Референдум России 25 апреля 1993 г.: причины и результаты голосования
Следующим этапом политической борьбы между реформистским и антиреформистским силами в России стал референдум 25 апреля 1993 г. Формально этот референдум был призван разрешить продолжавшийся два года спор за власть между исполнительной (Президент) и законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ) ее ветвями.
Начало этому спору было положено еще в сентябре-октябре 1991 г., когда победившая в августовском путче российская демократия искала пути выхода из обрушившегося на Советский Союз тяжелейшего политического и экономического кризиса.
На состоявшейся в конце октября - начале ноября второй половине внеочередного V Съезда народных депутатов РСФСР Президент с трудом, но получил полномочия реализовать программу либеральной экономической реформы, в основе которой лежало освобождение (либерализация) цен, приватизация значительной части государственной собственности, структурная перестройка экономики, стабилизация финансовой системы[11].
Для осуществления этой программы Президент сформировал в ноябре 1991 г. правительство, основными фигурами которого были Е. Гайдар, Г. Бурбулис, С. Шахрай, М. Полторанин, А. Чубайс, А. Козырев и др. Однако буквально с первых своих шагов это правительство столкнулось с сильнейшим противодействием со стороны Верховного Совета РФ, возглавлявшегося Р. Хасбулатовым.
Основным источником этого конфликта была борьба укреплявшегося с каждым днем номенклатурно-коммунистического крыла Съезда и Верховного Совета РФ за возвращение им всей полноты распорядительных властных функций и реставрации в той или иной мере плановой, распределительно-командной экономики. Последнее ярко выявилось на VI Съезде, состоявшемся в апреле 1992 г.
Но тогда конфликт временно удалось притушить отставками Г. Бурбулиса, С. Шахрая и введением в правительство В. Черномырдина, Г. Хижи, Ю. Ярова, В. Шумейко, не принадлежавших к лагерю реформистов, а также назначением на пост Председателя Центробанка В. Геращенко.
Конфликт вспыхнул с новой силой в декабре 1992 г., когда VII Съезд народных депутатов РФ попытался резко ограничить полномочия Президента в осуществлении курса реформ и назначении силовых министров.10 декабря 1992 г. Президент напрямую обратился к народу с призывом провести референдум по вопросу о доверии ему или Съезду народных депутатов РФ. Вмешавшийся председатель Конституционного Суда В. Зорькин сумел и на этот раз загасить конфликт путем принятия Конституционного соглашения, вводящего мораторий на принятие Съездом поправок к Конституции и откладывавшего проведение референдума по доверию ветвям власти до апреля 1993 г. Для закрепления принятого сторонами соглашения Президент принес в жертву Е. Гайдара, заменив его, с одобрения съезда, В. Черномырдиным, что еще более замедлило ход реформ[12].
Однако и этого оказалось недостаточно антиреформистским силам. На VIII Съезде народных депутатов РФ, состоявшемся в первой половине марта 1993 г., они аннулировали Конституционное соглашение и фактически вплотную подошли к постановке вопроса об импичменте недостаточно верному им Президенту и замене его вице-президентом А. Руцким.
Через неделю после окончания VIII Съезда,20 марта 1993 г. Президент вновь напрямую обратился к народу, объявив о своем намерении провести всенародное голосование по вопросу о доверии Президенту и Верховному Совету и ввести на соответствующий период времени (до подведения итогов референдума) особый порядок управления, обеспечивающий приоритетное выполнение президентских и правительственных указов и распоряжений.
24 марта собрался Чрезвычайный IX Съезд народных депутатов России, на котором после ряда изобретательных политических и процедурных маневров был вынесен на тайное голосование вопрос об отстранении Б. Ельцина от должности Президента РФ и, одновременно, об отстранении от должности Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатова[13].
Голосование не принесло оппозиции желаемых результатов - для отрешения Б. Ельцина от должности Президента ей не хватило 72 голосов. После этого Съезд вынужден был пойти на принятие постановления о проведении референдума о доверии Президенту и депутатскому корпусу, но в существенно ином (более выгодном для Съезда) контексте. Съезд включил в бюллетень референдума 25 апреля фактически три различные формулировки вопроса о доверии президенту:
1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?
2. Доверяете ли Вы социально-экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, проводимой с 1992 г.?
3. Считаете ли вы необходимыми досрочные выборы Президента Российской Федерации?
И лишь последний, четвертый вопрос Съезд косвенно связал с поставленным Президентом вопросом о доверии депутатскому корпусу:
4. Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы народных депутатов Российской Федерации?
При этом Съезд объявил, что принятие решения по третьему и четвертому вопросам референдума требует положительного ответа конституционного большинства граждан, т.е. более чем половины от общего списочного состава российских избирателей.
Российские избиратели были, таким образом, поставлены перед очень трудной проблемой - найти такую форму ответа на четыре вопроса референдума, при которой их поддержка (или нет) Президента и курса реформ была бы выражена самым ясным и недвусмысленным образом. И, вопреки многочисленным пессимистическим прогнозам и неудачным призывам самого Президента и некоторых лидеров демократических сил избиратели нашли такую форму:
Большинство из 69 млн. пришедших 25 апреля на референдум российских граждан ответили "да-да-нет-да"на четыре вопроса референдума.
Анализ результатов голосования 25.04.1993 г. показал, что в российском электорате и на этот момент времени продолжали существовать две больших политические группы: реформисты и антиреформисты, - практически с таким же соотношением численностей, как и в июне 1991 г. Избиратели реформистской группы на референдуме 25 апреля 1993 г. опускали бюллетени, заполненные по типам "да-да-нет-да", "да-да-да-да", "да-нет-нет-да".
Избиратели же антиреформистской группы, не голосовавшие на президентских выборах 1991 г. голосовали за кандидатуру Б. Ельцина, на референдуме 25.04.1993 г. опускали бюллетени, заполненные по типам "нет-нет-да-нет" и "нет-нет-да-да".
Численности же остальных групп избирателей, использовавших другие варианты ответов, были практически близки к нулю[14].
Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107310174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше - 69222858. Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г. также не совсем понятны: голоса, отданные Б.Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы.