Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика. Банковская деятельность в РФ
Одним из условий нормального функционирования современной рыночной экономики является наличие четко организованной банковской системы. Банковская система — один из важнейших элементов экономической системы государства. Она включает в себя все банки страны.
Банком называют коммерческое учреждение, создаваемое в соответствии с действующим законодательством государства, занимающееся предпринимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирующее на принципах коммерческого расчета.
Основные функции банка заключаются в том, что он:
а) аккумулирует временно свободные денежные ресурсы;
б) выступает в качестве центра, через который осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного хозяйствующего субъекта к другому, из одной сферы экономики в другую;
в) выступает посредником при проведении платежей предприятиями, организациями, населением между собой.
Банки традиционно выполняют три основных вида операций: пассивные, активные, забалансовые.
Пассивные операции имеют целью привлечение в банки свободных денежных средств физических и юридических лиц. К пассивным операциям относятся расчеты с клиентами, депозитные операции, эмиссия денег и ценных бумаг, а также контроль за денежным обращением и движением ценных бумаг.
Активные операции имеют целью прибыльное размещение собранных средств. К операциям этого вида относятся кредитование, банковские инвестиции, факторинговые и лизинговые услуги, трастовые операции.
Забалансовые операции представляют собой непосредственно предпринимательскую деятельность самих банков. Это биржевые спекуляции на рынке ценных бумаг, обмен валюты, консалтинговые услуги и др.
В настоящее время практически во всех странах мира существует двухуровневая банковская система. Первый уровень этой системы образует центральный (эмиссионный) банк, второй — частные и государственные банковские институты.
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Именно ему государство предоставляет исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из центральных банков сразу утверждались как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австрии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Канады). Некоторые центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (например, Федеральная резервная система США). Центральный банк во многих странах подчиняется непосредственно парламенту, хотя степень его независимости в разных странах различна.
Центральные банки призваны выполнять ряд важных функций, среди которых можно выделить:
а) эмиссию банкнот;
б) аккумуляцию и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны;
в) кредитование коммерческих банков;
г) проведение расчетов и переводных операций для правительства страны;
д) контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Исключительной функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование всего денежного обращения страны при помощи проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Она может осуществляться либо в форме кредитной экспансии, т. е. стимулирования всех коммерческих структур на получение кредитов, либо в форме кредитной рестрикции, т. е. ограничения коммерческих структур в получении кредитов. Первая форма денежно-кредитной политики, как правило, имеет место в периоды замедления темпов роста производства, вторая — в периоды подъема экономики.
Основными инструментами, которые использует центральный банк для проведения денежно-кредитной политики, являются: повышение или понижение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, которые должны хранить кредитные учреждения, проведение операций на открытом рынке, регулирование денежной массы путем эмис-сии денег.
Учетной ставкой называется процентная ставка центрального банка, устанавливаемая для приобретения платежных обязательств. По этой ставке ком мерческие банки могут заимствовать резервы у центрального банка. Она, как правило, отличается от текущих ставок коммерческих банков и влечет за собой облегчение или затруднение получения кредитов от коммерческих банков.
Суть операций центрального банка на открытом рынке состоит в купле-продаже ценных бумаг. Эти операции имеют своей целью связать или высвободить определенное количество капиталов.
Во многих странах центральный банк имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений. Резервы представляют собой вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается пропорционально банковским активам. Система банковских резервов является надежным средством защиты устойчивости банковской системы и одновременно способом расширения ее возможностей по кредитованию клиентов, основанным на централизации части денежных средств банков в специальных фондах, которыми распоряжается главный банк страны.
Вторым важным элементом банковской системы являются коммерческие банки — кредитные учреждения универсального характера. Их функции весьма разнообразны: экономисты насчитывают более 800 видов операций, выполняемых коммерческими банками. Главным показателем деятельности коммерческого банка является его ликвидность, т.е. способность в любой момент полностью оплатить свои обязательства. Существование того или иного количества коммерческих банков в стране обуславливается как экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов так и особенностями законодательного регулирования банковской системы.
В настоящее время в Российской Федерации существует двухуровневая банковская система. Правовой основой, регулирующей ее деятельность, являются Конституция РФ, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др., а также нормативные акты Центрального банка РФ. Центральный банк РФ возглавляет банковскую систему страны, имеет монопольное право эмиссии банкнот и осуществляет денежно-кредитную политику в интересах национальной экономики. Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции и осуществляет управление денежно-кредитной системой государства, а с другой — представляет собой юридическое лицо и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с государством в лице Правительства Российской Федерации.
В пределах выполнения своих полномочий Банк России независим, поэтому органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность.
Коммерческие банки для ведения банковской деятельности должны получить у Банка России лицензию на осуществление банковских операций. Все банковские операции и другие сделки осуществляются ими в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Проведение банковских операций без лицензии или с нарушением условий лицензирования влечет за собой юридическую ответственность.
Государство и экономика
Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Ведь именно государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий населения, за компенсацию или ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рыночной игры. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слишком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др. К тому же рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такого неотъемлемого социально-экономического права человека, как право на стандарт благосостояния, т. е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду достойное существование вне зависимости от форм и результатов его экономической деятельности. От рыночного механизма не приходится ожидать и соблюдения других социально-экономических прав человека, в частности, права на труд для тех, кто может и хочет работать. По целому ряду объективных причин в экономике рыночного типа неизбежной является безработица в ее различных видах: структурная, региональная, технологическая, скрытая.
Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие из положений экономической теории.
