Категория "политическая система" в политологии

В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть коллективными и индивидуальными, институционально и организационно оформленными, неинституциализированными, но все они взаимосвязаны и образуют устойчивую, целостную совокупность отношений, называемых политической системой. В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти.

В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы. Каждый из этих подходов под своим углом зрения рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе авторитетно-властные решения.

Институциональный подход применяют политологи, рассматривающие политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие и функционирование, но в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, различные группы интереса и давления.

Системный подход преодолевает правовую и институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые применил системный подход к изучению общества американский политолог и социолог Т. Парсонс. Его концепция социальной системы оказалась плодотворной, и несла в себе огромный познавательный потенциал для политической науки. Д. Истон – американский ученый, использовавший системный подход в политике.

При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политическое взаимодействие ориентировано на авторитетное распределение ценностей в обществе. Исходя из этого, приверженцы системного подхода делают ряд выводов.

Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

Политическая система характеризуется властным верховенством. С ее помощью осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех.

Политическая система ориентирована на авторитетное распределение ценностей в обществе, причем таким образом, чтобы достигнуть баланса интересов и сохранить систему как единое целое.

Политическая система, обладая властным верховенством, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей общество.

Политическая система претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства, как основного элемента политической системы.

Таким образом, политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на целедостижение, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на различных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы.

Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы.

Третий компонент - правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы и способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория, как компонент политической системы, не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами.

Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических акторов, которые играют определенные роли (депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры и т.д.).

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности и блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы: кто и что получает, когда и как?

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. Политическая культура может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

окружающая среда окружающая среда

____________________________________________

Категория "политическая система" в политологии - student2.ru Категория "политическая система" в политологии - student2.ru Категория "политическая система" в политологии - student2.ru Категория "политическая система" в политологии - student2.ru       Требования и поддержка   Полит. система   решения и действия        

Категория "политическая система" в политологии - student2.ru Категория "политическая система" в политологии - student2.ru

____________________________________________

окружающая среда окружающая среда

Простейшая модель политической системы по Д. Истону

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "вход" и "выход". Опираясь на более развитую и формализованную экономическую науку, Д. Истонпостроил модель политической системы по образцу экономической модели, где есть "вход" – "затраты" и "выход" – "выпуск". Система, по его мнению, взаимодействует со средой и является динамичной структурой, которая функционирует на основе принципов самоорганизации, самообучения и взаимодействия.

"Вход" – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.

"Выход" – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи".

На вход в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Помимо требований в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может совпадать с требованиями, или выступать в качестве побудительных причин для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Поддержка может быть открытой и скрытой. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим идеалам, нормам и моделям поведения.

Без поддержки политические системы недолговечны. Штык всем хорош, но на нем нельзя сидеть, говорил Талейран. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на голую власть, на силу, но невозможно спокойно управлять.

На "выходе" из политической системы в среду проявляются результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, судебных решений.

"Вход" и "выход" системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи". В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы и организовывать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности. Процесс поступления и регистрации требований на "входе", преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на "выход" с последующим контролем за реализацией – это и есть политический процесс.

На сегодняшний день в политологии, помимо предложенного, можно выделить несколько интерпретаций понятия политической системы и теоретических подходов к ее изучению.

Приверженцы первого взгляда (Г. Алмонд, М. Вайнштейн, С. Коулмен) считают, что структурными элементами политической системы являются роли, действия, взаимодействия, виды и образцы поведения индивидов и других субъектов общественных отношений.

Другие политологи (Р. Кохан, С. Маккоун, Д. Истон) указывают, что политическая система складывается не из ролей или видов поведения, а из системы самих индивидов, групп и организаций, которые вследствие взаимосвязи и взаимодействия имеют доминирующее влияние на процесс принятия, разъяснения и проведения в жизнь правил, регламентирующих внутреннюю жизнь общества.

Третья группа политологов (Т. Мадрон, П. Челф, Р. Голдмен и др.) анализируют политическую систему под углом зрения "входов" и "выходов" из нее, процессов принятия решений, образцов политической активности, необходимых для поддержания равновесия в системе; общих принципов, на основе которых осуществляется процесс изменения объема информации, которая есть в распоряжении субъектов политических отношений о состоянии политической системы и политической идеи.

Таким образом, системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

2. Структура и функции политической системы общества

Что конкретно включает в себя политическая система общества? Каковы основные ее подсистемы?

