Либеральное, социальное и социалистическое правовое государство
Выше были рассмотрены черты правового государства, которые характеризуют его с политико-юридической стороны, но не было затронуто его социальное назначение. Между тем по своим социальным характеристикам правовое государство было и может быть различным. Можно рассмотреть три вышеназванные модели правового государства.
В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и английская политическая экономия, и прежде всего воззрения Адама Смита. Основные ее идеи: право частной собственности — естественное право независимо от государства; экономика и государство — это отдельные сферы; личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество — по отношению к государству. Государство не имеет собственных целей, оно выполняет роль «ночного сторожа»: защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается. Делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя всем обеспечивает. За гражданами признаются политические права, социально-экономические же права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются,
В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только «ночного сторожа», не существует. Однако идеи либерализма живы в виде «неолибералиэиа» или «неоконсерватизма» и проявляются в политике партий либерально-демократического толка.
Неоконссрватизм проявился в политике тэтчеризма в Англии, рейганомики в США, в политике буржуазных партий после поражения на выборах шведских социал-демократов.
Его успех был обусловлен кризисом социал-демократической модели государства, которое оказалось перегруженным экономическими и социальными задачами, усилением бюрократической регламентации, снижением роли личной инициативы, предпринимательства и конкуренции, усилением тенденции социального иждивенчества.
Неоконсерваторы выступают за деэтатизацию, разгосударствление всех сфер жизни: ограничение роли государства в экономике, приватизацию государственной собственности, демонтаж социальных программ в сфере здравоохранения, просвещения и т. д.
В ходе политики тэтчеризма в Англии стимулировалось личное предпринимательство, проводилась приватизация государственного имущества, сократился государственный аппарат, выросли производительность труда, количество собственников, рабочих мест и т. д. Но наряду с этим сократились расходы на социальные нужды, увеличилось число лиц, оказавшихся за чертой бедности, вдвое увеличилось число безработных, обострились проблемы образования, недовольство вызывало состояние здравоохранения. Потребовались определенные коррективы, на смену М. Тэтчер пришел другой лидер. Президенты в США после Р. Рейгана вынуждены были также подправить рейганомику в пользу социальной направленности государства. Умеренный прагматический неолиберализм проводится в Японии. Здесь государство, опираясь на либеральную рыночную экономику, уделяет достаточное внимание инвестициям в науку, образование, здравоохранение.
Можно сделать вывод, что в современных условиях чисто либеральное государство, «ночной сторож», не вмешивающееся в экономическую и социальную сферы, уходит в прошлое. Заметим, что политика либерализма проводится и в пашей стране в ходе реформ (приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики), которые также сопровождаются сокращением расходов на социальные нужды. Однако построение чисто либерального правового государства встречает сопротивление и в нашем обществе, в особенности воб-ласти сокращения расходов в социальной сфере.
Социальное правовое государство в отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит активную
()* I и Ч
социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т. и. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2). ФРГ (ст. 20), Испании. В первом президентском варианте проекта Конституции РФ характеристика российского государства, как социального, отсутствовала. В окончательный же вариант она была внесена (ст. 7). Однако тенденция к ограничению социальной функции государства, безусловно, проявилась, например в отсутствии закрепления права на общее среднее образование (ст. 43 КонституцииРФ).
Как известно, процесс реформы политической системы в России и бывших союзных республиках начался с решений XIX партийной конференции КПСС. В качестве одной из важных была поставлена задача формирования социалистического правового государства. Решение этой задачи связывалось с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, с ответственностью государства перед гражданином, с возвышением авторитета закона, со строгим его соблюдением всеми органами, с правовой реформой и т. д. На основе решений конференции были внесены изменения в конституции СССР и союзных республик, приняты новые законы о выборах, выбраны на демократических началах Верховные Советы, которые путем принятия новых законов продолжили реформы. Были сделаны значительные шаги в деле формирования правового социалистического. ^ .государства. приняты многие законы в сфере политических прав граждан, стала формироваться многопартийность, были созданы Комитет конституционного контроля СССР, Конституционный СудРСФСР, велись подготовительные работы в сфере судебной реформы и т. д.
Социалистический путь развития был прерван событиями 1991 и 1993 гг. Возможность или невозможность формирования правового социалистического государства переместилась из сферы практики в сферу теории, идеологии, политической и идеологической борьбы в рамках Конституции.
