Критерии оценки ответов абитуриентов на вступительном экзамене по обществознанию и истории

Оценка «десять» ставится за ответ, в котором исчерпывающе освещен весь теоретический и фактический материал; основные термины употреблены корректно и .даны их точные определения. OrBeT логичен, грамотно построен, обнаруживает общегуманитар­ную эрудицию абитуриента, знание. различных точек зрения по во­просу, умение применять теоретические знания к анализу истори­ческих событий.

Оценка «девять» ставится за ответ, демонстрирующий глубо­кое понимание и отличное. знание материала. Абстрактно-теоре­тические понятия и положения раскрыты на конкретных приме­рах. Обнаружено знание различных точек зрения по вопросу. Встречаются 1-2 незначительные логические неточности.

Оценка «восемь» ставится за ответ, обнаруживаюший хорошее знание теоретического и фактического материала, но недостаточ­но конкретизированный и иллюстрированный при мерами. Ос­новные понятия и положения раскрыты, события освешены, от­вет логичен, но имеются незначительные погрешности в логике изложения. Теоретические знания недостаточно используются при анализе исторических ситуаций.

Оценка «семь» ставится за хороший ответ, в котором имеются 1-2 несущественные неточности, теоретический материал кон­кретизирован и иллюстрирован недостаточно, события освещены не в полном объеме, 1-2 понятия раскрыты неточно.

Оценка «шесть» ставится за ответ, обнаруживающий удовле­творительные знания теоретического и фактического материала. Основная часть понятий раскрыта; но недостаточно полно и чет­ко. Имеются логические нарушения. Не все понятия употребле­ны корректно. Допущено менее трех содержательных неточнос­теЙ. Теоретические знания в анализе исторических ситуаций используются слабо.

Оценка (<пять» ставится за удовлетворительный ответ, обнаруживающий знание материала, но имеющий 3-5 неточностей в из­ложении теоретического и исторического материала. Логика ответа серьезно нарушена, ответ схематичен.

Оценка «четыре» ставится за неудовлетворительный ответ, в котором проявлено незнание важнейших понятий, идей, событий; допущено более пяти содержательных неточностей, логика ответа отсутствует.

дпе1t'Ляция.Достаточно часто абитуриент, получивший менылую оценку, чем та, на которую он рассчитывал, при под­держке родителей или товарищей подает заявление на пере­смотр поставленной оценки. Он имеет такое право. Но следует знать порядок рассмотрения апелляции и возможные послед­ствия этого шага. Для рассмотрения апелляции создается ко­миссия, в состав которой входит, как правило, председатель предметной комиссии, один из двух экзаменаторов, слушав­ших данный ответ, представитель деканата или приемной ко­миссии факулылета, в некоторых случаях - представитель (председатель или заместитель) центральной приемной комис­сии. Апелляция может быть подана лишь в течение двух часов после окончания ответа данного абитуриента. Рассмотрение апелляции комиссией не означает повторного ответа экзаме­нуемого. У него лишь уточняется, в чем именно состоит суть претензий к экзаменаторам. Затем слово предоставляется эк­заменатору, который для обоснования своей оценки ссылает­ся не только на устный ответ абитуриента, но и на его записи в «Экзаменационном листе ответа». При этом против экзаме­нуемого могут быть обращены любые ошибки в тексте ответа. После ознакомления членов комиссии с позициями сторон, а также с письменными материалами, выносится окончательное решение об удовлетворении или неудовлетворении апелляции. Важно иметь в виду, что оценка в ходе апелляции может быть пересмотрена не только в сторону повышения, но и в сторону снижения балла. Решение апелляционной комиссии является окончательным.

