Армия Крайова и формы её борьбы
Начало советско-германской войны коренным образом изменило ситуацию в Европе. В связи с изменением дипломатической политики Великобритании и США по отношению к Советскому Союзу в сторону сотрудничества польское правительство, находившееся в Лондоне, также должно было определиться во взаимоотношениях советским руководством. Поэтому в начале июля 1941 г. в Лондоне начались переговоры между послом СССР в Великобритании И. Майским и генералом В. Сикорским, в ходе которых остро обсуждался вопрос о границе между государствами. Тем не менее, отчасти по настоянию английского правительства 30 июля 1941 г. был подписан договор Советского Союза и Польши об установлении дипломатических отношений в сотрудничестве в войне.
В знак протеста против подписания данного договора без определённого решения вопроса о Западной Беларуси и Западной Украины в отставку подали министр иностранных дел А. Залесский, министр юстиции М. Сейда, государственный министр по делам Польши и главнокомандующий Союза вооружённой борьбы К. Санковский. Тем не менее, несмотря на правительственный кризис и негативное отношение к договору президента У. Рачкевича, он вошёл в силу. 14 августа 1941 г. в Москве был подписан советско-польский военный договор, в котором определялись общие основы создания из числа польских граждан польской армии на территории СССР, основы её организованной структуры, участия в боевых действиях и т.д.[691]
Немногим ранее до подписания договоров 1941 г. – осенью 1939 г. – в западных областях Беларуси возникло польское антисоветское подполье, которое было тесным образом связано с подпольем Польши. Ещё за день до капитуляции Варшавы 27 сентября 1939 г. группой польских офицеров была образована первая подпольная военная структура для борьбы с германскими оккупантами – Служба Победы Польши (СЗП) во главе с генералом М. Карашевичем-Токажевским, в состав которой вошли представители партий, оппозиционных польскому правительству, покинувшего страну 17 сентября 1939 г.
В октябре 1939 г. во Франции было образовано новое польское коалиционное правительство во главе с генералом В. Сикорским, которым был отдан приказ о создании на оккупированной территории Польши подпольной вооружённой организации – Союза Вооружённой Борьбы (ЗВЗ) в январе 1940 г. во главе с генералом К. Соснковским. Распространяя деятельность данной организации на всю территорию Польши в границах 1939 г., правительство В. Сикорского уже в то время взяло на вооружение теорию и стратегию борьбы с двумя врагами – Германией и Советским Союзом[692].
Зимой 1940 г. на западных территориях Беларуси и Украины были созданы отделения CВБ: обшар № 2 Белосток (территории Полесского, Новогрудского и Белостокского воеводств) и обшар № 3 Львов (Львовское, Станиславское, Тернопольское и Волынское воеводства), в отдельный округ было выделено Виленское воеводство. После поражения Франции Польское эмигрантское правительство перебралось в Лондон, главнокомандующим СВБ стал генерал С. Ровецкий (Грот), а генерал К. Соснковский – министром по делам оккупированной страны и официальным преемником президента[693].
Ситуация изменилась после подписания выше приведённых договоров, согласно которым организационные единицы польского подполья могли действовать в оккупированных Германией западных районах СССР с формально-юридической точки зрения вполне законно и обосновано. 14 февраля 1942 г. ЗВЗ был преобразован в Армию Крайову (АК) – военную подпольную организацию, объединившую организации и группы польского подполья, поддерживавшие польское эмигрантское правительство в Лондоне. Иногда в целях конспирации АК именовалась Польским Повстанческим Союзом. Руководило АК Главное Командование (ГА АК) в Варшаве[694].
