Революция 1905–1907 гг. Российская многопартийность
Истории революции 1905-1907 гг. посвящено огромное количество литературы. Однако следует согласиться с мнением историка С.В. Тютюкина, что объективной научной истории революции пока не написано. Официальная советская схема революции включала такие положения, как безальтернативный подход к историческому процессу (1905 год – генеральная репетиция Октября), признание монополии большевиков на подлинную революционность и верность идеалам социализма, предвзятое отношение к «верхам» и либералам, аксиоматичность положения о гегемонии пролетариата, завышенные оценки исторического опыта и всемирного значения революции. В годы «перестройки» подобные взгляды были отвергнуты, и произошла значительная либерализация оценок революции. Историки стали рассуждать о «цене» революции, о ее влиянии на судьбы простого человека, о нравственном облике революционеров, их ошибках и преступлениях, о менталитете и психологии масс. Радикально изменились оценки Николая II, П.А. Столыпина, черносотенцев, дворянства и предпринимательства. Восхваления революции сменились полным отрицанием ее прогрессивного значения, обвинениями революционеров в заговорщических действиях и т.п. Однако многие подобные характеристики революции остаются декларативными. Новая концепция революции, которая синтезировала бы сильные стороны цивилизационного и формационного подходов, еще не сложилась.
Революция в России в начале XX в. была обусловлена комплексом причин объективного и субъективного характера. Объективные предпосылки революции лежали в незавершенности социально-экономической и политической модернизации общества, в непоследовательности реформ 60–70-х гг. и их торможении в 1881–1904 гг. Нарастало противоречие между новейшими формами промышленного и финансового капитализма, потребностями модернизации и полуфеодальными структурами, многочисленными полукрепостническими пережитками. В числе последних: самодержавная власть, отсутствие конституции, парламента, демократических свобод; средневековый сословный строй; нерешенность аграрного вопроса; полуфеодальные формы эксплуатации пролетариата; неграмотность большинства населения; национальное неравенство и угнетение. Еще одним фактором роста напряженности была традиционная отчужденность низов и элитарных слоев общества, социокультурный раскол, проявлявшийся в огромной разнице положения (уровень доходов, объем прав, степень образования) и в разных типах культуры, мировоззрения.
Таким образом, назревавшие революционные события имели глубокие причины, коренившиеся в самом социально-экономическом и политическом строе страны. В условиях экономического кризиса и русско-японской войны ситуация еще более обострилась.
По задачам и движущим силам революция носила буржуазно-демократический характер. Такая оценка в целом справедлива. Вместе с тем в современной литературе отмечается, что революцию нельзя рассматривать исключительно через призму классовых интересов, так как она должна была не только разрешить накопившиеся противоречия, но и определить выбор цивилизационного пути развития.
Правящие круги осознавали нарастание кризиса, но в своем большинстве недооценивали его остроты. Фактически власть стояла перед выбором: пойти на реформы, прежде всего в политической и аграрной областях, или стать на путь консервации существующих порядков. В окружении императора существовали разногласия по вопросу перспектив развития страны. Их выражали самые влиятельные фигуры в правительстве: С.Ю. Витте, выступавший за постепенные реформы, и В.К. Плеве, стремившийся к укреплению существующей самодержавной системы. Выбор в решающей мере зависел от Николая II. Однако он не смог ни понять остроты социально-экономического и политического кризиса, ни осознать необходимости перемен, ни предложить какой-нибудь иной путь развития страны, кроме укрепления самодержавия. Не идя на реформы, Николай II своей близорукой политикой фактически делал революцию неизбежной.
Об углублении кризиса свидетельствовал небывалый размах студенческого, рабочего и крестьянского движения. Активизировались либералы, которые развернули осенью 1904 г. «банкетную кампанию». После начала русско-японской войны прошли волнения в армии и на флоте. Причем именно война окончательно подорвала престиж власти и создала благоприятный психологический фон для роста революционных событий.
Революция прошла три основных этапа. Первый (январь-сентябрь 1905 г.) – начало и подъем революции. Второй (октябрь – декабрь 1905 г.) - Всероссийская октябрьская политическая стачка и декабрьское вооруженное восстание в Москве и ряде других городов. Третий (начало 1906 г. – 3 июня 1907 г.) – постепенный спад и поражение революции.
