Социологическое определение коммуникации

Кули – американский социолог и социальный философ. Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930).

Главным направлением научной деятельности К. являлось теоретизирование по проблемам соотношения индивида и общества, социализации, формирования личности. Основные понятия: «самость» - я, меня, мое; «я» - социальное стремление, пытающееся удержать и расширить свое место в оющем потоке стремлений; «первичные группы» - группы, характеризующиеся тесными связями (семья).

Кули исходил из понимания общества как обладающей собственной динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации.

Кули считал, что человеческая личность социальна по своей природе, и то, что мы обнаруживаем в индивидуальных чертах, является следствием воспитания ч-ка средой. То есть благодаря коммуникации ч-к становится общественным существом.

Коммуникация – это механизм воспроизводства человеческих отношений и способы их передачи и сохранения в пространстве и времени. Речь не о взаимодействии людей, а об отношении ч-ка к миру (Кули).

Т.е. коммуникация – это система закрепленных символов, которая обозначает человеческое отношение к миру. (классическое определение по Кули)

Коммуникация включает в себя мимику, обращение, жесты, тон голоса, слова, письменность, пе-чать, железные дороги, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени.

Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Согласно широкому определению Кули, весь мир является целостной коммуникативной системой (включая моё «я»), поэтому четко различать средства коммуникации нельзя.

Однако вместе с рождени-ем внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей; с неё начинается традиционное развитие коммуникации. Речь идет о языке с определенными правилами и составом.

В итоге коммуникация передает мысли, воспроизводит человеческие отношения. Система символов конечна. У коммуникации же в широком смысле границ нет.

Узкое определение по Ч.Кули: коммуникация – система стандартных символов, которая предназначена только для передачи мысли.

Мид (1863—1931) — американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы (Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.), один из основоположников символического интеракционизма. Основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие. И взаимодействие это представляет собой обмен символами. Основные работы: «АзиЯ», «От жеста к символу».

Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.

Мид различает два аспекта формирования самости:

1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.

2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

Сознательная коммуникация – сознательное общение жестами, возникает тогда, когда жесты становятся знаками.

Наши рекомендации