Вся территория бывшей Польши, включая и западные области Беларуси и Украины, условно были разделены на обшары во главе с командующими обшаров (делегатами жонду – представителями правительства). Вокруг делегатов создавалась так называемая «делегатура» с привлечением в её местных организаций и политических партий, которые придерживались политики Лондонского правительства. В свою очередь обшары делились на округа (во главе комендант), округа – на инспектораты, а последние – обводы. Обводом руководил комендант, который назначался комендантом округа, а также штаб обвода. В состав штаба входили 1 – 2 заместителя, а также шефы (начальники) отделов разведки, организационного, боевой и строевой подготовки, санитарного, пропаганды, связи и сапёрного. Все шефы отделов, за исключением отделов разведки и пропаганды, должны были быть офицерами, а начальник отдела боевой и строевой подготовки – кадровым офицером. Отдел пропаганды должен возглавляться «публицистом или политиком, в настоящее время не замешанных в политике врагов». Командиром санитарного отдела мог быть «интеллигент, имеющий коммерческое образование»[695].
В июле – августе 1942 г. территориальная структура была немного изменена. Самую наименьшую организационную и военную единицу составляло отделение – «дружина», которая комплектовалась из 2 – 3 деревень. Отделение объединялось во взводы – «плютоны». Территория взвода являлась бывшей волостью – «гмина», 2 – 3 плютона объединялись в роту – «кампанию».
На территории Беларуси существовали следующие округи АК: Новогрудок, Полесье (Брест над Бугом) и Вильно. Округи Новогрудок, Полесье, а также инспекторат Гродно подчинялись командованию Армии Крайовой обшару Белосток[696].
Новогрудский округ АК был организационно сформирован осенью 1941 г. С сентября 1941 г. до июня 1944 г. комендантом округа был подполковник Я. Шляский («Правдзиц», «Барсук»). До 15 января 1943 г. данный округ подчинялся командованию Белостокского обшара, а после указанной даты перешёл под непосредственное руководство ГК АК. Округ состоял из следующих обводов: «Щучин» (кодовое название «Лонка»), «Лида» («Бур»), «Воложин – Юратишки» («Бэноза»), «Новогрудок» («Ставы»), «Столбцы» («Слуп»), «Слоним» («Пяски»), «Барановичи» («Пуща») и «Несвиж» («Стражница»). Обводы объединялись в 3 инспектората. В состав инспектората № 1 входили обводы «Щучин», «Лида», «Воложин», «Юратишки – Ивье». Инспекторат № 2 объединял Новогрудский и Столбцовский обводы. В состав инспектората № 3 входили обводы «Барановичи», «Слоним» и «Несвиж».
Виленский округ был окончательно сформирован в мае 1944 г. Руководил им подполковник А. Кжижановский («Вильк»). Округ был разделён на 4 инспектората, на основе которых в мае 1944 г. были организованы 3 территориальные соединения. Виленское соединение (командир майор А. Олехнович, «Прохорецки») включало в свой состав 2, 3, 5 и 7-ю бригады. В состав Северного соединения (майор М. Потоцкий, «Вэнгельны») вошли 1, 4, 23, 24 и 36-я бригады. Ошмянское (майор Ч. Дембицкий, «Ярэма») включало в свой состав 8, 9, 12 и 13-ю бригады. Кроме того, в Виленском округе имелась самостоятельная 6-я бригада, которая не вошла в состав ни одного из вышеуказанных соединений. Виленское соединение (или соединение № 1) охватывало территорию Виленского и Тракайского обводов. Северное соединение (№ 2) объединяло Свенцянский, Браславский, Дисненский и Поставский обводы. Ошмянское соединение (№ 3) охватывало территорию Ошмянского, Вилейского и Молодеченского обводов. Численность округа составляла около 9 тыс. человек.
По сравнению с Новогрудским и Виленским, Полесский округ АК был наиболее слабо организованным. Это объяснялось тем, что аковцам приходилось бороться не только с немцами, и с формированиями украинских националистов. Комендантом округа с декабря 1941 г. по апрель 1944 г. являлся майор С. Добрский («Жук», «Мастер»), а с мая по август 1944 г. обязанности коменданта округа исполнял Ю. Сварцевич. На момент полного завершения структурной организации (апрель 1944 г.) Полесский округ насчитывал более 4 тыс. человек[697].
