Перестройка в СССР
К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризисов. Падение темпов социально-экономического роста, снижение эффективности общественного производства, игнорирование нарастающих проблем было чревато серьезными социальными потрясениями. Самые тяжелые последствия имело втягивание СССР в разорительную гонку вооружений. Военное противоборство на международной арене привело к опасности возникновения термоядерной войны. Стала остро ощущаться необходимость радикального пересмотра международных отношений, обновления всех сфер жизни советского общества. Однако в условиях сложившейся в СССР политической системы это стало возможным лишь после прихода на высшие партийные и государственные должности реалистически мыслящих политиков, способных отказаться от стереотипов прошлого и догм идеологии.
В марте 1985 г., после смерти К.У.Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Выход из сложного социально-политического положения новое руководство видело в преодолении снижения темпов экономического роста, отставания страны в научно-техническом прогрессе. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны и достижение нового качественного состояния советского общества». Однако, как показали последующие события, действительную картину кризиса советского общества не представляли даже высшие руководители Коммунистической партии и Советского государства. XXVII съезд КПСС, состоявшийся весной 1986 г., дал в целом положительную оценку перспектив развития страны, принял новую редакцию Программы КПСС. На XIX Всесоюзной партконференции (июнь-июль 1986 г.) был сделан вывод - механизм управления государством должен быть радикально демократизирован. Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР (2250 человек), две трети которых должны были избираться населением, а одну треть представлять общественные организации. Съезд должен был принимать важнейшие решения. Он формировал Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе. По сути дела, решения XIX партконференции открыли дорогу политическому радикализму.
12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР в декабре 1988 г. приняла Закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции (Основному Закону) СССР». Изменения касались избирательной системы, были введены принцип альтернативности при выборах народных депутатов, институт Съездов Советов, который существовал еще в первые годы советской власти.
В период перестройки произошли большие перемены в культурной жизни страны. Впервые перед деятелями культуры открылась полная свобода творчества, при которой талантливые деятели культуры создают прекрасные произведения искусства. В 1986 г. на экраны страны вышел фильм Т.Абуладзе «Покаяние», увидел свет роман А.Рыбакова «Дети Арбата», которые явились важным моментом в переломе сознания людей. В 1987 - 1989 г. в газетах и журналах печатаются материалы, способствующие продвижению реформ. На телевидении появляются публицистические программы «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд».
Обострение политической борьбы в стране привело к расколу в среде деятелей искусства и литературы. Большая часть культурной общественности поддержала М.С.Горбачева, а затем Б.Н.Ельцина. Другая часть интеллигенции выступила на стороне оппозиции, она критиковала перестройку.
Перестройка знаменовалась снятием запретов на все виды и жанры искусства, прекращением тотального контроля, выходом на экраны запрещенных фильмов и публикацией ранее запрещенных произведений.
Из-за резкого сокращения государственного финансирования оказалась подорванной материальная база культуры. Уже в 1989-1990 г. наблюдается сокращение числа новых фильмов, книг, место которых на свободно формируемом рынке заняла зарубежная продукция не самого лучшего качества. Рынок заставил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. У западных покупателей имеют успех произведения авангардной и реалистической живописи. Признание у зарубежных зрителей и кинокритиков получили фильмы кинорежиссера Н.С.Михалкова «Урга» и «Утомленные солнцем».
Из-за финансовых трудностей в сложном положении оказалась наука. Были свернуты многие фундаментальные и прикладные исследования, закрылись десятки отраслевых НИИ, десятки тысяч ученых вынуждены были уехать за рубеж, заняться бизнесом. Многие остались без работы или оказались на
грани нищенского существования. Созданный в предыдущие годы потенциал науки был в значительной степени подорван. Отдельным научным коллективам, благодаря грамотному управлению, удалось все же включиться в рынок. Это сохраняет надежду на возрождение научного потенциала страны.
