Политические партии и профессиональные союзы в системе общественных объединений

Политической партиейявляется независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объедине­ние граждан, действующее в рамках Конституции и законов Рес­публики Беларусь, содействующее выявлению и выражению по­литической воли граждан и участвующее в выборах.

Политические партии действуют на основании принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законнос­ти, гласности и равноправия всех политических партий.

Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Конституцией Республики Беларусь и Зако­ном Республики Беларусь «О политических партиях».

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летне­го возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лише­ния свободы. Для создания и деятельности политической партии необхо­димо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства обла­стей Республики Беларусь и Минска.

Политические партии учреждаются на учредительных съез­дах, конференциях и иных учредительных организационных ме­роприятиях, которые принимают решение о создании полити­ческой партии, ее названии и образуют выборные органы. Пост­роение политических партий осуществляется по территориальному принципу. Они должны иметь свой устав и символику. Символика политических партий утверждается их руководя­щими органами в соответствии с уставами и подлежит государ­ственной регистрации органом, который осуществлял или осу­ществляет ее регистрацию.

Органом, осуществляющим регистрацию политических партий, является Министерство юстиции Республики Беларусь. Оно же ведет Государственный реестр политических партий. Для регистрации политической партии в месячный срок со дня принятия устава предоставляются следующие документы:

1. заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа партии;

2. устав и программа;

3. протокол учредительного съезда, конференции;

4. документы, подтверждающие количество учредителей партии;

5. документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора;

6. сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона) и др.

После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещает­ся вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в со­ответствии с законом и их уставами.

Законодательством Республики Беларусь закреплены права и условия деятельности политических партий, порядок и осо­бенности осуществления надзора и контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству и их ус­тавам, а также ответственность за нарушение законодательства. Надзор при этом возлагается на Генерального прокурора Рес­публики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, а контроль –на Министерство юстиции. Ликвидация политической партии, союза осуществляется либо по решению высшего органа поли­тической партии, союза, либо по решению Верховного Суда Рес­публики Беларусь по заявлению Министерства юстиции или про­куратуры Республики Беларусь.

Профессиональный союз –добровольная организация, объе­диняющая граждан, в том числе обучающихся в высших, сред­них и специальных профессионально-технических учебных за­ведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и куль­турных правах, Международным пактом о гражданских и по­литических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Порядок организации и деятельности профсоюзов регламен­тируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов ис­полнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. При этом профсоюзы находятся под защитой государства, которая осуще­ствляется органами государственной власти и управления, суда­ми и другими правоохранительными органами.

Для создания и деятельности республиканского профессио­нального союза необходимо не менее 500 учредителей от боль­шинства областей Республики Беларусь и Минска; территори­ального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и террито­риальных единиц соответствующей территории; профессиональ­ного союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) – не менее 10 % работающих (обучаю­щихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, орга­низации, но не менее 10 человек.

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Они располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного имущества. Они могут участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Наши рекомендации