Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
(ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России)
ОСНОВЫ
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Учебное пособие
Для студентов медицинских университетов
Издание 2-е, дополненное
Составитель и ответственный редактор
Е. Б. Зыкина
Курск
Издательство
Курского государственного медицинского
Университета
УДК 1. 008 (075)
ББК 87. 70.71.
Рецензенты:
докт. филос. н., проф. А.А. Баталов (Уральская мед. академия);
доктор филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ
А.Т. Хроленко (Курский гос. ун-т).
Основы культурологии.Учебное пособие для студентов медицинских университетов / Составитель и ответственный редактор — Е.Б.Зыкина. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2011.
В учебном пособии обобщен многолетний опыт преподавания культурологии на различных факультетах медицинского университета — лечебном, фармацевтическом, биотехнологическом, клинической психологии, экономики здравоохранения, социальной работы, высшего сестринского образования и др.; конспективно изложена система основных понятий и опорных концепций истории и теории культуры; предложены планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, тематика рефератов и докладов; акцентированы культурологические аспекты естествознания, медицины, фармации и здравоохранения. Особое внимание уделено истокам, традициям и судьбам русской культуры, историко-культурному наследию Курского края.
Учтено содержание и методические требования обновленного Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и соответствующих ему примерных типовых учебных программ по культурологии для основных специальностей многопрофильного медицинского университета.
ISBN
ã Коллектив авторов (текст) — 2012;
Atilde; Изд-во КГМУ (Оригинал-макет, оформление) — 2012.
РАЗДЕЛ 1: ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания.
Цель: дать общее представление о культурологии как науке, ее внутренней дифференциации, проблематике, объекте и предмете изучения, определить место этой дисциплины в структуре гуманитарного знания. Проанализировать проблему дефиниции культуры, рассмотреть основные виды и функции культуры, ознакомить студентов с важнейшими категориями и инструментарием культурологической науки.
План:
1. Культурология как наука и учебная дисциплина, ее объект и предмет изучения. Структура и состав современного культурологического знания.
2. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии.
3. Методология и методы исследования культурных феноменов.
4. Культурологические аспекты медицины.
Культурология –это комплексная наука, изучающая генезис, структуру, закономерности развития и функционирования культуры как особой формы бытия человека и общества.
Объектом ее изучения является культура как системное целое и образующие ее элементы.
Предметная область культурологической наукивключает в себя такие вопросы, как анализ самого понятия культуры, типологизацию ее на основные виды и типы, исследование общих закономерностей культурно- исторического процесса, выявление особенностей культурно-исторических эпох, осмысление роли культуры в жизни человека и общества имногие другие.
В комплекс культурологического знания входят следующие научные дисциплины:
Теория культуры – ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства. Этот раздел культурологической науки представлен различными направлениями, школами и концепциями.
История культуры дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления, тем самым являясь основой для исследования феноменов современной культуры.
Объектом анализасоциальной культурологии илисоциологии культурыявляется функционирование культуры в социуме, традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также деятельность социальных институтов культуры.
В последнее время статус самостоятельной научной дисциплины стремится обрести психология культуры, изучающая реакции человека на культурные явления и объясняющая личностные черты и своеобразие поведения индивида, исходя из его принадлежности к определенному типу культуры.
Проблематика, изучаемая культурологией, достаточно близка культурной антропологии – науке, исследующей проблемы генезиса человека как творца и творения культуры, а также процессы взаимоотношения человека и культуры.
Однако и сама культура, и ее феномены, взаимодействующие между собой, требуют целостного понимания, для чего необходим философский подход к их осознанию и осмыслению. В этом состоит задача философии культуры,которая, являясь методологией культурологического познания,выявляет сущность и специфику культуры, причины и механизмы ее возникновения, расцвета и кризиса, роль в сфере социальной и духовной практики и, на основе анализа культурных реалий прошлого и настоящего, пытается выявить основные тенденции развития культуры в будущем.