25 мая 1989 г. открылся 1-й Съезд народных депутатов СССР, выборы делегатов которого происходили на альтернативной основе. Съезд транслировался по телевидению и вызвал повышенный интерес в стране: впервые были открыто показаны политические споры. Председателем Президиума Верховного Совета был избран М.Горбачев, его заместителем стал А.Лукьянов. На съезде сформировалась межрегиональная депутатская группа, духовным лидером которой был академик А.Сахаров. На 2-м Съезде народных депутатов А.Сахаров от имени своей группы выдвинул требование отмены статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС (14 декабря академик скоропостижно скончался). Новым лидером межрегиональной группы стал Ельцин. Стремясь удержаться у власти, Горбачев в начале 1990 г. согласился с требованием отмены статьи 6 Конституции, предложил принять новую платформу КПСС, в которой признавались политический плюрализм, смешанная экономика и многопартийность, необходимость введения поста президента. Единственным реальным кандидатом стал М.Горбачев, который и был избран в 1990 г. первым Президентом СССР. Предвыборная кампания подтолкнула к образованию новых партий. В течение 1990 г. образовались Социал-демократическая, Демократическая, Конституционно-демократическая, республиканские и другие партии. Верховный Совет РСФСР возглавил Ельцин, который 12 июня 1991 г. на всеобщих выборах был избран Президентом РСФСР. Таким образом, перестройка выдвинула в разряд актуальных задачу широкой демократизации советского общества. Вызвав невиданную ранее политизацию общества, демократизация привела к радикальным изменениям в политической системе СССР. Происходящие процессы призваны были обеспечить переход к парламентской республике.
§ 2. Социально-экономическое развитие
С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был
провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей.
В поисках выхода из кризиса новое советское руководство большие надежды возлагало на развитие инициативы и самодеятельности масс, активизацию «человеческого фактора». Однако действия в этом направлении не отличались последовательностью, были противоречивы. В 1985 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В течение 1985-1986 г. производство алкогольных напитков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. рублей. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов в 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) страны. Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуск рыночных отношений в экономику.
Курс на перестройку был понят далеко не всеми и не сразу. Трижды переносился Пленум ЦК КПСС, посвященный кадровой политике. Он состоялся в январе 1987 г. и имел важное значение в обеспечении поддержки перестройки на местах.
Принятие в 1987 г. «Закона о государственном предприятии» сочеталось с введением госзаказа, госприемки. Закон о трудовых коллективах предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые наделялись правом избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Тем самым власти как бы обращались к народу, стремились опереться на него. Однако на практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятельность администрации оказалась парализованной. Постепенно зрело понимание действительной глубины социально-политического кризиса и его причин, путей выхода из него. Знаменателен в этом отношении доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на юбилейном заседании, посвященном 70-летию Октября. Правда, в руководстве партии и страны были разные мнения о положении в стране, разные подходы к решению острых проблем современности. Важным завоеванием перестройки стала гласность, благодаря которой к активной политической жизни приобщились миллионы советских людей.
Гласность способствовала критическому осмыслению достижений советского общества, путей преодоления кризиса.
В поисках выхода из кризиса советскому руководству пришлось решать ряд беспрецедентных задач. Многие пороки экономической системы были порождены высокой степенью монополизма и, как следствие, практическим отсутствием конкуренции. В условиях тотального огосударствления (95% средств производства), укрепления административно-командной системы были утрачены экономические стимулы к производительному труду, распространилась бесхозяйственность.
Углубление социально-экономического кризиса подтолкнуло руководство страны к радикально-экономической реформе. Ее главная цель - перевод хозяйства на рельсы рыночной экономики, всемерное развитие товарно-денежных отношений, экономическое стимулирование труда. В своеобразных условиях Советского Союза это означало, прежде всего, разгосударствление и формирование в экономике различных укладов хозяйства, основанных на многообразии форм собственности. Взаимоотношения между ними должен регулировать рынок. Новую ситуацию в экономике страны начали создавать арендная, кооперативная, частная, коллективная и прочие формы собственности. Определенные надежды возлагались на привлечение иностранного капитала. Сложные противоречивые процессы породила конверсия - перевод предприятий оборонной отрасли на выпуск мирной продукции.
Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 г. выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщения о росте производства, в стране усилился товарный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. составил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. он вырос в три раза.
Горбачев объяснял образование бюджетного дефицита главным образом просчетами прежнего руководства и недооценкой масштаба кризиса, в котором оказалась страна, тем, что в результате снижения цен на сырую нефть на мировом рынке в 1985-1986 г. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главной причиной все-таки были неправильно выбранные приоритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 г. взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Тысячи квадратных километров территории нескольких
областей Украины, Белоруссии и Российской Федерации оказались зараженными. Десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению. Сотни военнослужащих и пожарников, принимавших участие в ликвидации последствий страшной аварии, погибли от лучевой болезни. Затраты государства составили десятки миллиардов рублей.
