Принципы права – основополагающие ключевые начала, исходные идеи, выражающие сущность права как особого социального регулятора
Принципы права отражают основные закономерности права, его природу и представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо формулируются в законе, либо прямо вытекают из его смысла.
Правовые принципы играют важную роль в деле правового регулирования, ибо они определяют основные направления правового воздействия.
В зависимости от сферы распространения выделяют принципы:
- общеправовые – пронизывают всю систему права, все его отрасли и институты. На них основано правовое регулирование всех общественных отношений. Как правило, они закреплены прямо в законе.
· Принцип справедливости – означает, что все законодательство а также правоприменительная деятельность признаны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях и эта справедливость может иметь различные формы проявления: равноправие граждан, соответствие между трудом и вознаграждением за него, соответствие меры наказания тяжести совершенного преступления и т.д.
· Равенство граждан перед судом – означает, что все граждане независимо от их материального положения, национальности, вероисповедания признаются равными в правах и обязанностях, установленных законом. Это принцип из разряда вечных – везде неравенство, и равенство установить невозможно.
· Принцип гуманизма – гуманизм – система взглядов на общество и человека, основанная на идее уважения к ее правам и интересам. Гуманизм – один из основных принципов, на которых строится правовая система демократического государства. Данный принцип закреплен в ст.2 К РФ, где сказано, что человек, его права и свободы – высшая ценность.
· Принцип сочетания убеждения и принуждения – универсальные принципы/методы социального управления. Убеждать – значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле без силового давления. А принуждать – склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления. И задача государства – установить в праве их разумное сочетание.
· Принцип законности – все органы государственной власти, ОМС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и ее законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны.
- Межотраслевые – свойственны нескольким отраслям
· Принцип неотвратимости ответственности
· Принцип состязательности и гласности судопроизводства
· Презумпция невиновности и т.д.
- отраслевые – только внутри конкретной отрасли
· ответственность сторон в гражданском праве и т.д.
28. Соотношение экономики, политики и права.
Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти.
Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами.
Право – это система общеобязательных, формально-определенных создаваемых и обеспечиваемых государством юридических норм, регулирующих общественные отношения.
Существует две точки зрения на их соотношение:
- Сформулирована К.Марксом, который утверждал основополагающее значение экономики, как базисного явления по отношению ко всем надстроенным явлениям, к которым относится и политика и право. Преобразования в экономике влекут изменения в политике государства и в праве. Экономические процессы - динамичны, а социальная жизнь статична.
- Приоритет политики по отношению к экономике, т.к. политика намечает пути и средства решения, стоящих перед обществом задач. Политика влияет на экономику троякими способами: ее деятельность соответствует развитию страны; либо ускоряет ее; либо тормозит. В третьем случае происходит кризис отношений между экономикой и политикой, результатом этого становится смена государственно-политического строя.
Право всегда вторично по отношению к политике и экономике. Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.
29. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.
Правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.
Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.
1. Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации.
Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако оказались не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.
2. Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т.п.
3. Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы является то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.
4. Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Именно так разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.
5. Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас как никогда повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.
Существуют следующие принципы проведения правовой политики в современной России:
1. четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны следовать из целей и задач Российского государства;
2. ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;
3. комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей);
4. результатами правовой политики выступает повышение качества и уровня правовой жизни оба и личности, что выражается в уверенности граждан, в гарантированное их статуса, в возможности планировать свою жизнь, в согласованности и предсказуемости действий власти.
30. Функции права: понятие и классификация.