Правовое государство – это государство, деятельность которого, осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1. наличие экономических отношений, основанных на многообразии форм собственности, рыночных отношениях, свободе предпринимательства. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой среде;
2. наличие саморегулирующегося гражданского общества, которое объединяет свободных граждан;
3. наличие суверенитета государства, демократического режима, конституционализма, парламентаризма;
4. господство права обеспечивающего:
· решение всех вопросов государства с позиции конституционного законодательства;
· соединение легитимно-публичнойвласти с нравственно-правовыми и формально-регулятивными ценностями права (нормативность, общеобязательность, равенство всех перед законом);
· наличие правовых процедур (конституционных, законов, системы гарантии) и единой системы законодательства;
5. общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости в духовной
сфере;
6. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.
Рассмотрим подробнее основные черты правового государства.
1. Признание основной ценностью государства достоинства, права и свободы личности (закреплено в ст.2, ст.17,18 Конституции РФ).
В Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Существует примат международного права в вопросе прав и свобод человека и гражданина. В случае противоречия норм государственного права международным документам, суды и государственные органы должны руководствоваться последними. Права и свободы человека и гражданина фактически не признаются абсолютными. Осуществление прав и свобод отдельного человека ограничиваются правами другого человека, интересами общества. В Конституции РФ в ст. 55 предусмотрены ограничения прав и свобод в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав других лиц, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Правовое государство предусматривает защиту прав и свобод, человека и гражданина не только от лиц, организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, от их произвола.
2. Обязательное наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, обеспечивающих реальное осуществление народовластия и режим демократического, конституционного правления.
3. Верховенство закона, Конституции РФ по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам (ст. 15 Конституция РФ).
4. Ответственность государства перед личностьюв случае нарушения государством прав и свобод личности и ответственность личности перед государством.
5. Важнейшим принципом правового государства является разделение властей.
Суть, которых заключается не только в том, чтобы разделить власть на законодательную, исполнительную, судебную, но и в необходимости наличия у этих ветвей власти системы сдержек и противовесов, устанавливающих преграды на пути к узурпированию власти одной какой-либо ветвью. Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а следовательно подчинить государство обществу и обеспечить реальное осуществление прав и свобод личности.
Исполнительная (правительственная) власть больше других ветвей имеет возможность узурпации власти, т.к. в ее подчинении находятся силовые структуры, финансы.
Законодательная ветвь по отношению к исполнительной власти обладает следующими полномочиями:
· определяет законодательную структуру и компетенцию органов исполнительной власти;
· утверждает бюджет (источники доходов и расходов);
· формирует правительство (в парламентской республике);
· дает согласие президенту на должность премьер-министра (в президентской республике);
· выражает недоверие правительству с последующей отставкой;
· преодолевает вето президента в законодательной процедуре;
· имеет право отстранить президента от власти;
· установить запрет на совмещение работы в государственном аппарате и представительном органе;
· имеет право ограничения ведомственного нормотворчества.
Конституционный Суд–может признать акты исполнительной власти не конституционными, а иные суды – акты, нарушающие права физических и юридических лиц незаконными.
Президент– в отношении законодательной власти:
· имеет право вето на законодательные акты (кроме конституционного закона);
· право роспуска парламента, назначения новых выборов.
Судебная власть–находится в рамках, предусмотренных конституцией и процессуальным законодательством. Судьи могут быть отстранены от должности лишь в случае совершения преступления.
6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многих партий, движения различных идеологий. Это согласуется с тем, что все социальные группы, наряду с общими интересами, имеют и свои специфические интересы и с помощью своих партий могут воздействовать на государство, (ст.13 Конституции РФ). (Кроме партий, стремящихся к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя или разжигающих национальную, расовую рознь).
7. Гласность, открытость в деятельности государства,свобода средств массовой информации, отсутствия цензуры. Без этого невозможен контроль общества над государством (ст.29 Конституции РФ).
8. Демократическое, независимое правосудиеявляющеесясредством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод граждан. Только посредством суда можно обеспечить ответственность государства перед личностью. (ст. 7 Конституции РФ).
9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с системой юридических гарантий.
10. Законопослушность граждан, самого государства и его чиновников.Принцип «все, что не запрещено-дозволено» не должен относиться к деятельности государственного аппарата. Здесь должен действовать другой принцип: «дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом».
Таким образом: правовое государство – это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма верховного закона, гражданского согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка.
В современном мире сложились 2 основные модели правовой государственности: германская и англо-американская.
В Европе преобладает германская модель (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Дания). Это государства законопорядка, где право, свобода и государство рассматривается как неразрываемые категории.
Англо-американская модельоснована на признании ограниченного государства и свободного правового общества. Государство вмешивается конфликт лишь в крайнем случае, когда его властные действия становятся необходимостью. Огромная роль принадлежит суду, он является барьером между личностью и государством, гарантом прав человека. Эта очень гибкая правовая система способная защитить личность от произвола власти.
Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993г. Россия – Российское государство является демократическим, республиканским, правовым (ст.1) и социальным государством (ст.7), строится на принципе разделения властей.
По форме смешанная правления РФ – полупрезидентская республика. В соответствии с гл.4 Конституции РФ. Президент – глава государства, верховный главнокомандующий, гарант Конституции, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное положение, распускает Государственную Думу и т.д.
Элементы парламентской республики видятся в том, что Государственная Дума вправе выразить Правительству недоверие. Однако вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, то Президент может ее распустить. Он может ее распустить и в случае 3-х кратного отклонения кандидатур на пост Председателя Правительства. Процедура же отрешения от власти Президента настолько сложна, что почти невозможна.
По форме государственного устройства– Россия – федерация договорно-конституционная, ассиметричная, построенная по национальному и территориальному признакам.
Политический режим в России – демократический, предусмотрены институты представительской и непосредственной демократии, система органов местного самоуправления, демократическое правосудие, широкий круг прав и свобод граждан.
Таким образом, в формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но для того, чтобы оно стало правовым в полной мере, требуются дальнейшие преобразования:
· в экономической сфере – дальнейшие развитие рыночной экономики;
· в социальной сфере – формирование материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности среднего класса;
· в политической сфере – дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах;
· в правовой сфере – дальнейшее обновление законодательной базы рыночной экономики, принятие законов, связанных с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан;
· в идеологической сфере необходимы повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма.
Глава 2. ПРАВО