Критерии оценки ответов абитуриентов на вступительном экзамене по обществознанию и истории
Оценка «десять» ставится за ответ, в котором исчерпывающе освещен весь теоретический и фактический материал; основные термины употреблены корректно и .даны их точные определения. OrBeT логичен, грамотно построен, обнаруживает общегуманитарную эрудицию абитуриента, знание. различных точек зрения по вопросу, умение применять теоретические знания к анализу исторических событий.
Оценка «девять» ставится за ответ, демонстрирующий глубокое понимание и отличное. знание материала. Абстрактно-теоретические понятия и положения раскрыты на конкретных примерах. Обнаружено знание различных точек зрения по вопросу. Встречаются 1-2 незначительные логические неточности.
Оценка «восемь» ставится за ответ, обнаруживаюший хорошее знание теоретического и фактического материала, но недостаточно конкретизированный и иллюстрированный при мерами. Основные понятия и положения раскрыты, события освешены, ответ логичен, но имеются незначительные погрешности в логике изложения. Теоретические знания недостаточно используются при анализе исторических ситуаций.
Оценка «семь» ставится за хороший ответ, в котором имеются 1-2 несущественные неточности, теоретический материал конкретизирован и иллюстрирован недостаточно, события освещены не в полном объеме, 1-2 понятия раскрыты неточно.
Оценка «шесть» ставится за ответ, обнаруживающий удовлетворительные знания теоретического и фактического материала. Основная часть понятий раскрыта; но недостаточно полно и четко. Имеются логические нарушения. Не все понятия употреблены корректно. Допущено менее трех содержательных неточностеЙ. Теоретические знания в анализе исторических ситуаций используются слабо.
Оценка (<пять» ставится за удовлетворительный ответ, обнаруживающий знание материала, но имеющий 3-5 неточностей в изложении теоретического и исторического материала. Логика ответа серьезно нарушена, ответ схематичен.
Оценка «четыре» ставится за неудовлетворительный ответ, в котором проявлено незнание важнейших понятий, идей, событий; допущено более пяти содержательных неточностей, логика ответа отсутствует.
дпе1t'Ляция.Достаточно часто абитуриент, получивший менылую оценку, чем та, на которую он рассчитывал, при поддержке родителей или товарищей подает заявление на пересмотр поставленной оценки. Он имеет такое право. Но следует знать порядок рассмотрения апелляции и возможные последствия этого шага. Для рассмотрения апелляции создается комиссия, в состав которой входит, как правило, председатель предметной комиссии, один из двух экзаменаторов, слушавших данный ответ, представитель деканата или приемной комиссии факулылета, в некоторых случаях - представитель (председатель или заместитель) центральной приемной комиссии. Апелляция может быть подана лишь в течение двух часов после окончания ответа данного абитуриента. Рассмотрение апелляции комиссией не означает повторного ответа экзаменуемого. У него лишь уточняется, в чем именно состоит суть претензий к экзаменаторам. Затем слово предоставляется экзаменатору, который для обоснования своей оценки ссылается не только на устный ответ абитуриента, но и на его записи в «Экзаменационном листе ответа». При этом против экзаменуемого могут быть обращены любые ошибки в тексте ответа. После ознакомления членов комиссии с позициями сторон, а также с письменными материалами, выносится окончательное решение об удовлетворении или неудовлетворении апелляции. Важно иметь в виду, что оценка в ходе апелляции может быть пересмотрена не только в сторону повышения, но и в сторону снижения балла. Решение апелляционной комиссии является окончательным.
Все сказанное подтверждает, насколько важно поступающему в вуз правильно вести себя не только в процессе сдачи экзамена, но и в ходе подготовки к нему. В связи с этим возникает ряд практических вопросов на тему: как необходимо готовиться к вступительному экзамену по отечественной истории? Сколько времени необходимо готовиться к вступительному экзамену?На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Кто-то скажет, что может «повторить» весь курс за неделю. Другой философски заметит, что к такому экзамену следует готовиться «все годы учебы в школе» или даже «всю жизнь». Вполне оправданной является подготовка к вступительному экзамену в течение учебного года, предшествующего поступлению. Это
связано с тем, что исторический материал достаточно велик по объему и не может быть усвоен в короткий срок.
Где следует готовиться к экзамену?Существует множество вариантов и возможностей для подготовки к вступительному экзамену по истории. Большинство старшеклассников готовятся к экзаменам самостоятельно. Роль возможного репетитора (преподавателя) может быть эффективной лишь в том случае, если он предложит будущему абитуриенту не чтение лекций, а собственную методику освоения обширного ист.орического материала и формы контроля над его усвоением. В противном случае, старшекласснику лучше не терять время и деньги, а заменить общение с преподавателем хорошим пособием. Иной характер носит подготовка будущего абитуриента на различного рода подготовительных отделениях и курсах. Их позитивная роль состоит в том, что они максимально приближают своих учеников к специфическим требованиям данного вуза, что очень важно при подготовке к экзамену.
