Вопрос 34. Функции политической культуры
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.
К функциям политической культуры относят:
- интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
- сохранения и развития основ политической деятельности;
- проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
- проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
- профетическая, прогностическая в отношении развития;
- апробации и верификации политических кадров;
- синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
Также выделяют следующие функции:
· познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
· интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;
· коммуникативная функция – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;
· функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;
· нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;
· воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.
Данные функции показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.
Вопрос 35. Типология политической культуры. Политические субкультуры.
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
- приходская культура
- зависимая культура
- культура участия
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей.
Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.
Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока. Согласно другой точке зрения большое влияние имеет степень доверия между людьми и устойчивость институтов.
Согласно С.В. Цирелю по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.
Холодные общества – это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются – законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т.д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.
Теплые общества (в первую очередь Россия и Латинская Америка) – это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т.д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.
Политическая субкультура - совокупность политических ориентацией и моделей политического поведения, отличающаяся от доминирующих в обществе. Носителем может быть та или иная общность: элита, этнические группы, и др.
В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. В литературе субкультура рассматривается, как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от ориентации, доминирующих в данном обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп. Так, различают политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую, этническую субкультуру и т.д. Особенности каждой из подобных политических субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими особенностями.
Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Видимо, нереальной является задача преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества.
37. Политическая культура и избирательные кампании в России.
Политическая культура- неотъемлемая составная часть общенациональной культуры представляющий собой политический опыт человечества социальных общностей больших и малых социальных групп
П.К – система сложившихся в обществе норм политического поведения коллективных представлений о политике политических символов и значений способов оценки и объяснения политических явлений.
Создание П.К. шло в неразрывной связи с развитием отношений политической власти . Люди не просто устанавливаю правила властного взаимодействия они запечатлевали их в образах оценивали, формировали представления о целесообразности таких взаимодействий
П.К. способствует формированию в обществе устойчивого восприятия политического мира , его оценки.
К функциям политической культуры относят:
1) Познавательную функцию – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний взглядов , убеждений и политической компетенции
2) Интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления.
3) Коммуникативная функция – позволяет установить связь между участниками политического процесса как по горизонтали, так и по вертикали в соответствие с иерархией политической системы а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт . С этой функцией неразрывно связана функция обеспечения социального прогресса П.К. создаёт условия для эффективного развития политической системы и общества в целом
4) Нормативно-регулирующая функция - формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей , установок ,целей мотивов и норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества.
5) Воспитательная функция (функция политической социализации ) даёт возможность сформировать личность гражданина.