Вопрос 20.Проблема реформирования институтов СНГ.
В рамках Содружества постсоветские республики в самом начале смогли найти решение многих сложных вопросов, возникших после распада единого государства. Содружеству удалось предотвратить полное разрушение межгосударственных связей хозяйственных комплексов. Это позволило не только остановить негативные кризисные процессы, но и добиться определенного социально-экономического подъема стран участниц СНГ. Как признают сами главы государств в последнее время членство в СНГ стало чисто формальным и это вызывает объективную критику и недовольство. Из сотен принятых совместных документов работают единицы. В рамках Содружества создано около 70 органов, которые дублируют друг друга.
С нач. 2000-х некоторые страны-участницы выдвигали предложения о реформировании Содружества Независимых Государств. 16 сентября 2004 Совет глав государств принял принципиальное решение о необходимости реформы органов СНГ. Эта тема обсуждалась на встречах представителей министерств иностранных дел государств-членов и экспертных совещаниях, а в августе 2005 была рассмотрена на заседаниях Совета министров иностранных дел. Разработанные предложения были положены в основу проекта документа, представленного участникам заседания СНГ (г. Казань, 26 августа 2005).
Совершенствование и реформирование органов СНГ направлено на осуществление мер по дальнейшей активизации деятельности органов Содружества и укрепления интеграционных процессов. В области экономического сотрудничества предусматривается повышение ответственности Экономического совета и Комиссии по экономическим вопросам за осуществление соответствующих решений, расширение функций Межгосударственного статистического комитета, придание Совету постоянных представителей государств-участников при органах СНГ статуса органа Содружества, изучение способов повышения эффективности работы Экономического суда.
В сфере военного сотрудничества решено упразднить Штаб по координации и передать его функции Секретариату Совета министров обороны, сократить Координационную службу Совета командующих пограничными войсками на 10% и активизировать взаимодействие в рамках Координационного совещания руководителей силовых ведомств стран СНГ (включает Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих пограничными войсками, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Совет руководителей таможенных служб с участием руководителей министерств иностранных дел).
Продолжается подготовка реформ в исполнительном аппарате СНГ: оптимизация структуры и деятельности Исполнительного комитета (эти решения должны принять Совет министров иностранных дел и Совет постоянных полномочных представителей государств-членов) и инвентаризация органов отраслевого сотрудничества (Исполнительный комитет и Совет представителей должны представить рекомендации на рассмотрение Советов глав государств и правительств). Образован Совет министров юстиции государств СНГ и утверждены положение о нем и о Межгосударственном совете руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ.
В сфере обеспечения безопасности сегодня существует несколько форм сотрудничества, которые тоже постепенно обюрокрачиваются, не принося ощутимой пользы. А создание зоны свободной торговли в рамках Содружества - до сих пор пребывает в состоянии дискуссий. СНГ имеет долю в мировой торговле лишь около 2%, а в мировом валовом продукте удельный вес составляет всего 1,5%. Торговый оборот составляет порядка 140 млрд. долларов в год. В СНГ в свободном обращении находится продукция почти 12 тыс. товарных позиций, и лишь по 27 из них имеются тарифные изъятия.
Сегодняшнее состояние СНГ - это не итог интеграционного процесса. Пока большинство документов, принятых в рамках Содружества, не выполняются. Лидеры стран-участников СНГ едины во мнении, что необходимо повысить эффективность Содружества, придать сотрудничеству новый импульс. СНГ имеет большой интеграционный потенциал, который еще предстоит реализовать.