ― в правовой сфере общества (при знакомстве с экологическим правом ― развивающейся отраслью отечественного законодательства, основанное значение которого заключается в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением); ― в духовной сфере общества (при изучении понятий «тотемизм», «фетишизм» и «анимизм», «экологическая культура»).

Наши рекомендации