Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
К концу XV века во Франции завершился процесс территориального и политического объединения, который обычно связывают с правлением Людовика XI (1461–1463 гг.), противостоявшего целой коалиции крупных феодалов (так называемой «лиги общественного блага»). В годы его правления к Франции были присоединены Прованс с портовыми городами, а несколько позже – Бретань. К началу XVI века Франция стала самым большим по численности населения и территории государством Европы. Дальнейшая эволюция французской государственности связана со становлением абсолютизма, который принял в этой стране классические формы. Начиная с Франциска I (1515–1547 гг.), король уже считает себя не первым среди других равных ему, а главой государства, носителем верховной власти; все остальные приобретают статус подданных. Скоро французские короли при издании законов стали ссылаться на формулу «такова наша воля», а легисты, аргументируя это положение, опирались на постулат римского права: «что угодно государю, имеет силу закона».
Появление абсолютизма как новой формы монархического правления вызвано еще и тем, что в XVI веке французская монархия уже не опиралась на представительные учреждения, хотя и сохранила свою сословную природу.Первые два сословия – духовенство и дворянство – сохраняли свое привилегированное положение (при 15 млн. населения страны в XVI–XVII веках к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству – около 400 тыс. человек). Притом подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие. Духовенство было очень неоднородно: между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Что касается дворянстства, то значительная часть родовитого «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности, дававшие дворянские привилегии, передавали их по наследству и становились так называемым «дворянством мантии». Дворянский статус предоставлялся также в результате пожалования специальным королевским актом. Третье сословие также было неоднородно: на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные, а на верхних – те, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась: их последний созыв при абсолютизме был в 1614 году, а следующий – уже накануне революции в мае 1789 года (т.е. через 175 лет). С начала XVI века светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.
Значительно окрепнув в годы правления Людовика XIII, когда фактическая власть находилась в руках его первого министра и кардинала А. Ришелье (1624–1642 гг.), государство стало проявлять свою силу и могущество практически во всех сферах жизни общества: торговле, промышленности, науке, образовании. Ришелье провел ряд административно-государственных и правовых преобразований, целью которых было покончить с сепаратистскими тенденциями и самостоятельностью гугенотов. Наивысшего расцвета абсолютизм достиг при Людовике XIV (1661–1715 гг.), который произнес знаменитый афоризм: «Государство – это я». Абсолютная персонификация власти имела теоретическое обоснование, например, в учении Жана Бодена. Заметим, что с XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия играла прогрессивную роль, поскольку вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития: поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Ко второй половине XVII века капитализм достигает такого уровня, что абсолютизм утратил ранее присущие ему относительно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию страны препятствовали как старые привилегии духовенства и дворянства и феодальные порядки в деревне, так и высокие вывозные пошлины на товары.
При росте бюрократического аппарата абсолютизма усиливалось его влияние. Центральные органы государственного управления во Франции в рассматриваемый период делились на две категории:
1) те учреждения (унаследованные от сословно-представительной монархии), должности в которых продавались, частично контролировались знатью и постепенно становились второстепеными;
2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством – они со временем составили основу управления.
Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. В состав Государственного совета входили и «дворянство шпаги», и «дворянство мантии» – представители старых и новых учреждений. Тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш – органы, созданные во время абсолютизма, – возглавляли генеральный контролер финансов (по сути, первый министр) и четыре государственных секретаря: по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора. Большую роль и влияние приобрели откупщики косвенных налогов, они же – государственные кредиторы.
В местном управлении постепенно были ликвидированы вольности отдельных городов Франции, так как королевские чиновники вмешивались в городское хозяйство, ограничивали судебное самоуправление, подчиняли себе выборных городских магистратов. Так, в 1692 году были отменены все выборные должности городского управления: они теперь подлежали купле-продаже, в том числе и пост мэра. По мере упадка высшего суда Франции – Парижского парламента – то же самое происходит и в провинциальных городах, парламенты которых стали подчиняться сначала губернаторам, а затем – интендантам.
Местные должности также делились на две основные категории:
1) так называемые синекуры (престижные, но утратившие значительную часть своих реальных правомочий) - сенешалы, бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались родовитой знатью;
2) фактически руководившие местным административным управлением и судом (интенданты юстиции, полиции и финансов) особые уполномоченные королевского правительства на местах, которыми обычно назначались лица незнатного происхождения.
Король сам возглавлял судебную систему, причем он мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело. В судопроизводстве существовали: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды; церковные суды и др. Наблюдалось усиление королевских судов: в соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) королевской юрисдикции стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: превотажных, бальяжных судов и судов парламентов. Эдикт Людовика XVI 1788 года оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с незначительной суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Функционировали также и суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели Счетная палата, Палата косвенных налогов, Управление монетного двора. Во Франции также были суды морские, таможенные и военные.
Французская армияэпохи абсолютизма была самой крупной в Европе и насчитывала более 600 тысяч человек. При абсолютизме процесс формирования постоянной армии завершился, а наряду с ней существовало провинциальное ополчение, предназначенное для несения гарнизонной службы. Были и части, состоявшие из наемников – иностранцев (в основном швейцарцев), однако от такого набора постепенно отказывались. Офицерство состояло из представителей дворянского сословия: на высшие командные должности назначались выходцы из наиболее известных дворянских фамилий. Королевский ордонанс 1781 года закрепил правило, по которому в офицерский корпус допускались только те, кто мог документально доказать свое дворянское происхождение до четвертого колена по отцовской линии. Солдаты же вербовались по найму из низших слоев общества, в том числе и из уголовных элементов. Флот комплектовался в принудительном порядке из жителей прибрежных территорий.
Большое значение при абсолютизме приобретает полиция, надзору которой подлежала как частная, так и общественная жизнь. При Людовике XIV полиция приобретает столь широкие полномочия, что существовала даже строжайшая цензура всей печатной продукции: в качестве цензоров выступали Парижский парламент и Королевский совет. В специально учрежденном «черном кабинете» вскрывалась частная переписка. Ордонанс 1579 года закрепил существование в королевстве регулярной полиции.
Итак, если абсолютная монархия на определенном историческом отрезке сыграла положительную роль в борьбе против феодальной раздробленности и способствовала организации сильного централизованного государства, то в дальнейшем по мере развития новых буржуазных отношений она превратилась в тормоз дальнейшего развития страны.