В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема — это "каркас", "несущие конструкции" политической системы общества. Она включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы. Именно здесь вырабатываются условия, обеспечивающие стабильность самой политической системы, формы ее воздействия на развитие других общественных систем, а также международная политика. Данная подсистема в существенной мере определяет цели и направления функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема. Данная подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Следует отметить, что исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего, отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты и, конечно, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Такая борьба (и порождаемые ею отношения) в явной или скрытой форме происходит в политической системе любого государства. Данные отношения носят, как правило, формализованный, то есть основанный на существующих правовых нормах, характер. Однако наряду с ними в политической системе нередко возникают и развиваются неформальные отношения, не закрепленные в существующих в обществе правовых нормах. Их значение не следует преуменьшать, потому что, как показывает практика, они играют немаловажную роль в жизни политической системы.

Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы. Данная подсистема играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения, стратегического политического курса, в решении многочисленных возникающих в обществе политических проблем.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Это обусловливается специфическими условиями данных государств. Например, все названные подсистемы есть и в политической системе США, и в политической системе России, и в политической системе Украины, но в своем конкретном наполнении они различны. Это касается и институциональной подсистемы, и регулирующей, и всех других. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

Другими словами, политология исследует структуру политической системы во всем многообразии ее конкретных форм.

Политическая система – это общественная система особого рода. Обладающая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и координирует их коллективное поведение. Представители системного подхода выделяют функции политической системы, исходя из взаимодействия, которое существует между политической системой и средой, между индивидами и группами внутри системы.

Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для их достижения.

Американский политолог Г. Алмонд в работе "Политика развивающихся регионов" разграничил функции политической системы, которые она выполняет на "входе" и на "выходе". "Входные" функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. "Выходные" функции выполняются государственными структурами.

На "входе" политическая система выполняет:

Во-первых, функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определённые политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация формирует определённый тип человека политического и обеспечивает преемственность в развитии системы, её стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Немецкий политолог К. Поппер образно писал, что политические институты подобны крепости: их надо хорошо спроектировать и заселить. "Заселение" и есть политическое рекрутирование, то есть выполнение личностями определённых политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера и т.д.

Во-вторых, артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе. В рамках политической системы действуют разные участники. Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Ассоциации – это тоже группы интереса, но они хорошо организованы, представляют из себя специализированные структуры. Ассоциации конституируются, как правило, для защиты определённых интересов: политические партии, профессиональные союзы, организации предпринимателей, объединения фермеров, женщин, молодёжи. Существуют группы и специфических интересов: мафия, сексуальные меньшинства. Эти группы также могут оказывать существенное влияние на властные структуры.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Однако в различных политических системах оформление и артикуляция интересов происходят неодинаково. При демократии группы и ассоциации автономны и действуют независимо от правительства. В диктаторских системах не разрешённые свыше формы самоорганизации и активности граждан резко ограничены.

В-третьих, агрегирование интересов – функцию превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат. Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артикулирования интересов и окончательным принятием политического решения.

В-четвертых, функцию политической коммуникации, которая обеспечивает связи между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "вход – выход" – "обратная связь", информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

На "выходе" функциями политической системы являются:

Во-первых, функция нормотворчества, которая включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

Во-вторых, функция применения правил и норм, подразумевающая проведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует деятельность администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Все это происходит в условиях изменения среды, возникновения новых условий, требующих модификации правил и норм.

В-третьих, функция контроля за соблюдением правил и норм, включающая в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, нередко доминирующую роль.

Таким образом, "входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующийся потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

3. Политическая система общества и политика

Понятие "политика", вне сомнения, самая сложная категория политологии. 0сновная трудность проистекает из безграничности ее содержания. В данный термин вкладывают многочисленные понятия. Например, внешняя политика, политика Р. Рейгана, экономическая политика, финансовая политика, бюджетная политика, политика в области свекловодства или виноделия, политика низких процентных ставок, антиалкогольная политика и др. Такого рода примеры можно долго перечислять. Политика пронизывает всю жизнь общества. Ее вездесущность сравнима с неимоверной энергией главного героя бессмертной комедии П. Бомарше: она и здесь и там.

