Социальная норма - общее правило поведения. К социальным нормам относятся нормы права, нормы морали, обычаи и традиций, нормы общественных отношении
Понятие суверенитета государства
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.
Верховенство проявляется в способности государственной власти:
издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения,
устанавливать и обеспечивать единый правопорядок,
определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций.
Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется.
Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное - может иметь место по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств- победителей. Добровольное - может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами:
ради достижения определенных, общих для всех целей;
в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав Федерации.
Признаки суверенитета:
-верховенство государственной власти внутри страны
-независимость ее на международной арене
Формы государства
Форма государства - это организация высшей государственной власти, территориальное устройство государства в целом, способы и методы организации государственной власти.
Складывается из трех частей: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма правления государства включает в себя организацию и порядок образования высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором - республиканская. При монархической форме правления источником государственной власти является монарх. При республиканской - выборный государственный орган.
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства; отражает характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.
Политический режим - это совокупность методов и способов организации деятельности государственных органов, характеристика государства, выражающая степень политической свободы
Форма государства:
- форма правления
- форма государственного устройства
- политический режим
Функции государства - это основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене, которые выражают его сущность, роль и назначение в жизни общества. Осуществляются с помощью механизма гос-ва.
Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства, относятся;
- охрана и защита существующего социально-экономического, политического строя и господствующих форм собственности (охранительная и политическая функции);
- содействие развитию господствующей системы хозяйства и экономической регулирование в рамках всей страны (экономическая функция);
К внешним функциям государства относятся;
- оборона и обеспечение безопасности государства;
- расширение сфер влияния. Эта функция в разные эпохи исторического развития общества проявляется в различных формах: захватнические войны, расширение рынков сбыта и др.
Механизмы государства.
Государство для выполнения своих функций создаетсистему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В механизм госудасртва входят органы управления и органы принуждения.
Органы управления – высшие, вокруг них формируется общественное мнение (глава государства, правительство),
Органы принуждения – органы правопорядка, суд, прокуратура, силовые структуры (армия, полиция). Выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения и т.п.
ТЕМА II ПОНЯТИЕ ПРАВА
знать:
определение, признаки, функции
источники права и его виды
понятие нормы права и его структура
действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
система права, критерии, отличия отраслей права
понятие правоотношения, его структура, правоспособность
правонарушение, его виды
юридическая ответственность и ее виды
1. Право - это система общеобязательных правил, норм поведения, с целью регулирования общественных отношений.
Понятие права можно рассматривать как право объективное и право субъективное.
Объективное право заключает в себе юридический смысл права. Означает, что право создается и действует независимо от воли отдельных лиц, является системой правовых норм, принимаемых государством от всех членов общества.
Субъективное право –это конкретное право определённого лица (физического или юридического), то есть закрепленная законом возможность действовать определённым образом и требовать определённых действий (или воздержания от действий) от др. лиц.
По способу защиты различают абсолютные и относительные субъективное право.
При абсолютном субъективном праве владелец может требовать конкретных действий или воздержания от действий от неопределенно широкого круга лиц (например, автору принадлежит право на неприкосновенность произведения, и он может запретить любому лицу вносить в него какие-либо дополнения, сокращения или изменения, а также требовать совершения действий, необходимых для восстановления нарушенного права).
При относительном субъективном праве требования обладателя могут быть обращены только к конкретному лицу или кругу лиц (например, права кредитора по отношению к должнику).
Основные признаки права:
- общеобязательность исполнения, т.е. распространяется на всех лиц, физических и юридических, которым оно адресовано;
- формальность, закрепление определенным способом в тексте закона, постановления, указа, приказа и т.д.
- нормативность, т.е. право состоит из множества норм;
- системность, т.е. право - это единая и согласованная совокупность норм;
- многократность применения, т.е. право рассчитано на. регулирование неопределенного количества жизненных случаев.
Функции:
- регулятивная функция, т.е. регулирование общественных отношений путем правотворчества;
- охранительная функция, т.е. охрана установленных им норм и принуждение субъектов права, физических и юридических лиц, к определенному должному поведению. Выражается в применении мер принуждения за нарушение или уклонения от исполнения правил поведения, закрепленных в правовой норме, в рамках санкции соответствующей правой нормы. ПРИМЕР: в гражданском праве – если нарушение в результате неисполнения по договору – лицо выплачивает компенсацию. Мера наказания не должна заходить за пределы договора.
- воспитательная функция
Доп. вопрос)!!!!
Социальная норма - общее правило поведения. К социальным нормам относятся нормы права, нормы морали, обычаи и традиций, нормы общественных отношении.