11.4. Формирование правового государства в России
Нынешнее Российское государство функционирует на основе Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабр?-1993 г. Согласно Конституции Россия — Российская Федера-
ция является демократическим, республиканским, федеративным, правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), строится на принципе разделения властей (ст. 10).
По форме правления Россия — президентская республика с элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента РФ значительными полномочиями, прописанными в гл. 4. Президент— глава государства, Верховный главнокомандующий, гарант Конституции, он определяет основные направления внешней и внутренней политики, назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства, по предложению последнего — министров, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное положение, при определенных условиях распускает Государственную Думу и пр.
Элементы парламентской республики видятся в праве Государственной Думы выразить Правительству недоверие. Однако вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, то Президент может ее распустить. Он может ее распустить и в случае трехкратного отклонения кандидатур на пост Председателя правительства. Процедура же отстранения от власти Президента настолько сложна, что фактически невозможна.
Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат:
Совета Федерации и Государственной Думы. Общепризнано, что в отношениях этих органов сложился дисбаланс в пользу усиления президентской власти.
По форме государственного устройства Россия — федерация договорно-конституционная, асимметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам (см. 4.3).
Политический режим в России согласно Конституции — демократический. Конституция РФ закрепляет широкий круг нрав и свобод граждан, предусматривает институты представительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и т. д. Положения Конституции конкретизированы в текущем законодательстве. Однако в силу социально-экономической ситуации переходного к капитализму периода политический режим неустойчив, в нем наблюдаются элементы авторита-ризма (силовой разгон Верховного Совета, попытка решения
чеченской проблемы с помощью военной силы и др.). После президентских выборов 1996 г. нередки утверждения об элементах олигархического режима (власти немногих финансовых магнатов).
Функции Российского государства (см. 3.6).
В формировании правового государства в России сделаны •значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах.
В экономический сфере предстоит создание развитойрыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована: сформировалась система субъектов рыночнойэкономики. Однакоэто не привело к экономическому росту. Наблюдаются спад производства, рост безработицы, неплатежей и т. д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур. Реформа всельском хозяйстве застопорилась, здесь также наблюдаетсяспад производства.
В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества (интеллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в действительности произошло размывание среднего класса. Общество распалось на очень богатых и бедных.
В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. Между тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, настолько низкое, что в законах о выборах органов субъектов федерации для признания выборов действительными установлен минимум явки избирателей ~ 25%. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества. Значительный вес в избирательных процессах приобретают средства массовой информации.
В правовой сфере сделаны определенные шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено
законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. В числе новых законов следует назвать прежде всего Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.
Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.
В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве.
Отметим-в-заключение, что Российское государство — это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловленные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии, в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, полуправовое, полусоциальное.
11.5. Тоталитарное государство
Тоталитарное государство — антипод государства правового. Понимание сути правового государства углубляется в сопоставлении с тоталитарным, поэтому дадим хотя бы краткую его характеристику.
Термин «тоталитарный» происходит от слова 1о1а111ег — всеобъемлющий, всеохватывающий, он был введен в употреб-
ление окружением Муссолини. Оно предполагало всеобъемлющее подчинение личности государству во имя осуществления неких высших, вечных национальных идей.
Тоталитарные государства в истории существовали и ранее (Египет, Спарта, Ассиро-Вавилония, Пруссия времен Фридриха II). В наше время это были фашистская Германия, СССР (в особенности в период культа личности Сталина). История распорядилась таким образом, что именно эти государства, во многом противоположные, но в чем-то схожие, были вовлечены в жестокую, тотальную войну, войну на уничтожение, в которой победила система, опирающаяся на идеи патриотизма, защиты Родины.
Тоталитарное государство — государство всеохватывающее, проникающее во все поры общественной жизни и подчиняющее себе общество. Общество как самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система поглощается государством. Происходит полное огосударствление общества.
Причины образования тоталитарного государства сложны и многообразны. Питирим Сорокин, один из основателей современной социологии, в ряду этих причин называет три основные причины: война, разруха и голод. Чем сильнее количественные и качественные показатели этих явлений, тем резче деформировалась общественная организация в сторону коммунистического или этатического, государственно-капиталистического типа. Несомненную роль играет и субъективный фактор. Приход, например, к власти партии, не знавшей традиций парламентаризма, стремление решить глобальные проблемы (построить коммунизм, создать мировой третий рейх) ускоренным методом.
