Общая теория политических систем

Цель темы:изучение системного подхода к политике, понятия «политическая система»: истории появления, сущности, содержания и функций; анализ моделей политических систем Д.Истона и Г.Алмонда; описание механизма функционирования политической системы; соотнесение понятий «политическая стабильность», «политический риск», «средства массовой информации» с моделью политической системы.

Основные понятия для изучения: полиструктурность и полисистемность общества; политическая система, ее сущность, структура, свойства, функции и типология; модели политической системы Д. Истона и Г. Алмонда; механизмы функционирования, изменения и развития политических систем; политический институт и его виды; средства массовой информации и их функции.

Изучая содержание темы, обучаемый должен усвоить, что термин «политическая система»стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ в. Главным образом, это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества.

Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.

При этом необходимо уяснить, что понятие «политическая система» отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление.

Далее целесообразно детально разобраться с теориями политических систем, предложенных политологами Д.ИстономиГ.Алмондом.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, применив понятия «вход» и «выход». На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

Г. Алмонд определил политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в политические решения и политические действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.

Изучая структуру политической системы, необходимо осознать, что это чрезвычайно сложное явление, которое состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют следующие основные подсистемы в структуре политической системы:

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема– это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема–комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

Приступая к изучению функций политической системы, обучаемый должен осознать, что функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды.

При этом требуется проанализировать основные классификации функций политической системы, которые существуют в современной политической науке.

Так, в частности, Г.Алмонд разработал классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система, по его мнению, должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд выделил две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.

Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от «входа» и «выхода». На «входе» выделяют две функции: артикуляция (выражение) интересов; агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На «выходе» четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

Вторая группа включает две основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

Следует также рассмотреть близкую по смыслу классификацию функций, которую предложил Д. Эптер. На «входе» он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На «выходе» три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Далее необходимо изучить характерно схожие, применяемые в отечественной политологии следующие функции политической системы:

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Следовательно, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Приступая к рассмотрению типологии политических систем, обучаемый должен уяснить, что в современном мире существуют многообразные политические системы. В связи с этим в зависимости от различных критериев предлагаются ее разные классификации.

Так, например, в соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы.

Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выделил пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные.

С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы: примитивные системы; патримониальные империи; кочевые или завоевательные империи; феодальные системы; централизованные бюрократические империи и современные системы. Современные, в свою очередь, подразделяются на демократические, автократические и тоталитарные.

Широко распространена также классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: тоталитарную, авторитарную, демократическую.

Основная литература

Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М.: Юридический институт (МИИТа), 2003.

Матвеев Р.Ф. Общая политология. М., 1997.

Матвеев Р.Ф. Общая теория политических систем. М., 1997.

Общая и прикладная политология: учебное пособие/ Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.

Политология для юристов: курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.:Юристъ, 1999.

Политология в логических схемах и таблицах/ Под ред. А.В. Миронова. М., 1995.

Политология: курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

Дополнительная литература

Андреев С. Политические системы и политическая организация общества// Социально-политические науки, 1992. № 1.

Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997.

Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия. М., 1994.

Гаран Л. Психоэкономическая система большевистского типа. //Полис, 1993. № 1.

Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1994.

Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.

История политических и правовых учений/ Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1988.

Политология в вопросах и ответах/ Под ред. Ю.Т. Волкова. М., 1999.

Политология. Практикум по курсу. Под ред. М.Василика. М., 1999.

Политология/ Под ред. М. Василика. Учебник для ВУЗов. М., 1999.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1999.

Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. М., 1996.

Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. М., 1999.

Российская политология/ Отв. ред. П.И. Симуш. М., 1995.

Соловьев А. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000.

Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал, 1994. № 12.

Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода//Полис, 1992. № 1-2.

Фарукшин М.Х. Политическая система общества// Социально-политические науки, 1991. № 5.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие. М., 1995.

Чиркин О. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности//Государство и право, 1992. № 5.

Тема 3.

Наши рекомендации