Философия культуры (или культурфилософия) сформировалась в западноевропейской науке на рубеже XIX – XX веков. Сложилась традиция рассматривать философию культуры и культурологию как синонимичные понятия, но, несмотря на их кажущуюся на первый взгляд тождественность, в отличие от философии культуры, изучающей бытие человека в культуре и его отношение к ней, культурология прежде всего описывает конкретные феномены культуры, ее формы, виды и типы. Тем не менее, между этими науками есть несомненная близость, поскольку культурологическая проблематика в той или иной степени разрабатывалась на всем протяжении истории философской мысли (еще начиная с античности). Однако вплоть до конца XVIII столетия сам феномен культуры в его целостности не являлся предметом специального философского анализа и лишь в системе немецкого идеализма он получил ряд философских интерпретаций (в работах Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, Ф. Шеллинга и др.), в результате сформировалась особая сфера в поле философского знания – философия культуры.
Но свою автономность от области гуманитарных и философских исследований культурология получает лишь в ХХ веке благодаря работам американского антрополога Лесли А.Уайта «Наука о культуре», «Эволюция культуры», в которых под ней понимается особая сфера знания, исследующая культурные системы и происходящие в них эволюционные процессы. Если его непосредственные предшественники Э.Тайлор, Л.Г.Морган и др. в основном анализировали локальные или архаические культуры, то Л.А.Уайт завершил переход от культурфилософских и социально-этнографических исследований культуры к ее целостному, собственно культурологическому изучению. Что касается самого термина «культурология», то он был введен в научный обиход немецким химиком и философом В. Оствальдом в начале ХХ века, который определил этим понятием науку о «специфически человеческих способах деятельности».
Особый статус культурологии в гуманитаристике обусловлен спецификой ее междисциплинарных связей и взаимодействий с другими разделами научного знания, поскольку культура как объект исследования привлекает к себе внимание психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов и многих других ученых, рассматривающих определенные области и аспекты культуры, ее разнообразные формы (мораль, религию, искусство, политику, экономику и т.п.). Специалист-культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функциониривания культуры, определить ее роль в жизни общества и личности. Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном характере. Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты, в связи с чем особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям, традициям, а также региональной культуре, ее формированию и культурным памятникам – в нашем случае это город Курск и его округа.
Внутренняя дифференциация культурологиипредполагает ее разделение на фундаментальную, предметом анализа которой являются наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования, а задачей – разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов, и прикладную, вырабатывающую конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах как государства, так и специальных (профильных) культурных учреждений.
В фундаментальной культурологи выделяются такие направления, как:
1. социальная или культурная антропология – исследует культуру как социальный феномен и процессы возникновения и функционирования культурных явлений;
2. историческая культурология – изучает макродинамику генезиса и функционирования «социальный конвенций» общественной жизнедеятельности, а также культурно-исторические типы сообществ;
3. психологическая антропология – ее предметом анализа является человек как продукт, производитель и потребитель культуры, а также психологию социокультурных мотиваций и взаимодействий людей;
4. культурная семантика – исследует знаково-коммуникативные качества и функции культурных феноменов на основе методов лингвистики.
Целью прикладной культурологии, представляющей собой совокупность концепций, методов и познавательных процедур, является достижение определенных практических результатов в области социальной культуры. Ее задачами являются анализ и прогнозирование социокультурной динамики, планируемое изменение ее аспектов и элементов, а также программирование и планирование конкретных сторон практики. Прикладная культурология занимается разработкой программ и преобразовательных мер, предназначенных для специалистов и управленческого персонала, занятых в различных областях общественной деятельности – таких, как национальная политика, хозяйственная деятельность и др.
