Президентская республика как форма правления современного государства
В президентской республике избираемый населением президент является и главой государства и главой правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом. Выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их ответственности (так называемый импичмент). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления, а также Аргентина, Мексика, Финляндия и другие страны.
Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Можно выделить следующие признаки президентской республики:
ü и официальным, и фактическим главой государства является президент;
ü президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
ü президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
ü президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);
ü президент возглавляет правительство; правительство ответственно перед президентом; президент является верховным главнокомандующим; президент имеет право вето на законы, принятые парламентом,
ü президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;
ü президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);
ü президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.
Примеры президентской республики — США, Россия.
25. Парламентская республика как форма правления" современного государства. Смешанные и нетипичные формы правления.
В парламентской республике президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим только представительские, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Выборный парламент формирует и контролирует правительство и вправе выразить ему недоверие, что ведет к отставке правительства. Парламентская республика существует Австрии, Германии, Италии и ряде других государств.
Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.
Парламентская республика имеет следующие признаки
ü парламент является важнейшим из органов государственной власти;
ü правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;
ü правительство ответственно перед парламентом;
ü фактическим руководителем государства является глава правительства - премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
ü в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент - номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.
В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом и т.д.). К таким странам относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.
26. Формы государственного устройства: понятие и виды.
форма государственного устройства (отвечает на вопрос, где сосредоточена власть). Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует разграничение власти между центром и местами. По форме государственного устройства различают унитарные государства простые по составу, имеют единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения), федеративные государства (сложные образования, имеющие в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом;, империи (сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством; конфедерации (союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач), содружества (организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности;, сообщества (в основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор;
Унитарное государство Унитаризм— государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований, например Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Греция и др. Признаки унитарного государства: один центр властных полномочий; единственная система законодательства; единая судебная система; единая система сборов налогов; имеет исключительно административно-территориальное деление (Франция, Италия); каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Виды:в зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные (в бюрократическом государстве во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления; демократические формы допускают большую степень самостоятельности в выборных органах государственной власти в решении их региональных вопросов) и децентрализованные (центральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решение местных проблем, и местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии) Федеративное государство
Федерация — это разновидность формы государственного устройства, когда властные полномочия разделены между центром и другими частями государства (соединенное, союзное государство).
Признаки: территория Федерации состоит из территории ее субъектов; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между субъектами Федерации и самой Федерацией разграничивается союзной конституцией; субъекты Федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов Федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны); две системы суда (федеральный и верховный); двухканальная система налогов. Виды Федерации: 1)территориальная (например, США, Мексика, ФРГ и др.): 2)национальная (например, Индия): 3)жесткие и мягкие (имеют право выхода, например Канада, СССР);
4)с точки зрения правового статуса субъекта: асимметричные (у одних субъектов прав больше, а обязанностей меньше) и симметричные (равны в правах).
КонфедерацияКонфедерация — это союз суверенных государств, образовавшийсядля решения совместных политических, экономических или военных задач (например, Северная Америка — конец XVIII в., Германия — 2я половина XIX в., конфедерация Египта и Сирии — середина XX в).
При конфедерации государства, объединяющиеся посредством такой формы, не теряют своего государственного суверенитета. Признаки конфедерации:союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей; непрочное временное образование; отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий, входящих в ее состав государств); отсутствие единого гражданства; право свободного выхода субъектов из конфедерации; бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов; в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов; армия состоит из военных контингентов государственных членов конфедерации.
Исторические факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.