Началом революции стали события 9 января 1905 г. – «кровавое воскресенье», в ходе которых около тысячи человек погибло и более 5 тыс. было ранено. Национальная трагедия потрясла Россию. В январе в стачках участвовало 44 тыс. человек, т.е. в 10 раз больше, чем в среднем за год предшествующего десятилетия. В январе-апреле 1905 г. в стачках участвовало 810 тыс. человек. Весной – летом движение нарастало. Возникли Советы рабочих депутатов, Всероссийский крестьянский союз. Активизировалась деятельность партий. В Лодзи вспыхнуло вооруженное восстание. В июне произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин–Таврический». В ноябре произошло восстание на крейсере «Очаков» под руководством П.П. Шмидта. Настоящим потрясением для правительства стало массовое участие в революции крестьян (25,8 тыс. выступлений и уничтожение 4 тыс. помещичьих усадеб). Осенью революция охватила всю страну. В октябре произошла Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. После подавления декабрьского восстания начался медленный откат революции. Если в 1905 г. число стачечников достигло 3 млн. человек, то в 1906 г. – 1 млн., а в 1907 г. – 740 тыс.
В условиях нарастания революции в правящих кругах усиливаются позиции сторонников некоторого обновления государственного строя. В августе 1905 г. объявляется о созыве Государственной думы с законосовещательными правами. Однако эта запоздалая и скромная уступка не остановила нарастание революции. Созыв «Булыгинской думы» был сорван. 17 октября Николай подписал Манифест, который даровал гражданские свободы, наделял Государственную думу законодательными правами, расширял круг избирателей. Это означало введение разделения властей и некоторое ограничение власти царя, контроль общества за властью через выборы и через своих депутатов. Но и эти обещания, как показали дальнейшие события, были реализованы далеко не в полной мере. Во многом это было связано с позицией Николая II, который, сделав уступку, был убежден в необходимости восстановления в дальнейшем привычного порядка вещей.
Каковы итоги революции? Революционные силы потерпели поражение. Проиграли и консерваторы, поскольку не смогли противостоять переменам. Однако для страны в целом революция дала позитивные результаты. Во-первых, важнейшим политическим событием стало создание Государственной думы. При всей ограниченности ее прав и сословном характере депутатского корпуса это был первый опыт российского парламентаризма. Во-вторых, был смягчен политический режим, возникла многопартийность. Хотя левые партии и кадеты не были легализованы, депутаты в Думе образовывали фракции по партиям. Партии имели легальные печатные органы. Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, кооперативы, культурно-просветительные общества. Граждане получили некоторые демократические права. Были легализованы экономические забастовки. Фактически был сделан шаг по пути превращения России в конституционную монархию.
В-третьих, власти пошли на уступки в социально-экономической сфере. Средняя продолжительность рабочего дня сократилась до 9-10 часов, выросла заработная плата (среднегодовая зарплата рабочего в 1905 г. – 205 руб., в 1907 г. – 241 руб.), введены элементы социального страхования. Отменены выкупные платежи, снижена арендная плата, началась аграрная реформа, что способствовало развитию буржуазных отношений в деревне.
В-четвертых, произошли перемены в общественном сознании. Миллионы людей приобрели политический опыт, сделали шаг по пути превращения из верноподданных в граждан. В-пятых, возникли Советы рабочих депутатов как народная форма революционной власти (всего за годы революции было создано 56 советов). В-шестых, революция оказало влияние на международное рабочее и национально-освободительное движение.
Годы революции стали временем оформления российской многопартийности. Политические партии в соответствии с их политической ориентацией и видением перспектив развития России можно подразделить на три основные направления: социалистические (революционные), либеральные, традиционно-монархические.
Левый фланг политического спектра был представлен многими организациями социалистической ориентации, из которых имели общероссийское значение партии социал-демократов и эсеров. РСДРП возникла в 1898 г. На втором съезде (1903) были приняты программа (максимум и минимум) и устав, а также произошло размежевание на большевиков (В.И. Ленин) и меньшевиков (Ю.О. Мартов). Меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских социалистических партий, выступали за соглашение с либералами, создание широкой демократической партии, считали социализм возможным в России лишь в отдаленной перспективе. По мнению меньшевиков, роль гегемона в буржуазной революции должна принадлежать буржуазии, союзником которой является пролетариат, а крестьянство является реакционной силой. Большевики отстаивали идею «партии нового типа» как централизованной организации с железной дисциплиной, гегемонию пролетариата в демократической революции, союз с крестьянством, сближали буржуазно-демократический и социалистический этапы революции. В годы революции численность меньшевиков превышала численность большевиков, однако в целом социал-демократический реформизм в России не получил широкого распространения. В социалистическом движении преобладали революционные тенденции.
