Раздел 6 Системные особенности печати, телевидения, радио и Интернет СМИ

Характеристика медиаканалов, плюсы и минусы. Интернет-СМИ и конвергенция масс-медиа. Понятие «Веб 2.0» и его влияние на традиционную журналистику. Значение интернет-блогов для массовой коммуникации. Изменение коммуникации между журналистом и аудиторией. Негативные тенденции в воздействии СМК на аудиторию.

Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств комму­никации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»):

- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизве­дения текста и изображения на специальный приемник),

- радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн),

- телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнит­ных волн на специальный приемник).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и те­левидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (об­ластях, районах, округах).

1. Печать(газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое ме­сто в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимер­ном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведе­ния текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств.

Свойства взаимоотношений прессы и аудитории:

Плюсы:

1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообще­ний, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность по­лучить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений).

2. Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознаком­ления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удоб­ное время и в подходящем месте.

3. Высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень анали­тичности и комментированное информации;

Минусы:

1. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. Таким образом, пресса проигрывает в опера­тивности информирования.

2. Печать доступна только грамотному человеку.

Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику:

- относительно редкий выход, что позво­ляет и требует углубленной аналитичности инфор­мации;

- фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации;

- возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксирован­ной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации - самая развитая в жур­налистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям различных жизненных циклов - дневного, не­дельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно издавать га­зеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скром­ные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художествен­ные вкладки в журналы и фотокниги.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем - желание по­черпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Т.о. для прессы должно быть характерным сводное представление событийной инфор­мации, сопровождающееся серьезным комментарием и обращением к фундаментальным за­кономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая.

2. Радиовещание(лат. radiare «излучать, испускать лучи») – второе по времени появ­ления после печати.

Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происхо­дит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда со­общение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов + запись и возможность монтажа. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира.

Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сде­лать это телевидение.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей вос­приятия.

1. «Чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлека­ется от своего внимания к звуку. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии ин­формацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает вос­приятие на нем «самом по себе».

2. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, - это акти­визация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художе­ственных произведений и передача литературно — музыкальных композиций не при­нуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а поз­воляют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответ­ствую­щее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ве­дущий некоторым образом «задает рамки» слушательской фантазии).

Негатив радио:

- принуждение - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, при­том в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио за­ставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения вре­мени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различ­ные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учи­тывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

- при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему по­является возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и заня­тий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями ин­формации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом рас­пределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования суще­ственного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлека­тельных клипов.

Радио удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому со­путствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Журналисты радио обязаны, прежде всего, опера­тивно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов), причем активным фо­ном этой ин­формации может быть музыка или другая информация «культурного досуга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного потока создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информацию.

3. Телевидение(греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») появилось в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду пара­метров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевидение обладает возможностью передавать сигнал с помощью радиоволн на да­лекие расстояния. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представле­ния видеоматериалов с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). ТВ влиятельнее радио, т.к. звуко- и видеоряд задействует оба важнейших типа рецепторов человека.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с ак­центом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд

Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое ис­пользование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художе­ственных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Важное обстоятельство: телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей.

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности.

«Принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного под­хода к со­ставлению программ.

Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио. Разница: на пер­вое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. Т.о. тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фак­тор проведения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

4. Интернет. В последнее десятилетие активно развивается четвертый тип каналов ин­формации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в ко­торой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это:

- электронные версии и дайджесты газет,

- т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание»,

- сайты («странички») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержа­ние и получаемые в режиме реального времени;

- социальные сети.

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.

Internet-СМИ появились относительно недавно (на Западе – в начале 90-х гг.) Одними из первых стали использовать Internet информационные агентства. Россия подключилась к Internet в 1994, первыми интернет-СМИ стали электронные версии периодических изданий («Известия» - 1996 г.). Вслед за появлением электронных газет появляются Internet-радио и Internet-телевидение. Возникает явление конвергенции интернет-сайтов с другими СМИ

С 2005 г. обозначилось новое направление в интернет-журналистике, связанное с концепцией «Веб 2.0»(термин Тима О’Рэйли): изменилась роль пользователя, аудитория становится главным источником информации (т.н. «user generated content» - блоги, социальные сети, торрент-клиенты, U-Tube и т.д.; самоуправляемость интернет-сообществ; возможность объединения различных информационных потоков (RSS-трансляция, например, «Яндекс-новости»).

Журналистика также почувствовала влияние «Веб 2.0»: появились СМИ, целиком состоящие из новостей и фотографий, присланных пользователями (т.н. «гражданская журналистика», развитие блогосферы); «традиционные» СМИ начинают использовать материалы «гражданской» журналистики; меняется роль журналиста, который работает с чужой информацией, не продуцируя собственную.

Пдюсы гражданской журналистики - оперативность, демократизация.

Минусы -большое количество недостоверной информации, проблема мотивации «народных корреспондентов» (этика, правовые нормы).

Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации : учебник / В.В. Ворошилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2014. — 464 с.

Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 332 с

Наши рекомендации