Что касается взаимоотношений АК с советскими партизанами, то в принципе сотрудничество двух сторон в условиях нацистской оккупации было взаимно полезным. Весной 1943 г. отряды АК Новогрудской округи установили связь с советскими партизанами. В Нарочской партизанской зоне был установлен контакт между отрядом А. Бужинского («Кмицец») и советским отрядом Ф. Маркова. В июне 1943 г. в Иваницах 300 бойцов АК под командованием К. Милашевского совместно с советской партизанской бригадой имени Чкалова под командованием Р. Сидорка принимали участие в боях против немцев. В июле – августе того же года эти отряды вновь сражались против немецких войск и полиции в Налибокской пуще[698].
Поворот в советско-польских отношениях наступил весной 1943 г., когда Германия опубликовала материалы созданной немцами комиссии по эксгумации трупов нескольких тысяч польских офицеров, обнаруженных в Катынском лесу (Смоленская обл.). СССР опровергло достоверность выводов немецкой комиссии. В результате 6 апреля 1943 г. советское руководство разорвало дипломатические отношения с польским эмигрантским правительством. Согласно содержанию письма генерала Ровецкого Верховному Главнокомандующему польскими вооружёнными силами генералу В. Сикорскому: «С чисто военной точки зрения, необходимо, скорее всего готовиться к худшей для себя возможности, а именно видеть в России скорее всего нашего врага, а не союзника. Единственной целесообразной и обоснованной позицией в отношении к России является, кроме того, и наша реально существующая оборонительная позиция, а именно, принципиально враждебная... Необходимость решения. Прошу Пана Генерала дать принципиальное согласие на нашу оборонительную позицию в отношении России, потому что, только опираясь на такое решение, я смогу создать, как и в отношении немцев, постоянный и логически взаимосвязанный план наших действий в стране, который станет главным козырем на этот раз против России в руках Пана Генерала при любых политических колебаниях польско-российских отношений»[699].
Осенью 1943 г. советские войска начали освобождение от немцев Восточной Беларуси. Красная Армия приближалась к границам Польши. В сложившейся ситуации Верховный Главнокомандующий генерал К. Соснковский 5 октября 1943 г. отправил командующему АК генералу Комаровскому директиву. В ней предусматривалось три варианта поведения АК, в зависимости от развития военных и политических событий: «1-й вариант: Россия обязуется восстановить границы 1939 г. Это обязательство союзники обеспечивают своими гарантиями. На территориях Польши, охваченных военными действиями, появляются смешанные межсоюзнический комиссии и союзнические воинские подразделения. В занятых областях yправление осуществляют представители Польского Правительства. Воинские формирования Берлинга распускаются или же переподчинятся польскому командованию.
2-й вариант: Россия сохраняет свои захватнические и империалистические цели. И с дивизиями Берлинга проникает на территорию Польши, формирует политическую ситуацию коммунистическое польское правительство, население подвергается репрессиям и преследованиям. 3-й вариант: Во внешнем мире Россия не выдвигает притязаний к границам, делает вид, что принимает американскую формулу решения данных проблем после войны, однако, вводя войска Берлинга, проникает на польскую территорию, осуществляет репрессии и преследования, но не допускает ни межсоюзнической комиссии, ни подразделений, меняет политическую ситуацию, организует выборы и плебисциты»[700].
А в октябре 1943 г. командование АК утвердило план «Буря», согласно которому планировалось захват территории Западной Украины и Западной Беларуси, а также Виленщины в момент отступления немецко-фашистских войск. Кроме того в рамках данной операции была разработана операция «Острая Брама» – план захвата Вильнюса до прихода Красной Армии[701]. Важной политической целью плана «Буря» являлось взятие под свой контроль важнейшие военно-стратегические, промышленные, административные и культурные центры государства ещё до того, как их освободит Красная Армия, а также перенять гражданскую власть в свои руки «делегатами» – специальными полномочными представителями лондонского эмиграционного правительства[702].
