Понятие и структура политической социализации
Реформирование политической сферы России предполагает включение граждан в национальный политический процесс. Такое включение, с одной стороны, обеспечивает необходимую для государственного управления социальную базу, а с другой стороны, выступает гарантией поддержания необходимого уровня общесистемной социальной стабильности. Важнейшим общесистемным механизмом включения граждан в политическую жизнь любой страны является политическая социализация индивидов и социальных групп. Именно она отвечает за то, насколько успешно живущие в социуме граждане, властные структуры, политические объединения и общественные организации, социальные и экономические группы вписываются в существующую политическую действительность. Адекватное политическое поведение большинства разнообразных и разноуровневых социальных, экономических, политических, идеологических субъектов, во-первых, обеспечивает эффективное функционирование политической сферы жизнедеятельности конкретного социума, а во-вторых, является необходимой предпосылкой, гарантирующей гражданам той или иной страны легитимные возможности для эффективной реализации своих демократических прав и свобод.
Все вышеназванные аспекты актулизируют проблему политической социализации в современной политической науке. Сегодня не существует единого представления о содержании понятия «политическая социализация». Наиболее часто под термином «политическая социализация»понимается процесс усвоения личностью принятых в обществе правил и норм осуществления политической активности, которые должны в дальнейшем составить основу ее адекватного политического поведения. В контексте данной темы предполагается обоснование определения этого термина и поэтапное его насыщение содержанием современной российской действительности.
Итак, политическая социализация – это процесс обучения индивидов и социальных групп принятым в обществе правилам и нормам «политической игры», их умение и желание руководствоваться этими правилами и нормами в своей повседневной жизни.
Естественно, что в социумах, базирующихся на приоритетной роли государства во всех сферах общественной жизни (к которым относится и Россия), политическая социализация приобретает приоритетное значение для успешной самореализации индивидов и социальных групп. Наиболее яркий пример такого приоритета - наше недавнее советское прошлое, при котором возможности человека подняться на ту или иную управленческую ступеньку во властных структурах, промышленности, образовании и т.п. напрямую зависели от его членства в комсомоле или КПСС.
Знание и умение использовать имеющиеся в обществе политические ресурсы позволяет социальным субъектам успешно решать самые разнообразные задачи и проблемы. Это очень важный и необходимый практический навык для любого гражданина или группы граждан в любом обществе, независимо от исторической эпохи, уровня материального развития или политического режима. Проблемы для социальной системы начинаются тогда, когда в отсутствие развитого гражданского общества, способного эффективно блокировать авторитарные тенденции государства, приоритетное значение политической социализации приобретает черты абсолюта(лат.безусловный).
Иными словами, это ситуация, когда экономические, социальные, образовательные, научные и прочие вопросы решаются не в своем собственном (экономическом, социальном, образовательном, научном и др.) проблемном поле, а подменяются политической составляющей. Происходит нарушение эффективности функционирования конкретных сфер жизнедеятельности социальной системы. Особенно ярко негативные последствия такой подмены проявляются в экономике, которая лишается возможности нормального функционирования по собственным - экономическим - законам: когда принцип экономической эффективности заменяется принципом политической целесообразности. В результате нарушается нормальное функционирование социальной системы в целом: она начинает отставать от темпов развития глобального социального пространства и теряет свои позиции в «мировой табели о рангах».
Большой неожиданностью для отечественных и зарубежных политиков, управленцев и ученых стало то, что разрушение тотального политического контроля за всеми сферами общественной жизни России вовсе не искоренило раз и навсегда негативные проявления избыточной политизации отечественного социума. Видоизменившись, они все еще продолжают играть большую роль в нашей сегодняшней жизни, т.к. сегодня именно близость участвующих в коммуникациях социальных субъектов к структурам власти нередко становится главным фактором, необоснованно обеспечивающим гражданам, организациям или социальным группам возможность получать крупные кредиты, диктовать выгодные для себя правила проведения аукционов и тендеров, создавать серьезные (например, налоговые или пиаровские) проблемы конкурентам, «пробить» грант для обучения в российских и зарубежных вузах или выиграть престижный конкурс.
Живучесть подобных негативных явлений вовсе не должна вызывать у россиян безнадежности и пессимизма, поскольку они являются не столько политическими «камнями преткновения», сколько политическими «точками роста» для дальнейшего демократического развития страны. Главная управленческая задача в данном случае - отыскать действенные социальные механизмы блокировки избыточного значения политической социализации индивидов и социальных групп по сравнению с другими типами социализации. Сегодня в России сложилась на редкость благоприятная ситуация для поиска конкретных, адаптированных к нашей непростой действительности методов и технологий демократического управления социальными, политическим, экономическими, идеологическим процессами и явлениями. Это связано с отсутствием жесткого диктата государства.
Отметим, что политическая практика является базовым элементом в превращении граждан нашей страны из бессловесных и беспомощных объектов политических манипуляций в полноценных членов национального гражданского общества, которые обучаются знать и самостоятельно на практике реализовывать свои права и свободы. Без этого (нередко очень болезненного) для россиян процесса создание демократии в России невозможно по определению.
Если рассматривать политическую социализацию как один из видов обучения, то ее структуру схематично можно представить в качестве динамичного взаимодействия трех базовых «учебных» элементов: того, чему обучают, тех, кто обучает, тех, кого обучают.
С первым элементом, т.е. с наличием необходимых для реформирования российского общества теорий и идей демократии, концептуальных схем, описывающих методы и технологии реализации на практике прав и свобод граждан, норм и идеалов гражданского общества, общечеловеческих ценностей особых проблем не оказалось. Одним из неоспоримых политических преимуществ падения социалистического строя стало уничтожение государственной сети идеологических фильтров и барьеров, не позволявшей гражданам России в массовом порядке и совершенно свободно приобщаться к тем или иным достижениям мировой и отечественной (дореволюционной, эмигрантской или т.н. «антисоветской») мысли.
В эпоху социализма вся идеологическая и научная литература по проблемам социального и политического управления вначале тщательно анализировалась специальными группами экспертов, после чего в научный и идеологический оборот поступали только «политически и идеологически безопасные» научные труды, журналы и методические материалы. Остальные - попадали в т.н. «спецхран», доступ в который был открыт только для узкого круга партийных, научных и идеологических работников. В их задачу входила критика антисоветских, буржуазных, ревизионистских теорий, идей и концепций.
Сегодня ситуация изменилась и любой гражданин страны может свободно читать (используя для этой цели в том числе возможности Интернета) огромное количество самой разнообразной западной и отечественной литературы по самым различным аспектам политической проблематики. О такой научной и идеологической свободе раньше можно было только мечтать. Тем самым Россия сделала большой шаг вперед по пути демократии, поскольку, во-первых, был заложен фундамент для назревших общесистемных преобразований сфер идеологии и политики, без чего продвижение страны в сторону демократии становилось проблематичным. Во-вторых, с уничтожением идеологической и политической монополии государства гражданам страны были возвращены их информационные права и свободы, ранее всецело находившиеся в руках государства. Тем самым был инициирован процесс демократической ресоциализации индивидов и социальных групп, т.е. было положено начало трансформации граждан нашей страны из пассивных объектов политических манипуляций в активных и самостоятельных субъектов российской политики.