Инструментарий культурологической науки представлен в используемых ею методах изучения культурных объектов и явлений. Прежде всего необходимо отметить, что методология, применяемая в социогуманитарном знании, имеет свою специфику, что обусловлено ставшим уже традиционным отделением «наук о природе» от «наук о культуре». Так, акцентируя качественное своеобразие стратегии исследования культурных феноменов, философы В. Дильтей и Г. Риккерт отмечали, что «природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем», противопоставляя тем самым методы «объяснения» методам «понимания», что характеризует, по их мнению, гуманитарное познание как единственно возможный способ постижения уникальных культурно-исторических миров. Хотя в науке уже давно обсуждается вопрос о необходимости разработки собственно культурологических методов анализа, у культурологов поканет единого мнения на это счет, что обусловлено различием их взглядов как на саму культуру, так и на процессы и механизмы ее развития. Если философы-просветители XVIII века представляли культуру в виде целостного образования,подчиняющегося в своей прогрессирующей эволюции единым закономерностям, то, начиная с середины XIX столетия, в культурфилософии складывается концепция культурного релятивизма, утверждающая равноправность и самобытность всех типов культур, а в ХХ столетии такие исследователи, как О.Шпенглер, А.Тойнби и многие другие вообще не считают возможным говорить о существовании единой мировой культуры и ее однонаправленной эволюции, отстаивая положение об уникальности и «закрытости» каждого культурно-исторического типа. В то же время многие специалисты хотя и разделяют в основном эту идею, вместе с тем признают, что в развитии эквивалентных культур проявляются и некие общие закономерности (например, законы эволюции, согласно взглядам этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана, считавших при этом, что к культурным феноменам можно применять естественнонаучные методы исследования, что в целом характерно для позитивизма).
В культурологической науке предметом анализа может быть как сама культура, так и ее разнообразные виды, типы, формы, конкретные явления. Их изучение ведется в синхронном или диахронном ракурсах: если синхронное исследование предполагает одновременность существования анализируемых культурных объектов, то диахронный подход основывается на их сравнении в разных временных периодах. Также распространены в современной культурологии функциональный и динамический методы: функциональный анализ направлен на выявление связи между конкретным объектом культуры и обусловливающими его возникновение и функционирование целями, потребностями человека, а изучать культурные феномены в их генезисе, развитии и возможных изменениях позволяетдинамический подход.На сопоставлении различных культур основан сравнительно-историческийметод,позволяющий рассматривать культурную эволюцию человечества как единый процесс (образцом его применения могут служить известные исследования Дж. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете» и «Золотая ветвь», в которых сопоставляются библейские сюжеты и мифы древности). Смысл и назначение каждого из элементов культуры помогает определить метод структурного функционализма, а выявлению связей между ними способствует системный подход. Кроме того, к изучению культурных феноменов применяются генетический, типологический, эвристический, психоаналитический и другие методы.
Культурология как самостоятельная наука еще находится в стадии формирования и до сих пор ведутся дискуссии о ее статусе, специфике, методах исследования, окончательно не разграничены предметные поля со смежными дисциплинами. Нет и единого понимания относительно самого содержания культурологии: так, в системе образования западных стран культура является предметом изучения целого комплекса наук: культурной и физической антропологии, семиотики, этнографии. В России оформление культурологии в самостоятельную отрасль знания датируется примерно 60-ми годами XX века, причем долгое время вместо термина «культурология» использовалось понятие « история и теория культуры». Задача культурологии сегодня – создать единую науку о культуре, основываясь на данных, предоставляемых смежными другими областями научного знания.
Функции культурологии:
1. коммуникативная – обеспечивает реализацию потребностей человека в общении;
2. функция социализации и воспитания – осуществляет вовлечение индивида в общественную жизнь, способствует усвоению им социального опыта, норм, знаний и ценностей;
3. нормативно-регулирующая – культура является системой норм и требований, предъявляемых обществом к своим членам во всех сферах их жизнедеятельности;
4. информационная – обеспечивает процесс культурной преемственности поколений и проявляется в воспроизводстве, хранении и трансляции культурно значимого опыта;
5. аксиологическая – выявляет важнейшие культурно значимые ценности;
6. интегративная – способствует объединению людей в социальные группы, народы, государства.