Экономическую основу тоталитарного государства составляет жестко централизованная, планируемая сверху экономика, основывающаяся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России такого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т. д.
Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победе в войне, индустриали-
ЙС
зации, восстановлению разрушенного хозяйства и т. н.) за счет благополучия рядовых граждан.
Политическая система характеризуется строгой бюрократической централизацией, ведущей ролью одной, господствующей, партии во главе с всевластным вождем. Один вождь, одна партия, одна идеология -— так можно выразить кратко суть тоталитарной политической системы. Какая-либо оппозиция не допускается, подавляется, представительные органы если и существуют, то формально, они подвластны партии. Фактически наблюдается слияние партийных и государственных структур. Тоталитарный режим опирается на насилие. Зачастую в рамках партии образуются военизированные отряды (СС в Германии) или соответствующие карательные органы, которые находятся в прямом подчинении партии (КГБ — «вооруженный отряд партии»).
Государственный аппарат неимоверно разбухает, бюрократизируется, оплетает своими щупальцами все сферы общества: экономику, культуру,, просвещение, воспитание.Все регулируется, распределяется, складывается значительная прослойка номенклатурного чиновничества во главе с узкой правящей элитой.
Социальной основой тоталитарного государства является люмпенизированная часть общества, которая надеется и стремится не в будущем, а сейчас, немедленно получить привилегии, получить то, что раньше не имела, реализовать себя в качестве потребителя за счет других людей (в нацистской Германии, например, вначале за счет евреев, а потом за счет народов других стран расширить жизненное пространство).
Роль личности сводится до роли «винтика» в тоталитарной машине. Демократические права, и прежде всего политические, сводятся на нет. В массовом сознании господствуют идеи патернализма, иждивенчества, отчаянный эгалитаризм.
Идеология и средства массовой информации. В обществе существует одна официальная господствующая идеология. Идеологический плюрализм не допускается. Господствующая идеология навязывается всеми доступными средствами.Всесредства массовой информации сосредоточены в руках государства, господствующей партии, свободная пресса отсутствует, существует жесткая цензура. В борьбе с чуждой идеологией используются не только идеологические, но и принудительно-карательные репрессивные средства и методы.
Право, законность, правопорядок. Понятие права размыто (это или воля фюрера, или революционное правосознание), сама политика вводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Роль законов подменяется управленческими актами, прямыми предписаниями. Демократическое независимое правосудие фактически отсутствует. Деятельность судов подменяется решениями партийных и иных органов. Место правосудия занимают внесудебные репрессии. Правоохранительные органы именуются карательными. Законность попирается. Место правопорядка занимает произвол, место правовой культуры, уважения к праву -— правовой нигилизм, переходящий в правовой вандализм.
Однако следует отметить, что оценка тоталитарного государства неоднозначна. Тоталитарное государство эффективно в чрезвычайных ситуациях, в условиях войны, разрухи, ибо оно в состоянии сосредоточить все ресурсы — людские, материальные, финансовые — в одних руках, установить жесткий порядок и дисциплину для решения задач, стоящих перед государством (достижения победы в войне, восстановления разрушенного войной народного хозяйства).
Однако в условиях мирного, нормального развития общества тоталитарное государствонеэффективно во многих отношениях (экономическом, социальном,культурном ит. д.), ибо сдерживаеттворческие силыобщества в целом иотдельной личностив частности. Оно неприемлемо для развитияличности, жаждущейсвободы и благополучия.
Тоталитарные государства неизбежно, под влиянием процессов, протекающих в самом обществе, изживают себя и заменяются государствами демократическими.
Глава 12.ПРАВО
12.1. Значение термина «право»
Термин (слово) «право» многозначен. С егопомощью обозначаются разные явления. Во-первых, с помощьюэтого термина обозначается система норм, издаваемыхгосударством(позитивное право);во-вторых, определенная системаидей,представлений о том, каким должно бытьпозитивное право(естественное право); в-третьих, определеннаяправовая возможность конкретного субъекта(субъективное право). Наконец, с помощью этого терминаобозначается явление нравственного, морального характера. В даннойглаве речь идет о позитивном праве.