Вопрос 5. Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

1. Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего раз­вития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.).

Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что ко­роль - наследный глава государства - обладал всей полнотой за­конодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный меха­низм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.

С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль:

- вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благо­приятные условия для ее последующего социально-экономи­ческого развития;

- нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - по­ощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие та­моженные пошлины на иностранные товары, вела войны про­тив иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утра­тила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

ü привилегии духовенства и дворянства;

ü феодальные порядки в деревне;

ü высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

2. С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось.

Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

- унаследованные от сословно-представительной монархии учреж­дения, должности в которых продавались. Они частично кон­тролировались знатью и постепенно оттеснялись во второсте­пенную сферу государственного управления;

- учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми пра­вительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший со­вещательный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых уч­реждений.

К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относи­лись специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д.

Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли гене­ральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государственных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуще­ствовали две категории:

- утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались знатью;

- фактически руководившие местным административным управ­лением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов.

3.Судебную системувозглавлял король. Судопроизводство вели: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды, церковные суды и др.

В XVI в. была создана постоянная армия из рекрутов третьего сословия.

Вопрос 6. Право средневековой Франции

1. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственностиво Франции становится феод.

Право феодальной собственности на землю сочеталось с эле­ментами общинного землепользования. Свободная крестьян­ская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян - для феодала земля пред­ставляла ценность не сама по себе, а в соединении с работни­ком, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина.

С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется - серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобо­ждался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при ус­ловии, что ценз исправно выплачивается.

2. В период феодальной раздробленности договорные отношения
во Франции развивались медленно.

При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение ус­тановленного срока имели право выкупа проданной земли.

В X - XI вв., когда купля-продажа имущества была редким яв­лением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами.

С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

3. Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI - XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило,
согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов определялись каноническим пра­вом - главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королев­ской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

4. При наследовании по закону наиболее характерным институтом
во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер.

Наследование по завещанию получило распространение снача­ла на юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

5. В начале периода феодальной раздробленности, в IX - XI вв.,
преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI - XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального право­порядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии, в XIII - XV вв., с централизацией государства и усилением королевской власти сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль за­конодательства королей в развитии уголовного права.

В королевском законодательстве наказания не были четко оп­ределены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в ис­полнение публично, с тем чтобы страдания осужденного вызы­вали страх у всех присутствующих.

Видами наказания были:

ü смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.);

ü членовредительские и телесные наказания;

ü широко применялось тюремное заключение;

ü конфискация имущества - в качестве основного и дополни­тельного наказания.

6. Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный харак­тер. Большое распространение имели ордалии, в том числе су­дебный поединок, который проводился при взаимном согла­сии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи.

С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса.

Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королев­ского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розы­скного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, до­прашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обви­няемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д.

При розыскном процессе виновность обвиняемого подразуме­валась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы полу­чить признание обвиняемого.

ЛЕКЦИЯ 9.

Наши рекомендации