Первые попытки дать определение политики относятся к очень далеким временам: труды о политике Платона и Аристотеля появились около двух с половиной тысячелетий назад. С тех пор исследователи создали тысячи работ о политике. Однако мы имеем дело с нечастым случаем, когда результат далеко не прямо пропорционален затраченному времени. Современный читатель может найти десятки различных определений политики, нередко противоречивых.

Одно из наиболее удачных определений политики дано в "Политологическом словаре". Политика характеризуется как "социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание. укрепление и реализацию власти" (М.: Луч, 1994. - Т. 1, С. 168). Здесь подчеркнуты две важные характеристики данного понятия: первая - что это деятельность, вторая - что ее корни находятся в политической системе общества.

Данное определение политики, на наш взгляд, необходимо дополнить еще двумя характеристиками:

* во-первых, политика, как деятельность, имеет мощную опору на политическую власть (со всеми вытекающими возможностями);

* во-вторых, зарождаясь в политической сфере общества, политика охватывает всю общественную жизнь, все ее сферы.

Политическая система общества, рассмотренная в ее статическом состоянии, представляется простой и ясной. Многочисленные трудности и сложности обнаруживаются, когда она анализируется в динамике. Функция управления и руководства обществом многократно усложняется, наталкиваясь на многочисленные непредсказуемые ситуации. Реализацию этой функции дестабилизируют межнациональные конфликты, стихийные бедствия, разного рода антиправительственные выступления политической оппозиции. Поэтому управление обществом - это не просто целенаправленная деятельность. Правильная постановка политической цели - это лишь часть задачи. Важно найти условия ее выполнения, увидеть общественные силы, которые будут в активе выполнения поставленной цели. Важно переориентировать или нейтрализовать те силы, которые могут различными средствами воспрепятствовать проводимому политическому курсу. Перечисленные средства, вместе взятые, являются малой долей той деятельности, которая обозначается понятием "политика".

Итак, каково же соотношение между понятиями "политическая система общества" и "политика"? Политическая система общества — это одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика же — это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и осмыслить вне политической системы общества. В определенном смысле политика есть функция политической системы, а также средство и механизм ее функционирования.

Политическая деятельность инициируется по существу всеми подсистемами политической системы общества. Разумеется, наиболее активна ее институциональная часть. Поле этой деятельности далеко выходит за рамки собственно политической системы. Политическому воздействию подвержены экономическая, социальная, духовная и все другие сферы общественной жизни.

Главная цель политики заключается в том, чтобы в рамках тех или иных управляемых объектов (международная арена в целом, регион, отдельная страна, ее административные единицы и т.д.) обеспечить реализацию их интересов.

4. Основные закономерности развития политической системы общества

Как и любая система, политическая система общества развивается на основе своих объективных законов. Известно, что действие законов общественного развития, законов любой общественной системы практически никогда не происходит в чистом виде. В своем осуществлении они пробиваются сквозь мощные слои многочисленных, тесно переплетающихся общественных отношений - экономических, социальных, духовных и т.д., что нередко деформирует их действие. Поэтому законы общественного развития реализуются лишь как тенденции, определенные закономерности. В их числе можно выделить следующие группы.

4.1. Закономерности в становлении и развитии политической власти. Они касаются главным образом взаимоотношений личности и власти. Как пример, можно привести обоснованное еще Н. Макиавелли положение о том, что содержанием и целью деятельности любого политического лидера является завоевание и удержание политической власти. Хорошо известны также и другие закономерности, связанные с политической властью:

· отношения в системе политической власти определяют все другие отношения в политической системе общества;

· любая политическая власть (какова бы не была ее социальная природа и какими бы мотивами она не оправдывала свои действия) имеет тенденцию к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом. Поэтому для строительства демократического общества человеческая цивилизация выработала так называемые "сдержки" и "противовесы" на пути данной закономерности. К ним относится система разделения властей, а также формирование системы организаций и отношений гражданского общества;

· политическая власть практически всегда и везде имеет политическую оппозицию (открытую или существующую нелегально).

4.2.Экономико-политические закономерности. Они отражают взаимодействие экономической и политической общественных систем. Например, очевидной является закономерность, отражающая прямую корреляцию между уровнем развития экономической системы и развитием демократии в той иди иной стране. Разумеется, есть исключения. Например. развитие апартеида в ЮАР, относящейся к странам с высоким уровнем экономического развития.