В 1901-1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических организаций в партию эсеров (ПСР). Главным теоретиком и лидером партии был В.М. Чернов. По мнению эсеров, Россия должна перейти к социализму через социальную революцию и осуществление социализации земли (конфискация помещичьих земель, отмена частной собственности на землю, уравнительный передел земель среди тех, кто ее обрабатывает). Главная роль в борьбе за социализм отводилась трудовому крестьянству. Политические и социальные требования имели много общего с программой социал-демократов. В соответствии с традициями народничества ПСР официально признавала индивидуальный террор одной из форм революционной борьбы. За годы первой революции эсеры убили 162 человека и 80 ранили. После 1907 г. террор почти угас. В организационном отношении ПСР не сложилась как единая централизованная партия.
К революционному лагерю принадлежали различные анархистские организации, которые проповедовали неограниченную свободу личности, уничтожение частной собственности, эксплуатации и государства в любых формах. Главным теоретиком анархизма в то время был П. Кропоткин. По роли и влиянию анархисты значительно уступали РСДРП и ПСР.
Среди партий либеральной ориентации ведущими были конституционные демократы и октябристы. Кадеты организационно оформились в 1905 г. Лидером партии был П.Н. Милюков. Основные положения программы сводились к установлению конституционно-монархического строя с разделением власти, ответственным перед Думой правительства, всеобщему гражданскому и политическому равноправию, коренной реформе суда и местного самоуправления, культурно-национальной автономии. Целью кадетов, таким образом, являлось эволюционное развитие России по пути либерально-буржуазных парламентских реформ. Устав партии не предусматривал жесткой внутрипартийной дисциплины.
«Союз 17 октября», созданный в 1905 г. (лидер – А.И. Гучков), находился на правом фланге либерализма. Октябристы выступали за содействие правительству в проведении реформ, за конституционную монархию с сильными правами монарха и Государственной думой, «единую и неделимую» Россию, права граждан, поддержку торгово-промышленной деятельности. Фактически октябристы выступали за эволюционный путь развития, сочетавший экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Правое крыло октябристов смыкалось с тем направлением в правящих кругах, которое было представлено С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным. В организационном отношении октябристы были аморфным объединением.
Хотя численность кадетов и октябристов в годы революции была весьма внушительной, социальная база русского либерализма оставалась узкой, т.к. в России отсутствовал широкий слой мелких и средних собственников (средний класс), в менталитете народа глубоко укоренились антибуржуазные представления, нигилистическое отношение к праву.
Консервативно-охранительное направление было представлено черносотенными организациями, самая крупная из которых – «Союз русского народа», основанный в 1905 г. Лидерами Союза были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин. Черносотенство носило антизападническую направленность, отрицательно относилось к рыночно-капиталистической модернизации, идеализировало патриархальную сословную Русь, выступало в защиту самодержавия и помещичьего землевладения, отстаивало принципы «самодержавия, православия, народности», характеризовалось шовинизмом и антисемитизмом. В практической деятельности черносотенцы не чурались индивидуального террора и погромов, получения средств от полиции.
Российская многопартийность начала XX в. характеризовалась не только большим количеством партий (только общероссийских около 50), но и рядом специфических особенностей. Во-первых, специфика генезиса партий состояла в том, что их формирование шло не столько «снизу», путем выделения политически активных элементов классов или слоев, сколько «сверху», под влиянием интеллигенции. Во-вторых, ход образования партий носил «обратный» характер: от периферии к центру и слева направо (первыми в 80-90-е гг. возникли национальные и социалистические партии). В-третьих, многопартийность сложилась в условиях появления элементов демократизма, но при сохранении деспотического государства, что вело к широкому применению в политической борьбе насилия. В-четвертых, наиболее крупные партии не носили четко выраженного классового характера, отстаивали определенный тип развития России. При этом преобладали политические партии (черносотенцы, социал-демократы, неонародники, анархисты), выступавшие против западных ценностей. Западный выбор не имел массовой базы. В-пятых, среди демократов преобладали социалистические идеи; на переход к социализму ориентировались социал-демократы, эсеры, анархисты.