Процессы демократизации, начавшиеся в многонациональном государстве, неизбежно вели к необходимости совершенствования межнациональных отношений. Далеко не все проживающие в СССР народы получили национальную государственность. Более 50 млн. советских людей проживали вне своих национально-государственных образований. В условиях углубляющейся интеграции народного хозяйства не всегда учитывались интересы республик, возможности и потребности народов. Господство административно-командной системы ущемляло права и самостоятельность республик, подчиняя их интересам центра.
Нараставшие политические процессы все более ослабляли центральную власть. Еще в декабре 1986 г. в Казахстане произошло крупное столкновение на национальной почве. Весной 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе. Национальные проблемы становились все напряженнее. В союзных республиках были созданы народные фронты, которые стали проводить курс на выход из СССР. Первыми о выходе заявили в 1990 г. Прибалтийские республики. К началу 1991 г. во всех республиках у власти или рядом с властью находились силы, стремившиеся к самостоятельности, дезинтеграционные процессы нарастали.
Сформированная в 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР группа «Союз» (на основе которой образовалось всесоюзное политическое объединение «Союз»), лидеры Н.Петрушенко, В.Алкснис и др., обвинили Горбачева в развале страны, ликвидации Варшавского договора, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят. Высказывались также обвинения в неспособности погасить очаги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.
В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федераций посчитали, что в условиях падения
доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не осуществится.
31 июля 1990 г. состоялась встреча М.Горбачева и Б.Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С.Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г.Явлинского. Это была программа «500 дней». Она нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию. Горбачев отдал предпочтение программе правительства, которая, не отрицая необходимость перехода к рынку, стремилась растянуть этот процесс на длительный срок и оставить значительный государственный сектор в экономике. Реализация правительственной реформы началась в январе 1991 г. с обмена купюр в 50 и 100 рублей в целях изъятия денег. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. 2 апреля в 2 - 4 раза правительство повысило цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире.
Итоги перестройки подвела вторая половина 1991 г. Летом серьезно обострился экономический кризис - отсутствие продуктов стало всеобщим.
Б.Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России и СССР становилась бескомпромиссной. Вновь интересы народа были принесены в жертву борьбы за власть, а экономика стала заложницей политики - все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Экономический кризис углублялся.
Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. Это нашло отражение в борьбе союзного и республиканских парламентов. Но вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы неквалифицированные депутаты занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов. Этому
способствовали разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. На повестку дня был поставлен вопрос о подготовке нового союзного договора, в котором должно найти отражение расширение прав союзных республик.
Предоставление самостоятельности национально-государственным образованиям СССР диктовало необходимость совершенствования устройства Советского государства как федерации республик. Настоятельно выдвигалось требование в интересах сохранения единого государства перейти к конфедерации как форме национально-государственного устройства, отвечающей задачам сегодняшнего дня. Нежелание центральных властных структур учитывать остро протекавшие процессы, неспособность к гибкому решению сложных межнациональных проблем привели к распаду Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 г. Заключив между собой правительственные соглашения, Россия, Беларусь и Украина образовали Содружество Независимых Государств.
§ 3. Международная деятельность СССР
Преобразования в стране не могли не затронуть советскую внешнюю политику. Изменения во времена перестройки во внешнеполитическом курсе становились как бы обоснованием необходимости внутренних преобразований. Идеологической базой проводившегося М.Горбачевым внешнеполитического курса стала концепция «нового политического мышления», в основе которой лежала идея взаимозависимости и целостности мира.
Место главы внешнеполитического ведомства страны занял бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.Шеварднадзе. Были заменены десять из двенадцати заместителей министра, большинство начальников управлений. Период с 1985 по 1988 г. во внешней политике характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием контактов и достижением первых договоренностей, которые воспринимались как результат окончания «холодной войны». В 1989 - 1991 г. начался распад социалистической системы, ликвидация Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Этот период характеризовался фактически односторонними уступками Советского Союза.
XXVII съезд КПСС официально утвердил новый внешнеполитический курс. На нем было заявлено, что отныне приоритетными являются глобальные проблемы экономики, экологии, сохранения мира; принципы социалистического интернационализма уступают место общечеловеческим ценностям. М.Горбачев определил три основных направления деятельности: преодоление конфронтации между Востоком и Западом, с которым ставилась задача достичь партнерских отношений; урегулирование региональных конфликтов; признание существовавшего мирового порядка и отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами.
М.Горбачев как никакой другой руководитель государства в мире совершил множество зарубежных поездок. Важнейшее значение имели его встречи с президентом США Р.Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в Вашингтоне в декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.