Первое соприкосновение сконцентрированных для выполнения операции «Буря» сил АК и советских частей произошло на Волыни 18 марта 1944 г. Это были отряды 27-й дивизии под командованием майора Я. Киверского АК и части 2-го Белорусского фронта, наступавшие на Ковель. В конце марта Я. Киверский встретился с советским генералом Сергеевым и договорился о взаимодействии своей дивизии с частями Красной Армии, В оперативных вопросах 27-я Волынская дивизия АК переходила в распоряжение советского командования, но пользовалась определенной свободой действий, и верховное командование дивизией сохранялось за Комаровским. В ходе дальнейших боев 27 дивизия была почти полностью уничтожена, а ее остатки были мобилизованы в Войско Польское.
В начале лета 1944 г., когда советские части должны были достигнуть Вильнюса, руководство АК решило освободить этот город своими силами, поставив Красную армию перед свершившимся фактом. Операция получила кодовое название «Вострая Брама» совместные действия подразделений АК Виленского и Новогрудского округов по захвату Вильнюса. Проведение операции было назначено на 10 июля 1944 г. Но 2-й Белорусский фронт под командованием генерала Черняховского приближался слишком быстро, что привело к решению начать операцию 6 июля. Поэтому вместо запланированных 16 000 бойцов к Вильнюсу подошли 4000. Им же противостоял 17-тысячный немецкий гарнизон. Утром 6 июля 1944 г. войска АК пошли на штурм Вильнюса. Немцы отбили все атаки аковцев. 7 июля, к городу прорвалась 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта Ротмистрова 2-го Белорусского фронта, а через два дня полностью окружила немецкий гарнизон. Некоторые отряды АК присоединились к советским частям и вместе с ними пошли на штурм Вильнюса. Несмотря на боевое сотрудничество, советское командование распорядилось снять польские флаги и запретило парад польских частей. Это резко обострило отношения. В середине июля Кшижановский был арестован сотрудниками НКВД, а солдаты АК разоружены и отправлены в лагеря, но части из них удалось освободиться, и они начали вести борьбу против Советской армии. Подобная ситуация сложилась и на Западной Украине, когда Советские войска при поддержке солдат АК после освобождения Львова арестовали всех руководителей Армии Крайовой[703].
Таким образом, операция «Буря» стала апофеозом боевой деятельности Армии Крайовой на территории СССР и Польши. Стоившая многочисленных жертв, она не дала полякам никаких результатов не только на территории Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины, но и на территории Польши. На освобожденных землях, то есть непосредственно в тылу Красной Армии, продолжались попытки разоружения отрядов АК, которые уходили в подполье. Политика эмигрантского правительства, направленная на сохранение территориальной целостности страны, сказывались на судьбах тех польских солдат и офицеров, кто вступал в ряды АК. В дальнейшем, после окончания войны они подвергались преследованиям. Всего около 50 тыс. бойцов АК были задержаны органами НКВД и отправлены в лагеря под Рязанью, откуда вернулись в Польшу лишь в 1954 г. Там их ждали новые сроки. 17 января 1945 г. советские войска при поддержке 1_й армии Войска Польского освободили Варшаву, а 19 января Армия Крайова была самораспущена. Вместо нее была создана подпольная военизированная организация «Неподлеглость».
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите первые партизанские отряды, подпольные организации и диверсионные группы, действовавшие на начальном этапе военных действий Великой Отечественной войны на территории Беларуси.
2. Раскройте понятие Витебские «Суражские» ворота.
3. Перечислите и раскройте основные этапы становления и развития партизанского движения.
4. Каким образом осуществлялась координация деятельности партизанского движения как на территории оккупированной Беларуси?
5. Раскройте организационную структуру партизанских формирований.
6. Каковы формы партизанской борьбы?
7. Раскройте сущность планов «Рельсовая война», «Концерт», «Зимний концерт», «Пустыня».
8. Каким образом осуществлялась деятельность лжепартизанских отрядов?
9. На примере Полоцко-Лепельской партизанской зоны покажите деятельность партизанских зон на территории Беларуси.
10. Дайте характеристику деятельности подпольных организаций на оккупированной территории Беларуси.
11. Каким образом осуществлялось сопротивление в гетто? Покажите данный процесс на примере Глубокского гетто.
12. Раскройте процесс взаимодействия Армии Крайовой и белорусскими партизанами в годы Великой Отечественной войны.
Тема 8