Другой закономерностью в данной группе является тенденция возрастания в последние десятилетия воздействия политических средств на развитие экономической сферы общества. Примеров можно привести множество. Так, средствами экономической политики администрации Р. Рейгана удалось решить ранее невыполнимую задачу одновременного резкого сокращения темпов инфляции, снижения уровня безработицы и роста государственного бюджета. Современное общество обрело также широкую способность экономическими средствами успешно регулировать ключевые политические процессы.

Рассматривая закономерности в развитии политической системы общества, важно видеть те из них, которые обнаруживают тенденцию к затуханию, и те, которые, наоборот, идут им на смену, набирают силу. Особенно, если речь идет о ключевых закономерностях. В данной связи представляет интерес сделанный российскими политологами вывод о том, «что политическая революция, как закономерность социальной жизни, затухает» и что «демократизация всей политической и общественной жизни... набирает силу» (Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. С. 107). История дает многочисленные свидетельства того, что социальные революции и гражданские войны есть самые уродливые формы политического референдума. Неопровержимым фактом истории является то обстоятельство, что социальные революции, проведя народы через огромные страдания, в итоге оказывались не в состоянии реализовать те обещания, которые они давали народу.

В наши дни путь социальной революции становится особенно опасным в связи с существованием оружия массового поражения, ставящего под угрозу само существование человечества. В качестве самой важной предпосылки политической стабильности политологи отмечают демократизацию политической и всей общественной жизни. Закономерность демократизации общественных процессов, несомненно, набирает силу. Большая роль в этом отводится профессиональным политикам. По мнению западных политологов, в настоящее время можно отметить два пути демократизации общественной жизни: резкое повышение профессионального уровня политической элиты и воплощение в жизнь цивилизованных политических механизмов соперничества различных политических партий и фракций в парламентах за голоса избирателей.

ВЫВОДЫ

В понимании категории «политическая система общества» существуют различные подходы, сторонники которых видят в ней либо совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм (институциональный подход), либо всю сферу политической деятельности в обществе (системный подход). Основными компонентами политической системы общества являются политическое сообщество, должностные лица, правовые и этические нормы и территория действия. Взаимодействие политической системы с внешней средой происходит с помощью требований и поддержки со стороны среды, и решений и действий со стороны политической системы. Большое значение для эффективности политической системы имеет обратная связь для проверки и коррекции принятых решений. Политическая система общества состоит из четырех подсистем – институциональной, регулирующей, коммуникативной и политико-идеологической. Основными функциями политической системы на «входе» являются политическая социализация и рекрутирование, артикуляция и агрегирование интересов, политическая коммуникация. На «выходе» - функции нормотворчества, применения правил и норм и контроля за их соблюдением. Благодаря демократизации политической системы общественные противоречия разрешаются путем использования цивилизованных механизмов политического соперничества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие особенности политической системы общества делают ее верховенствующей в комплексе других общественных систем?

2. Назовите основные подсистемы политической системы общества. Какова их роль в развитии данной системы?

3. Назовите основные критерии перерастания экономических, социальных, культурных и других проблем в проблемы политические.

4. Какие функции выполняет политическая система общества на «входе» и на «выходе»?

5. Что общего между различными политическими системами и какие особенности придают им индивидуальные отличия?

ЛИТЕРАТУРА

1.Бутенко А.П. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России. // Социально-политический журнал. - 1993. - № 9 - 10. - С. 19-28.

2.ВенгеровА. Синергетика и политика. // 0бщественные науки и современность. - 1993. - № 4. - С. 55 - 69.

3.Гаджиев К. С. Политическая наука. - М., 1994.

4.Гаджиев К. С. Опыт введения в политологию. Концептуальный и политический аспект. / Полис. - 1992. - № 1-2. - С. 96 - 116.

5.Зуев К., Петров И. Какая политическая наука нужна новой России. // 0бщественно-политические науки. - 1993. - № 4. - С. 70 - 81.

6.Истон Дэвид. Новая революция в политической науке. // Социально-политический журнал. - 1993. - № 8. - С. 115 - 128.

7.Краснов Ю. К., Кривогуз И. М., Неминущий В. М. Основы науки о политике: Учебник. - М., 1993. - Ч. 1.

8.Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. -М., 1993.

9.Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. - М., 1994.

10.Основы политической науки: Учебное пособие. / Под ред. В. П. Пугачева. - М., 1993. - Ч.1.

11. Политическая система общества. // Социально-политические науки. - 1991. - № 5.

Наши рекомендации