Международные отношения в 70—90-е гг
3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе характеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В реалистических правящих кругах и правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран — членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.
В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни — общеевропейский процесс.
На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и странами Западной Европы начались консультации предварительного характера, в результате которых 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.
Заключительный акт не являлся договорным документом, но он имел большое морально-политическое значение, ибо вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы.
Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.
3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70—80-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными.
Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. осложнили отношения между большой группой стран «третьего мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновления. Образование в 1975 г. революционно-демократических правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., революция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране — все эти события рассматривались правящими кругами США как поражения, а представителями ультраправых сил истолковывались как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».
Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70—80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций Советского Союза, прямо противоречащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет средней дальности. Особое возмущение мирового общественного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.
Возвращение к конфронтации и военно-силовой риторике в первой половине 80-х гг. в отношениях между двумя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптироваться к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.
3.3Международные и региональные конфликты в 70— 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Однако это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызывала конфликты в различных регионах планеты.
Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70— 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и конфликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предоставлении палестинцам ограниченной автономии, однако проблема урегулирования ближневосточного кризиса еще далека от справедливого решения.
Ирано-иракская война (1980—1988) и агрессия Ирака против Кувейта в 1990—1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.
Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполитическим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились поражением Пакистана и образованием суверенной Бангладеш.
Другие региональные конфликты 70—90-х гг. Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиозных и племенных противоречий возникали междоусобицы, войны и этнические чистки.
Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турецкий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испании и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).
Немало конфликтов внутри государств и межгосударственного характера было вызвано ростом национализма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешательством США во внутренние дела малых государств (вторжение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные конфликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответственности за содеянное у их инициаторов.
3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов — ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал логике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.
В результате в мире были накоплены «монбланы оружия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях, а в США — 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощности бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощность ядерных боезапасов давно уже превышала разумные пределы достаточности.
Такой гигантский уровень накопленных наступательных вооружений был проявлением военно-силового мышления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассматривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Серия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качественные характеристики определенными пределами.
После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспекциях.
В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран.
Большое значение для установления атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинкского процесса переговоры 23 государств — участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала.
Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала.
3.5.Роль ООН в международных отношениях. В 70—90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониального господства, там менялась расстановка сил и в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоружения, демократизации международных отношений, сохранения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.
Даже в условиях обострения международной обстановки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала решения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В декабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях.
Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенденций в международных отношениях. Генеральный секретарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.
3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире и международные отношения. Для международной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североамериканской экономической интеграции, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными республиками полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интернационализация, интеграция хозяйственных связей в капиталистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование национальных государств в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, называвших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югославии. Таким образом, современная система международных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуществовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой — создаются или находятся в стадии становления новые принципы и формы этих отношений.
3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на стыке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.
Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице — евро.
Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевропейских государств. Этот документ предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики.
В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, займет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.
Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.
Североамериканская интеграция, включавшая территорию США и Канады по соглашению о свободной торговле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с завершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания наднациональных органов управления и регулирования. Процессы интеграции ускоряются также в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.
3.8.Последствия распада «социалистического содружества». К концу 1991 г. окончательно распались все те межгосударственные структуры, которые прежде олицетворяли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Установление либерально-демократических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объединение ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отношениях и изменений ориентации этих стран. Среди приоритетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому союзу и к НАТО.
В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подписан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.
На Востоке Европы сохранялись нестабильность и неопределенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономической интеграции. Вместе с тем расширилось участие России и стран Центральной и Восточной Европы в общеевропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе превратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ).
Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэтнических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том числе и Россия.
В конце 1990-х гг. резко обострились этнические конфликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась массированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворческих сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные военные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется далекой перспективой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?
2. Назовите основные региональные конфликты 70—80-х гг. и их причины.
3. Как решалась проблема сокращения вооружений в 80-е гг.?
4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.
5. Каковы международные последствия распада социалистического содружества?
6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую войну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?
[1] Коллаборационисты — лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в странах, оккупированных во время Второй мировой войны.