Культурологические аспекты медицины.Медицина — одно из примечательнейших явлений современной культуры. Пройдя путь от ремесла до развитой научной отрасли, она стала неотъемлемым компонентом комплекса современного знания; превратилась в мощную ветвь бизнеса; приобрела сравнимые только с компьютерными технологиями культуртрегерские функции; оказывает мощное влияние на политику посредством экологически ориентированных организаций. Естественно, медицинское знание привлекает внимание культурологов.
Всеобъемлющая философская теория медицины могла бы быть в какой-то мере заменена культурологическим исследованием. Его основу составляет рассмотрение медицины в качестве части той или иной культуры, отражающей установки всего культурного комплекса. Данными установками, применительно к медицине, будут представления о том, что есть человеческое тело, на каких принципах основано его функционирование, каковы причины болезни, методы лечения и, следовательно, отрасли медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания.
Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С современных позиций этот подход может быть охарактеризован как функциональный; каналы, меридианы, гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически опредмеченные связи органов и систем. Основная задача медицины — обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и ее равномерное, незатрудненное течение по всем каналам; методы лечения — иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы. За китайской медициной закрепился термин — «организмический натурализм»; обозначающий нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования организма.
Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала тело как способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Позы хатха-йоги есть как бы практика отдельных состояний космоса, направленная на их гармонизацию. Являясь органической частью древнеиндийской культуры, медицинская наука, сосредоточенная в Аюрведе, уделяет внимание таким религиозно-философским аспектам, как карме, определяющей тело, постоянному переходу из одного тела в другое, а также мокше — освобождению от перерождений. Здоровье является отражением хорошей кармы прошлой жизни, достойного поведения в нынешней; болезнь же есть следствие неправильного образа жизни в предыдущих перерождениях. Основной же принцип лечения — достижение полного контроля над умом — манасом. Мотив ментальной регуляции являлся преобладающим и был заимствован европейцами в усеченном виде и преобразован в аутогенную тренировку.
Европейская медицинская традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии человеческого тела и в настоящее время аккумулирует свои основные достижения в хирургии и трансплантологии. Современная медицина, пожалуй, единственная в мире полностью анатомическая традиция. Китайская классическая медицина обращалась к органам как функциональным проявлениям организма: так, например, легкие — система дыхания в целом, включая газообмен через кожу, а печень — система объема веществ и все ступени его регуляции. Аюрведа использовала для описания анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Только европейцы сделали реальную анатомию центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется как машина; душа в ее различных проявлениях становится объектом исследования довольно поздно и до сих пор не существует жестких подходов для описания и объяснения ее механизмов. Такой подход, с одной стороны, привел к взлету естественнонаучного знания, выработки методов абсолютно не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую, что дало возможность предоставить медицинскую помощь всем нуждающимся, поставив процесс подготовки медиков на поток, скачкообразно увеличив их численность и качество лечения. С другой стороны, появилась опасность недооценки организма как целостности (бесконечная специализация отраслей), акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции (европейская хирургия и фармакология), снятие ответственности с пациента и перенос ее целиком на врача.
Перемены, происходящие в современной культуре, затронули и медицину. Переход от общества всеобщей стандартизации (модерн) к постмодернистскому смешению стилей вызвал перераспределение «медицинского авторитета» в обществе. Пациенты, имеющие доступ к современным базам данных, становятся не менее информированными, чем врачи. Происходит трансформация врачебного сообщества из касты полубогов в сообщество консультантов и помощников. Одновременно, сомнение в универсальности научных стандартов привело к интереснейшему явлению — соседству научной медицины со знахарскими и шаманскими практиками, а также различными восточными системами регуляции организма. Развитие медицинских и биологических технологий привлекли внимание общественности к этическим проблемам медицинского знания порождая новую отрасль знания — биоэтику.