Нормы права являются ядром системы социальных норм, поскольку они регулируют наиболее важные и значительные общественные отношения,
Система социальных норм:
Норма права
Нормы морали
Обычаи, традиции.
2. Источники права и его виды
Источники права – способы внешнего выражения и закрепления юридических норм.
Виды:
- правовой прецендент = решение судебных органов по конкретному делу, которе становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем, выражается в идее указов, инструкций. Образец поведения может быть закрепленв судебных и административных актах.
-нормативный договор = соглашение между двумя или несколькими лицами, согласно котрому стороны достигают целей м задач, указанных в таком соглашении, которое имеет для них юридическое значение (купля/продажа недвижимости, трудовой договор, брачный контракт).
- правовой обычай = сложившийся от многократного повторения правило поведения, но является санкционированным (одобренным) государством. Одобрено либо в статье, либо путем судебной практики, либо не имеет формы (Санционирование государством утверждено в Гражданском кодексе, статья 5).
-нормативно-правовой акт = официальный документ, изданный в законодательном порядке и содержащий нормы права. Делится на законные и подзаконные (иные правовые) акты.
Законные обладают высшей юридической силой, что означает – иные правовые акты не должны им противоречить. Закон как наормативный акт изучается законадтельным органом.
Три группы законов:
1) Международный
2) Конституционный - основной (федеральный конституционный закон) – детализирует важнейшие правовые законы.
3) Федеральный – обычные текущие законы (все кодексы важнейших отраслей права)
Подзаконные (иные нормативные акты) – принимаются на основе законов в целях конкретизации их положения (на основе его исполнения). Основной массив таких актво изучают органы исполнительной власти.
3. Понятие нормы права.
Норма права - это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения. Правовая норма закреплена в правовых актах (законах и подзаконах)
Признаки:
- общеобязательность исполнения,
- установление и гарантированность государством,
- формальная
- многократность применения.
ПРАВО ВСЕГДА обеспечено государственным принуждением. Государственное принуждение означает, что исполнение предписаний правовых норм обеспечено механизмами государства.
Доп. вопрос)!!! Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Структура правовой нормы включает в себя:
- гипотеза (указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется).
- диспозиция (правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов, участников, правовых отношений).
- санкция (указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений, является мерой наказания).
Изучая вопрос о правовой норме, ее структуре, важно помнить, что правовая норма и конкретная статья закона не совпадают друг с другом.
Структура правовой нормы:
- гипотеза
- диспозиция
- санкция (могут быть карательные и штрафные)
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие во времени начинается с момента его вступления в силу, порядок которого и сроки устанавливаются законодательством. Они вступают в силу: с момента их опубликования; с момента, их принятия ; в срок, указанный в нормативном акте,это может быть день опубликования или иной срок; в момент их получения это относится к ряду актов правительства, министерств, комитетов, ведомств, которые рассылаются тем, кому они адресованы, почвой, факсом и т.д. Если срок не указан ,правовой акт вступает в силу спустя 10 дней после опубликования в сборнике РФ. Нормативные акты президента вступают в силу спустя 7 дней.
Действие в пространстве. Под пространством понимается территория государства.
Действие по кругу лиц, т.е. могут распространяться на неодинаковый круг лиц в зависимости от правового статуса, социального положения и иных отличительных особенностей этих лиц. Действие правовых актов распространяется не только на граждан, но и на лиц без гражданства, иностранцев, а также лиц с двойным гражданством.
5. Система права.
Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности юридических норм одновременно их деление на отрасли и институты,
Отрасль права - самостоятельная часть системы права - регулирует широкий круг, общественных отношений своим особым методом (совокупность правовых норм регулирует определенную сферу общественных отношений).
К основным отраслям права относятся:
конституционное право - регулирует отношения по организации и порядку, функционированию органов государственной власти, правового положения граждан, государственного устройства, избирательной системы и др.
гражданское право - регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения (право авторства, чести и достоинства лиц).
семейное право - регулирует отношения в семье.
гражданско-процессуальное право - регулирует деятельность по разбирательству и разрешению судом гражданских дел.
трудовое право - регулирует отношения между людьми по их участию в труде.
административное право - регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.
экологическое право - регулирует отношения по охране окружающей среды.
уголовное право - регулирует отношения, возникающие в результате совершения преступления и определяющие наказуемость деяний.
уголовно-процессуальное право - регулирует предварительное расследование, судебное рассмотрение уголовных дел.
Институт права - самостоятельная часть отрасли права - регулирует незначительный круг однородных общественных отношений. К ним, относятся: институт избирательного права - в отрасли конституционного права; собственности и найма жилого помещения - гражданского права; заработной платы - трудового права.