Главной бедой абитуриента является ошибочное представление о том, что он все знает, причем на достаточно высоком уровне. Эти иллюзии, как правило, развеиваются на вступительном экзамене. Но тогда исправить положение бывает уже либо невозможно, либо весьма затруднительно. С учетом этого в ряде вузов в процессе работы подготовительных курсов осуществляется промежуточный контроль (обычно после первого семестра) в виде сдачи пробного «вступительного» экзамена, по форме максимально приближенного к реальному. Это позволяет представить специфику проведения экзамена в данном конкретном вузе, лучше узнать уровень требований и оценить уровень своих знаний. Во втором полугодии обучения абитуриент имеет возможность скорректировать процесс подготовки, зная, на что именно следует обратить особое внимание.
Как выбрать учебное пособие?Сегодня существуют десятки учебников по истории, в этом многообразии достаточно сложно ориентироваться даже искушенному читателю.
Какие из этих книг явно не следует использовать? Прежде всего работы великих отечественных историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др. Не потому, что они плохи, а потому, что эти книги, во-первых, чрезвычайно велики по объему, во-вторых, излагают события лишь до начала хх в., и в-третьих, содержат ряд оценок, подвергнyrЬ1Х переосмыслению последующими учеными. Не стоит для подготовки к вступительному экзамену пользоваться учебниками, написанными зарубежными авторами - взгляды на одни и те же процессы и явления у 'них и у отечественных историков чаще всего различны. Ошибочным является и использование вузовских учебников - это излишне.
Следует помнить, что самым лучшим пособием для подготовки к конкурсному вступительному экзамену является самое краткое. Наиболее подойдут для этого действующие школьные учебники. Они составлены, как правило, с учетом требований обязательного минимума содержания и именно в таком объеме необходимы для выпускника. Важно ТОль1<о иметь в виду одну особенность: часто действующие учебники, написанные разными авторами, содержат прямо противоположные взгляды. Поэтому лучше всего пользоваться книгами, которые написаны одними и теми же историками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы эти книги были изданы ведущими издательствами, специализирующимися на выпуске учебной литературы: «Просвещение», «Дрофа», «Новый учебник» и др.
В числе действующих книг можно назвать следующие:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до XVI века (М.: Просвещение, 2001); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХУН-ХУН! вв. (М.: Просвешение, 2001); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век (М.: Просвещение, 2000); Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХХ век. 7-е изд. (М.:
Просвещение, 2001); серия учебников этих же авторов «История государства и народов России» (М.: Новый учебник, 2000-2001); Антонова Т. с., Данилов А. А., Косулина Л. г., Харитонов А. Л. История России: ХХ век. Компьютерный (мулылимедиа) учебник (М.: Клио Софт, 2000); Преображенский А. А., Рыбаков Б. А. История России. IX-XVHI вв. (М.:
Просвещение, 1997); Зырянов П. Н. История России. XIX век. (М.: ПросвещеfIие, 1996); Ляшенко Л. М. История России. XIX век (М.: Дрофа, 2000); Шестаков В. А., Горинов М, м" Вяземский Е. Е. История Отечества. хх век (М.: Просвещение, 2000); Сахаров А. н., Буганов В. И История России. (М.:
Просвещение, 1996); Дмитренко В. п., &аков В. Д" Шестаков В. А. История России. хх век (М.: Дрофа, 1996) и др.
Кроме школьных учебников следует также обратить внимание на справочные издания, адресованные абитуриентам и старшеклассникам. Они имеют вспомогательное значение при подготовке к вступительному экзамену, но своими данными помогут сориентироваться в исторических событиях, персоналиях, терминах и т. п.
Отдельно следует отметить учебные пособия, специально ориентированные на абитуриентов. В их ряду классическим является пособие для абитуриентов МГУ,' подготовленное
А. С. Орловым (Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. - М.: Простор, 1993), на сегодняшний день самое распространенное пособие подобного рода. Его отличие в том, что выполнено оно с максимальным учетом требований, предъявляемых к такого ВИда работам. Для абитуриентов МГУ оно окажется наиболее подходящим.
Для поступающих на исторические факулылеты особую ценность представляет пособие, подготовленное авторским коллективом под руководством М. Н. Зуева (Пособие по истории России для поступающих в высшие учебные заведения. М.: Высшая школа, 1995). Добротного исторического материала, помещенного в нем, вполне хватит для еовременного анализа исторического прошлого нашей страны, а разнообразие информации позволит более рационально использовать время для подготовки и не обращаться к другим источникам.
Неплохим пособием является изданная коллективом авторов (Зверев В. В. и др.) в издательстве «Высшая школа» (М., 1993) специальная книга, адресованная абитуриентам. Ее главное преимущество в краткости изложения. Можно посоветовать использовать ее в последние 3-4 дня накануне экзамена для краткого повторения уже изученного материала.