В 1936 г. английский экономист Джон Кейнс выпустил в свет книгу, которая называлась «Общая теория занятости, процента и денег», в которой доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов. Кейнс фактически произвел переворот в «классической экономике», сделав вывод о том, что только активная финансовая политика государства, которая бы способствовала стимулированию спроса, может справиться с массовой безработицей. Во время Второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всем мире, и взгляды Кейн-са оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другую работу. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. такой уровень, который бы позволил им выжить.
Другим направлением деятельности современных государств является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, что особенно важно в современных условиях развития НТП.
Наиболее развитые государства инвестируют огром ные средства на проведение Фундаментальных научных исследований, производят капиталовложения в те новейшие отрасли хозяйства, которые будут вы пускать продукцию с не совсем ясными пока перспективами спроса.
Наконец, поскольку сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика — ни рыночная, ни командная — не имеет врожденного иммунитета, по крайней мере, против двух тяжелых хронических болезней — инфляции и монополизма, то обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие действенных мер по антиинфляционной и антимонопольной профилактике. Для решения вышеперечисленных задач современные государства используют определенные методы государственного регулирования экономической жизни.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики обычно определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Задачей государственного регулирования экономики является установление компромисса между многочисленными и разнообразными интересами субъектов экономики в целях достижения максимального общественного блага в рамках существующего социально-экономического строя.
Все используемые государством методы воздейст-вия на экономику можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют правовые методы , которые заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство , с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на укрепление мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
Ко второй группе относятся финансово-экономические методы — прежде всего налоги. Налоги играют активную роль в перераспределительных отношениях, серьезно влияя на производство. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста.
Государство оказывает определенное влияние на экономику и при проведении своей денежно-кредитной политики. Главную ответственность за проведение последней, какправило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью госбанк или ограничивает, или, наоборот, расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Также государство помогает товаропроизводителям, вводя определенные таможенные пошлины. Пошлинойназывается специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает
Правительство РФ при защите отечественных произ-водителей автомобилей).
Еще одним важным инструментом государствен ного регулирования экономики является государ ственная собственность (так называемый государственный сектор). Государственный сектор представляет собой некоторое дополнение рыночного механизма, действующее там и в такой мере, где и в какой степени сам этот механизм не справляется или недостаточно быстро и эффективно справляется с глобальными или частными экономическими задачами. Государственный сектор создается в результате строительства государством различных хозяйственных объектов, а также выкупа у частных владельцев предприятий, недвижимости, пакетов акций и целых отраслей. Переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную называется национализацией. Национализация служит мощным инструментом стабилизации рыночной экономики страны в критические периоды ее развития. В странах, где доля государственной собственности в национальной экономике значительна, она неизменно используется в целях выравнивания экономического цикла и поддержания занятости населения. В условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения в экономику сокращаются, государственные предприятия, напротив, не сокращают производство. Более того, именно в эти периоды они стремятся обновлять основные фонды, противодействуя таким образом спаду производства в других отраслях промышленности и росту безработицы. Структура государственного сектора не является неизменной: после создания или реорганизации с переоснащением нерентабельных или малорентабельных, но необходимых для хозяйства страны объектов последние приватизируются, т.е. переходят из государственной собственности:в частную. Государство же переключается на новые объекты и сферы, где активность частного капитала недостаточна.
Наконец, в рыночном хозяйстве распространены и различные типы планирования: на уровне отдельных предприятий, регионов и даже всей экономики в целом. Программы последнего вида создаются государством.
Государственной экономической программой называется комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития хозяйства страны, а также совокупность средств их достижения в установленные сроки. Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием.
Программы бывают обычные и чрезвычайны Чрезвычайные программы разрабатываются и осу-ществляются во время критических ситуаций (например, при стихийных бедствиях). Некоторые из этих программ являются превентивными, т. е. призванными предотвратить надвигающиеся нежелательные последствия. По времени действия государственные программы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Особое место среди государственных программ обычно занимают государственные программы национализации и приватизации. Уровень государственного программирования в разных странах различен, но само государственное программирование экономики существует практически во всех странах с рыночной экономикой.
Таким образом, в современных капиталистических странах государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Наиболее развитой механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Скандинавские государства и др.), Японии, ряде быстро развивающихся государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки Особенно важную роль государственное регулирование экономики играет в развивающихся странах, создающих независимую национальную экономику, и в бывших социалистических государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному.
Несмотря на очевидную эффективность государственного регулирования экономики, опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основной принцип государственного регулирования экономики часто выражается фразой «не помешай рынку». В экономической истории имеется множество примеров, когда государство, полагаясь исключительно на административные методы управления экономикой, не только было не в состоянии решить насущные проблемы, но и способствовало их усугублению. С другой стороны, государство должно соблюдать меру и в использовании экономических методов регулирования рынка, поскольку некоторые из них, например налоговая или денежная политика, по силе своего влияния на экономику вполне могут быть сравнимы с централизованным планированием. Так, в конце 70-х гг. во многих государствах правительства фактически утратили чувство меры в применении экономических методов регулирования, и это привело к серьезной деформации ряда рыночных процессов. Платой за неосмотрительность стал рост безработицы, переплетенный с инфляцией и расстройством денежной системы.
Таким образом, вмешательство государства в современную экономику является необходимым. Основные направления его экономической деятельности могут быть сведены к следующим: 1) разработка, принятие и организация выполнения рыночного законодательства (правовой основы рынка);
2) обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически безопасного производства;
3) гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.
Современный рынок предъявляет к экономической деятельности государства довольно жесткие и специфические требования. Везде, где деятельность государства соответствует этим требованиям, она способствует укреплению рыночного механизма, улучшению состояния государственных финансов и обеспечению социально-экономических прав членов общества.