Все сказанное подтверждает, насколько важно поступающе­му в вуз правильно вести себя не только в процессе сдачи экза­мена, но и в ходе подготовки к нему. В связи с этим возникает ряд практических вопросов на тему: как необходимо готовиться к вступительному экзамену по отечественной истории? Сколько времени необходимо готовиться к вступительному экзамену?На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Кто-­то скажет, что может «повторить» весь курс за неделю. Другой философски заметит, что к такому экзамену следует готовить­ся «все годы учебы в школе» или даже «всю жизнь». Вполне оправданной является подготовка к вступительному экзамену в течение учебного года, предшествующего поступлению. Это

связано с тем, что исторический материал достаточно велик по объему и не может быть усвоен в короткий срок.

Где следует готовиться к экзамену?Существует множество вариантов и возможностей для подготовки к вступительному экзамену по истории. Большинство старшеклассников готовят­ся к экзаменам самостоятельно. Роль возможного репетитора (преподавателя) может быть эффективной лишь в том случае, если он предложит будущему абитуриенту не чтение лекций, а собственную методику освоения обширного ист.орического материала и формы контроля над его усвоением. В противном случае, старшекласснику лучше не терять время и деньги, а за­менить общение с преподавателем хорошим пособием. Иной характер носит подготовка будущего абитуриента на различного рода подготовительных отделениях и курсах. Их позитивная роль состоит в том, что они максимально приближают своих учеников к специфическим требованиям данного вуза, что очень важно при подготовке к экзамену.

Главной бедой абитуриента является ошибочное представле­ние о том, что он все знает, причем на достаточно высоком уровне. Эти иллюзии, как правило, развеиваются на вступи­тельном экзамене. Но тогда исправить положение бывает уже либо невозможно, либо весьма затруднительно. С учетом этого в ряде вузов в процессе работы подготовительных курсов осу­ществляется промежуточный контроль (обычно после первого семестра) в виде сдачи пробного «вступительного» экзамена, по форме максимально приближенного к реальному. Это поз­воляет представить специфику проведения экзамена в данном конкретном вузе, лучше узнать уровень требований и оценить уровень своих знаний. Во втором полугодии обучения абитуриент имеет возможность скорректировать процесс подготовки, зная, на что именно следует обратить особое внимание.

Как выбрать учебное пособие?Сегодня существуют десятки учебников по истории, в этом многообразии достаточно слож­но ориентироваться даже искушенному читателю.

Какие из этих книг явно не следует использовать? Прежде всего работы великих отечественных историков: Н. М. Карам­зина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др. Не потому, что они плохи, а потому, что эти книги, во-первых, чрезвычайно велики по объему, во-вторых, излагают события лишь до на­чала хх в., и в-третьих, содержат ряд оценок, подвергнyrЬ1Х переосмыслению последующими учеными. Не стоит для под­готовки к вступительному экзамену пользоваться учебниками, написанными зарубежными авторами - взгляды на одни и те же процессы и явления у 'них и у отечественных историков чаще всего различны. Ошибочным является и использование ву­зовских учебников - это излишне.

Следует помнить, что самым лучшим пособием для подго­товки к конкурсному вступительному экзамену является самое краткое. Наиболее подойдут для этого действующие школьные учебники. Они составлены, как правило, с учетом требований обязательного минимума содержания и именно в таком объе­ме необходимы для выпускника. Важно ТОль1<о иметь в виду одну особенность: часто действующие учебники, написанные разными авторами, содержат прямо противоположные взгля­ды. Поэтому лучше всего пользоваться книгами, которые на­писаны одними и теми же историками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы эти книги были изданы ведущими из­дательствами, специализирующимися на выпуске учебной ли­тературы: «Просвещение», «Дрофа», «Новый учебник» и др.