В 1999 г. вышла в свет книга-пособие автора известного учебника по истории средневековой Руси - Л. А. Кацвы. Она наряду с интересным материалом и современной интерпретацией исторических событий содержит важнейшие элементы, необходимые в пособии для абитуриентов, - краткий план ответа и перечень имен и дат, необходимых для запоминания. Пожалуй, это единственное на сегодняшний день пособие такого рода. Правда, следует признать, что эта книга больше подходит для абитуриентов исторических факулылетов. К тому же она посвящена лишь одному определенному периоду отечественной истории - с древнейших времен до начала ХУН века.
Необходимо отметить, что все наиболее удачные из вышедших в свет пособия (в том числе и перечисленные) составлены без учета требований современной программы вступительных экзаменов по истории России.
Основные этапы подготовки к вступительному экзамену по истории.М-ожно выделить три основных этапа такой подготовки. Первый включает, как правило, систематическое сквозное повторение учебного материала по истории России с древней,ших времен до сегодняшнего дня в соответствии с программой
вступительного экзамена. Этот период обычно начинается с сентября года, предшествующего поступлению в вуз, и заканчивается примерно за месяц до самого экзамена. На данном этапе бу-
дущий абитуриент читает учебную литературу и составляет план ответа на каждый вопрос, вьщеленный в программе вступительного экзамена. На втором этапе абитуриент повторяет изученный материал по краткому пособию или своим конспектам лекций на подготовительных курсах. Третий этап включает обращение за 3-4 дня до экзамена к составленным в течение года планам ответа на каждый вопрос.
Конечно, методика подготовки к экзамену может быть и другой. Но предложенный вариант, как показывает практика, ведет к максимально положительному резулылату.
Как составлять план ответа?Это самая ответственная и трудоемкая часть подготовки к экзамену, так как она занимает самое болылое время и от нее зависит, как будет сдан экзамен.
Логика ответа на любой из поставленных вопросов будет различной. К примеру, при ответе на вопрос об участии России в той или иной войне план будет выглядеть так:
1) причины войны;
2) силы и планы сторон;
3) характер войны;
4) периодизация войны и анализ каждого из этапов;
5) причины победы (неудачи);
6) международные и внутренние последствия.
При ответе на вопрос по истории кулылуры логика и структура ответа будет иной:
1) общая характеристика исторических условий, в которых развивалась отечественная кулылура на данном этапе (следует обратить особое внимание на то, почему в вопросе поставлены именно эти, а не иные хронологические рамки, так как они далеко не случайны). Здесь перечисляются события и явления, которые либо благоприятствовали, либо тормозили развитие кулылуры, и, соответственно, нашли отражение в произведениях литературы и искусства того времени;
2) достижения в наиболее важных областях материальной и духовной кулылуры;
3) особенности повседневного труда и быта людей: орудия труда, жилище, одежда и обувь, пища, обычаи и нравы;
4) значение кулылурного развития России на данном этапе для последующего периода истории страны и развития ее кулылуры.
При таком подходе план ответа на вопрос «Кулылура Киевской Pycw> может быть следующим:
1) Характеристика исторических условий: объединение восточнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древне-
русского государства; укрепление его границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее международных связей; феодальные усобицы.
2) Достижения в различных областях кулылуры: города Древней Руси; архитектурные произведения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве; деревянные мостовые в Новгороде; мозаика; фрески; произведения ремесленников: кольчуги, мечи, ювелирные украшения (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь); письменность и грамотность: славянские азбуки кириллица и глаголица, способы изображения чисел, школа при Софийском соборе в Киеве, библиотека Ярослава Мудрого, начало летописания (<<Повесть временных лет»); литературные произведения: «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово О законе и благодати» Илариона, былины и их герои, особенности древнерусского эпоса.
З) Особенности повседневного труда и быта: виды трудовой деятельности; орудия труда; жилища: землянки и избы, терема и хоромы; одежда: рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, поршни, сапоги; развлечения: «ловы» (охота), хороводы, одноголосное пение, игра на гуслях, скоморошьи забавы; влияние христианства на нравственность (единобрачие); славянские имена.
4) Выводы: кулылура Древней Руси - сокровищница единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода истории Руси она стала не только основой для развития и расцвета кулылуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим говорить о русских территориях как о едином целом.
Подобные планы ответа абитуриент должен иметь в резулылате своей годичной подготовки к экзамену. Помощь преподавателя или консулыланта может понадобиться после того, как будут готовы планы по всем вопросам. Составив тем самым собственное пособие, а главное - освоив методику подготовки в ходе этой кропотливой работы, абитуриент почти наверняка сможет сдать экзамен на хорошо или отлично.
Весьма эффективным средством подготовки является также использование схем и диаграмм, позволяющих освоить отдельные темы учебного курса. Зрительное восприятие такого . материала поможет абитуриенту воспроизвести его в виде схемы в плане ответа и сэкономить время на экзамене и в процессе подготовки к нему.