Система социального представительства
Каждое общество обладает той или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения новых статусов. К примеру, многие группы могут строить свои отношения на идеях сотрудничества и соучастия в разрешении тех или иных проблем без обращения за помощью к государству. В тоталитарных обществах значительно сокращается включенность социальных общностей в политику, поскольку они выступают в таких условиях, в основном, в качестве объекта политики, не выступая при этом субъектом власти.
Таким образом, социальная группа с политической точки зрения является потенциальным субъектом. Для того чтобы стать реальным субъектом политических отношений, она должна использовать имеющиеся ресурсы для изменения характера функционирования государственной власти и управления.
Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, как правило, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления.
Властно значимые социальные интересы, воля групп подаются на «вход» политической системы в виде требований или солидарной поддержки властей с целью оказать воздействие на принимаемые политические решения. Однако не все требования становятся содержанием политических решений. Эффективность воздействия непосредственно зависит от активности тех политических ассоциаций, которые как бы озвучивают и транслируют интересы групп в политическом пространстве (здесь имеются в виду группы интересов, партии, разнообразные институты власти, элитарные объединения и т.д.).
Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а через представительство специальных политических институтов. Эти политические институты, занимая различные политические позиции, выступают посредниками между социальными общностями и государством, информируют государство о проблемах и противоречиях, существующих в обществе, а с другой стороны, способствуют консолидации групп.
Интересы одного социального слоя могут выражать одновременно несколько политических объединений (социалистические и коммунистические партии претендуют на защиту интересов рабочего класса). Эти политические объединения настолько автономны, что могут защищать и отстаивать интересы даже несуществующих социальных групп (национал-социалисты – несуществующей арийской расы, КПСС – советского народа).
ВЫВОДЫ
Многочисленные социальные общности: слои, классы, этнические, религиозные, профессиональные, территориальные и другие группы оказывают влияние на политические процессы в обществе.
Социальные группы способствуют формированию специальных политических институтов для представительства своих интересов. Сложное взаимодействие таких институтов, занимающих левые или правые, центристские, радикальные или иные политические позиции, и характеризует систему социального представительства. Эти политические посредники между гражданским обществом и государством информируют последнее о существующих проблемах и противоречиях, способствуя тем самым консолидации и интеграции групп, а также коррекции политической линии властей. Деятельность таких объединений может серьезно влиять на содержание интересов социальных групп, их ценности, стремление к социальной замкнутости или открытости, и, в конечном счете, на характер социального структурирования. В то же время, оказывая давление на государство, они предохраняют его от застоя, стремятся подчинить его службе обществу и интересам граждан. Направленность и интенсивность деятельности этих политических субъектов зависит, прежде всего, от характера различий и противоречий между социальными группами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состоит специфика трактовки социальных общностей с точки зрения политической науки?
2. Какую роль играют классы в политике?
3. В чем состоит специфика «среднего класса» и какова его роль в политике?
4. Как связаны между собой социальный статус человека и его политическое поведение?
5. Как социальная мобильность влияет на политические процессы?
6. В чем суть системы социального представительства?
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – М.: Гардарика, 1999. – 432 с.
2. Головатий М.Ф. Соціологія політики: Навч.посіб. для студ. вищ.навч.закл. – К.: МАУП, 2003. – 504 с.
3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебн. для студ. высш.учебн.заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 447 с.
ТЕМА 7. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Национализм – политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и этнические единицы должны совпадать, а также чтобы те, кто управляет, и те, кем управляют внутри данной политической единицы, принадлежали бы к одному этносу.
Эрих Геллнер
ПЛАН
1. Объект и предмет этнополитологии
2. Теория этничности. Понятие этноса
3. Нация: признаки, теории, типология, идеология
4. Классификация государств по этническому признаку
5. Этнические процессы
6. Особенности формирования украинского этноса
7. Национальная политика в Украине