В числе действующих книг можно назвать следующие:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до XVI века (М.: Просвещение, 2001); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХУН-ХУН! вв. (М.: Про­свешение, 2001); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История Рос­сии. XIX век (М.: Просвещение, 2000); Данилов А. А., Косу­лина Л. Г. История России. ХХ век. 7-е изд. (М.:

Просвещение, 2001); серия учебников этих же авторов «Ис­тория государства и народов России» (М.: Новый учебник, 2000-2001); Антонова Т. с., Данилов А. А., Косулина Л. г., Харитонов А. Л. История России: ХХ век. Компьютерный (мулылимедиа) учебник (М.: Клио Софт, 2000); Преображен­ский А. А., Рыбаков Б. А. История России. IX-XVHI вв. (М.:

Просвещение, 1997); Зырянов П. Н. История России. XIX век. (М.: ПросвещеfIие, 1996); Ляшенко Л. М. История Рос­сии. XIX век (М.: Дрофа, 2000); Шестаков В. А., Горинов М, м" Вяземский Е. Е. История Отечества. хх век (М.: Просве­щение, 2000); Сахаров А. н., Буганов В. И История России. (М.:

Просвещение, 1996); Дмитренко В. п., &аков В. Д" Шестаков В. А. История России. хх век (М.: Дрофа, 1996) и др.

Кроме школьных учебников следует также обратить внима­ние на справочные издания, адресованные абитуриентам и старшеклассникам. Они имеют вспомогательное значение при подготовке к вступительному экзамену, но своими данны­ми помогут сориентироваться в исторических событиях, пер­соналиях, терминах и т. п.

Отдельно следует отметить учебные пособия, специально ориентированные на абитуриентов. В их ряду классическим является пособие для абитуриентов МГУ,' подготовленное

А. С. Орловым (Пособие по истории Отечества для поступаю­щих в вузы. - М.: Простор, 1993), на сегодняшний день са­мое распространенное пособие подобного рода. Его отличие в том, что выполнено оно с максимальным учетом требований, предъявляемых к такого ВИда работам. Для абитуриентов МГУ оно окажется наиболее подходящим.

Для поступающих на исторические факулылеты особую ценность представляет пособие, подготовленное авторским коллективом под руководством М. Н. Зуева (Пособие по исто­рии России для поступающих в высшие учебные заведения. ­М.: Высшая школа, 1995). Добротного исторического матери­ала, помещенного в нем, вполне хватит для еовременного ана­лиза исторического прошлого нашей страны, а разнообразие информации позволит более рационально использовать время для подготовки и не обращаться к другим источникам.

Неплохим пособием является изданная коллективом авто­ров (Зверев В. В. и др.) в издательстве «Высшая школа» (М., 1993) специальная книга, адресованная абитуриентам. Ее глав­ное преимущество в краткости изложения. Можно посовето­вать использовать ее в последние 3-4 дня накануне экзамена для краткого повторения уже изученного материала.

В 1999 г. вышла в свет книга-пособие автора известного учебника по истории средневековой Руси - Л. А. Кацвы. Она наряду с интересным материалом и современной интерпрета­цией исторических событий содержит важнейшие элементы, необходимые в пособии для абитуриентов, - краткий план от­вета и перечень имен и дат, необходимых для запоминания. Пожалуй, это единственное на сегодняшний день пособие та­кого рода. Правда, следует признать, что эта книга больше под­ходит для абитуриентов исторических факулылетов. К тому же она посвящена лишь одному определенному периоду отечест­венной истории - с древнейших времен до начала ХУН века.

Необходимо отметить, что все наиболее удачные из вышед­ших в свет пособия (в том числе и перечисленные) составле­ны без учета требований современной программы вступитель­ных экзаменов по истории России.

Основные этапы подготовки к вступительному экзамену по истории.М-ожно выделить три основных этапа такой подготов­ки. Первый включает, как правило, систематическое сквозное повторение учебного материала по истории России с древней­,ших времен до сегодняшнего дня в соответствии с программой

вступительного экзамена. Этот период обычно начинается с сен­тября года, предшествующего поступлению в вуз, и заканчивает­ся примерно за месяц до самого экзамена. На данном этапе бу-

дущий абитуриент читает учебную литературу и составляет план ответа на каждый вопрос, вьщеленный в программе вступитель­ного экзамена. На втором этапе абитуриент повторяет изучен­ный материал по краткому пособию или своим конспектам лек­ций на подготовительных курсах. Третий этап включает обращение за 3-4 дня до экзамена к составленным в течение го­да планам ответа на каждый вопрос.