8 декабря 1987 г. в результате интенсивных консультаций была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Советский Союз взял на себя обязательства уничтожить 1752 ракеты, США - 869. Это соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. СССР, помимо этого, ликвидировал часть своих ракет средней и малой дальности, размещавшихся в Сибири и на Дальнем Востоке. С военной точки зрения Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки США. По инициативе советского руководства были также уничтожены ракеты малой дальности «Ока», не попавшие под условия договора.
На переговорах в течение 1985 - 1987 г. СССР настаивал на отказе США от развертывания системы противоракетной обороны космического базирования, известной как СОИ (стратегическая оборонная инициатива). Однако в конце концов СССР снял свои возражения, не получив при этом никаких гарантий от США в том, что они не попытаются осуществить эту программу в будущем.
Значительно улучшились отношения с Китайской Народной Республикой. В мае 1989 г. состоялся первый за последние 30 лет визит главы СССР в КНР. Развивались отношения со странами Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской Америки, ЮАР. В то же время СССР продолжал оказывать помощь странам, заявлявшим о своей приверженности «социалистическим идеалам» - Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии.
В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы наметились существенные перемены. Руководство этих стран фактически лишилось поддержки Советского Союза.
В 1989 - 1991 г. произошли фундаментальные изменения во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г. М.Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая. В феврале 1989 г. последний советский солдат покинул эту страну.
В этот период практически во всех социалистических странах к власти пришла оппозиция. Польша, Чехословакия и Румыния заявили о сокращении своих обязательств в Организации Варшавского Договора. Произошло резкое снижение торгового оборота между СССР и восточно-европейскими странами, военное сотрудничество прекратилось. Состоявшаяся в декабре 1989 г. встреча Горбачева и президента США Буша на Мальте закрепила отход стран Восточной Европы от СССР. В марте 1991 г. официально перестала существовать Организация Варшавского Договора. В 1990 - начале 1991 г. СССР заключил соглашения со всеми восточно-европейскими государствами о выводе своих войск с их территории, который осуществлялся в спешном порядке.
Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, около тридцати лет разделявшая немецкий народ. К власти в ГДР пришла христианско-демократическая партия, поставившая своей целью скорейшее объединение страны. СССР согласился на объединение Германии и обещал вывести свои войска в течение 4 лет, получая взамен экономическую помощь в размере 10 млрд. немецких марок, которые должны были пойти на обустройство выводимых из Германии войск и обещание, что на территории ГДР не будут размещены войска НАТО. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать. Это событие стало еще одним доказательством реформ М.Горбачева во внешней политике страны. М.Горбачев получил Нобелевскую премию мира, звание «Лучший немец года». Видимо, согласие на объединение было дано, исходя из надежд на тесное экономическое сотрудничество: Германия начала поставки в СССР гуманитарной помощи, предоставила кредиты и займы.
Летом 1989 г. Ирак неожиданно для многих стран оккупировал соседний Кувейт. Коалиция западных государств во главе с США при поддержке СССР и с согласия ООН силой оружия заставила Ирак уйти с оккупированных территорий. По реше-
нию ООН против Ирака были применены экономические санкции. Фактически СССР отказался от поддержки своего партнера. Долг Ирака СССР составлял несколько миллиардов долларов. Введенное ООН по инициативе США экономическое эмбарго против Ирака особенно больно ударило по экономическим интересам СССР.
Внешняя политика СССР в конце 80-х годов была ориентирована на установление тесных связей с Западом. Советское руководство стремилось к развитию экономических связей с капиталистическими странами, рассчитывая на помощь в разрешении внутренних экономических проблем.
В 1990 г. США предоставили СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, но не сняли ограничения на поставку в СССР высокотехнологичного оборудования, прежде всего компьютеров большой мощности. Оказывая экономическую помощь СССР, западные страны исходили из своих долгосрочных целей.
Таким образом, в поисках путей выхода из кризиса международных отношений советское руководство продемонстрировало новое политическое мышление. В его основу легло признание приоритета общечеловеческих ценностей, демократизации, деидеологизации международных отношений, признание принципа разумной достаточности в обеспечении национальной обороны. Исключительную роль в утверждении нового политического мышления сыграла политика открытости и гласности, в особенности в военной области, односторонние и согласованные действия по разоружению.
Преодоление конфронтации и военного противостояния между СССР и США, Востоком и Западом было решающим завоеванием нового политического мышления.
К концу 1991 г. в мире произошли огромные перемены, суть которых сводилась к распаду некогда могучего социалистического содружества и глобальному ослаблению позиций СССР.
§ 4. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств
На рубеже 80 - 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 г. ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра
экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.
Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 г. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она станет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Выбор российских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Украиной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.
В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состоялся 17 марта 1991 г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).
23 апреля на встрече Президента и руководителей 9 республик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.
22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г. Был создан Подготовительный комитет для разработки договора новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.
Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа. М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подписания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-министра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внутренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова.
18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.
Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Горбачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал манифест, в котором говорилось о развале экономики и беспорядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур
власти, запрете митингов и демонстрации, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др.
Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые квалифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном - за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэ-качеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву.
23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», газета «День».
В ряде союзных республик начались процессы, которые заставили пересмотреть основы нового союзного договора. Унитарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 г. Госсовет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадался на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.
Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 г. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на воле-
изъявлении свободных республик. Во время переходного периода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Был создан Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром России И.Силаевым.
Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки заключить новый Союзный договор. 18 октября 1991 г. 8 республик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР было уже невозможно.
8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще в резиденции «Вис-кули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Украины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ельцин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР.
Почему из 15 республик Союза именно эти три «присвоили» себе право отменить Договор 1922 г.? Юридически только они остались к этому времени учредителями, а, следовательно, и правопреемниками прежнего договора (четвертая договаривающаяся сторона - Закавказская СФСР давно не существовала). Это и послужило юридической зацепкой, которой решили воспользоваться инициаторы Беловежского соглашения.
Именно в Беловежской пуще были впервые провозглашены принципы сосуществования в рамках СНГ: единое экономическое пространство, единая денежная единица, единые вооруженные силы и т.д. Именно на этой основе к СНГ присоединились Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения. 21 декабря 1991 г. состоялась Алма-Атинская встреча лидеров брестской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении, на которой была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились Молдова
и Азербайджан. Так, в СНГ было вовлечено подавляющее большинство бывших республик Союза - исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя. Участники Алма-Атинской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существующих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, гарантировали выполнение международных обязательств бывшего Союза СССР.
25 декабря 1991 г. Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которая называлась Советский Союз.
За годы своего существования СНГ показало свою нежизнеспособность. Углубилась дезинтеграция производства, не выполнялись экономические и торговые соглашения. Перед СНГ встал ряд сложных проблем. Жизненный уровень населения в СНГ стал еще более низким, чем был в СССР. Положение усугубилось отсутствием единого подхода к решению вопросов о создании национальных армий, системы коллективной безопасности. Особенно мучительно переживались проблемы развала государства на уровне бытовых, семейно-родственных отношений, так как они охватили 75 млн. человек из 300-миллионного населения бывшего Союза. Мужчины и женщины, старики и дети в полную меру хлебнули горя, оказавшись кто беженцами, кто жертвами бомбовых ударов или иных форм насилия, кто людьми второго сорта, лишенными элементарных гражданских прав. То, что операция по «уничтожению империи» первоначально выглядела бескровной, обернулось горькой иллюзией. Уже через несколько месяцев вспыхнули меж- и внутригосударственные конфликты на почве национально-государственного самоопределения, которые привели к вооруженной борьбе в Молдавии и Приднестровье, в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, в Таджикистане, в Северной Осетии и Ингушетии, в Чечне.
Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для них характерны глубокий экономический упадок, крах нравственных основ жизни. Такое долго продолжаться не может. Предстоит сформировать гражданское общество и правовое государство, эффективную экономику с развитой системой социальных гарантий, включить экономику независимых стран в мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие исторические и традиционные ценности общества, как дом, семья, уважение к старшим, забота о слабых.
Центром СНГ определена столица Беларуси - город Минск. СНГ находится в настоящее время в поисках наиболее соответствующих для всех участников принципов нового содружества. Разработан и принят ряд документов, в том числе Устав СНГ. Действует межпарламентское объединение, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время все более отчетливо обозначились объединительные тенденции республик бывшего СССР. И это вполне закономерно. Страны Западной Европы и США стремятся ко все большей интеграции и сотрудничеству (экономическое сотрудничество в рамках ЕЭС). Мировой опыт свидетельствует, что путь к возрождению, прогрессу лежит через свободу экономической деятельности при разумной системе налогообложения и кредитно-финансовой политики, при решительном избавлении от национального и идеологического чванства, при возрождении лучших национальных и культурных традиций.
Только на путях интеграции на основе равноправия и взаимовыгодного сотрудничества государства СНГ могут выйти из нынешнего кризиса и превратиться в динамично развивающееся сообщество, с интересами которого будут считаться другие центры силы в мировой политике и экономике.
ГЛАВА 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991 - 2002 г.