Конечно, методика подготовки к экзамену может быть и дру­гой. Но предложенный вариант, как показывает практика, ведет к максимально положительному резулылату.

Как составлять план ответа?Это самая ответственная и трудо­емкая часть подготовки к экзамену, так как она занимает самое болылое время и от нее зависит, как будет сдан экзамен.

Логика ответа на любой из поставленных вопросов будет различной. К примеру, при ответе на вопрос об участии Рос­сии в той или иной войне план будет выглядеть так:

1) причины войны;

2) силы и планы сторон;

3) характер войны;

4) периодизация войны и анализ каждого из этапов;

5) причины победы (неудачи);

6) международные и внутренние последствия.

При ответе на вопрос по истории кулылуры логика и струк­тура ответа будет иной:

1) общая характеристика исторических условий, в которых развивалась отечественная кулылура на данном этапе (следует обратить особое внимание на то, почему в вопросе поставле­ны именно эти, а не иные хронологические рамки, так как они далеко не случайны). Здесь перечисляются события и яв­ления, которые либо благоприятствовали, либо тормозили раз­витие кулылуры, и, соответственно, нашли отражение в произ­ведениях литературы и искусства того времени;

2) достижения в наиболее важных областях материальной и духовной кулылуры;

3) особенности повседневного труда и быта людей: орудия труда, жилище, одежда и обувь, пища, обычаи и нравы;

4) значение кулылурного развития России на данном этапе для последующего периода истории страны и развития ее кулылуры.

При таком подходе план ответа на вопрос «Кулылура Киев­ской Pycw> может быть следующим:

1) Характеристика исторических условий: объединение вос­точнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древне-

русского государства; укрепление его границ; успехи в отраже­нии набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее меж­дународных связей; феодальные усобицы.

2) Достижения в различных областях кулылуры: города Древней Руси; архитектурные произведения: Софийский со­бор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Со­фийский собор в Киеве; деревянные мостовые в Новгороде; мозаика; фрески; произведения ремесленников: кольчуги, мечи, ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь); письменность и грамотность: славянские аз­буки кириллица и глаголица, способы изображения чисел, школа при Софийском соборе в Киеве, библиотека Яросла­ва Мудрого, начало летописания (<<Повесть временных лет»); литературные произведения: «Житие Бориса и Глеба», «По­учение детям» Владимира Мономаха, «Слово О законе и бла­годати» Илариона, былины и их герои, особенности древне­русского эпоса.

З) Особенности повседневного труда и быта: виды трудовой деятельности; орудия труда; жилища: землянки и избы, тере­ма и хоромы; одежда: рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги; развлечения: «ловы» (охота), хорово­ды, одноголосное пение, игра на гуслях, скоморошьи забавы; влияние христианства на нравственность (единобрачие); сла­вянские имена.

4) Выводы: кулылура Древней Руси - сокровищница единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удель­ного периода истории Руси она стала не только основой для развития и расцвета кулылуры отдельных земель, но и факто­ром, позволяющим говорить о русских территориях как о еди­ном целом.

Подобные планы ответа абитуриент должен иметь в резулылате своей годичной подготовки к экзамену. Помощь препо­давателя или консулыланта может понадобиться после того, как будут готовы планы по всем вопросам. Составив тем са­мым собственное пособие, а главное - освоив методику под­готовки в ходе этой кропотливой работы, абитуриент почти наверняка сможет сдать экзамен на хорошо или отлично.

Весьма эффективным средством подготовки является так­же использование схем и диаграмм, позволяющих освоить от­дельные темы учебного курса. Зрительное восприятие такого . материала поможет абитуриенту воспроизвести его в виде схе­мы в плане ответа и сэкономить время на экзамене и в про­цессе подготовки к нему.

Наши рекомендации