Экономическое развитии России и ведущих мировых держав в конце XIX – начале ХХ века

Основные направления Россия Англия Франция США Япония
Темпы экономического роста          
Объем ВВП (на душу населения)          
Соотношение аграрного и промышленного сектора (объем произведенной продукции, доля занятых в сельском хозяйстве и промышленности)          
Урбанизация (по отношению к общему числу населения)          
Степень развитости внутреннего рынка          
Концентрация финансовых ресурсов          
Тип развития сельского хозяйства (экстенсивный, интенсивный) Темпы демографического роста          
Источники сырьевых ресурсов для промышленности (колониальные или внутригосударственные)          
Степень грамотности населения          
Развитие инфраструктуры (темпы ж/д строительства, протяженность ж/д)          
Преобладающие типы монополистических объединений, роль ГМК (государственно-монополистический капитализм)          
Доля страны в мировом промышленном производстве          

Материал таблицы позволит студенту выделить основные проблемы и противоречия в экономическом развитии Российской империи к началу ХХ века.

Студент должен уяснить, что, благодаря самым высоким в мире темпам экономического и демографического роста в конце XIX – начале ХХ века, Российская империя играла значимую роль в мировом экономическом развитии. Но, несмотря на это, Россия отставала от ведущих мировых держав (США, Англия, Франция, Германия) по ряду показателей: узость внутреннего рынка, нерешенность аграрного вопроса, невысокая степень монополизации производства, высокая роль государства в экономике и как следствие ее низкая «манёвренность» и т.д.

Студенту необходимо понимать, что вследствие перечисленных сложностей Российская империя в экономическом плане отставала только от мировых лидеров (т.н. «второй эшелон»), но при этом развивалась в рамках общемировых экономических тенденций и являлась неотъемлемой частью мирового (глобального) хозяйства, играя значимую роль в его развитии.

Студент должен прийти к выводу, что включение России в систему мирового хозяйства и необходимость конкурировать с основными мировыми лидерами (прежде всего, западными странами) требовали модернизации российской экономики по западной модели. Однако при сохранении ведущей роли в решении экономических проблем за самодержавно-бюрократическим аппаратом и преобладании государственных инвестиций в развитии отечественной экономики, способы решения поставленных задач оставались традиционными (восточными).

Вопрос 2

Подготовка данного вопроса семинарского занятия связана с содержанием предыдущего вопроса занятия. Студенту необходимо вспомнить, в чем заключается сущность понятия «модернизация» и в каких сферах экономической жизни государства этот процесс может осуществляться.

При освоении данного вопроса студенту необходимо знать основные события биографии таких государственных деятелей как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин, уметь давать характеристику их взглядам на экономическую и политическую ситуацию в стране. Студенту необходимо выделить предпосылки и причины экономической модернизации в России на рубеже XIX – XX веков. Студент должен понимать, что в данный период продолжалось интенсивное вмешательство государства в экономику страны, направленное на поощрение развития промышленности и сельского хозяйства. В рамках этих основных направлений осуществлялись реформаторские мероприятия С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Студенту следует выяснить основные цели реформ названных государственных деятелей. Студенту необходимо знать содержание основных мер, предпринятых реформаторами, сложности при реализации, их результативность; уметь оценивать степень достижения комплексом указанных мероприятий поставленных целей.

Для анализа модернизационных процессов, происходивших в российской экономике, предлагается рассмотреть следующие преобразования в социально-экономической жизни Российской империи:

- меры, предпринятые С.Ю. Витте (начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали – 1891 г., введение винной монополии – 1895 г., финансовая реформа – 1897 г., снятие препятствий для иностранных инвестиций в русскую промышленность – 1899 г., учреждение «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» – 1902 г., отмена круговой поруки в крестьянской общине – 1903 г.);

- законодательное оформление дальнейших мер по модернизации российской экономики, предложенных уже П.А. Столыпиным, было закреплено в таких законодательных актах как указ «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» – 1906 г., «Положение о землеустройстве» – 1911 г. На основе этих документов реализовывались следующие меры: свободный выход крестьян из общины и получение надельной земли в собственность, переселенческая политика, активизация деятельности Крестьянского банка.

В результате рассмотрения данного вопроса семинарского занятия студент должен уметь оценивать влияние реформ на экономическую ситуацию в стране и степень их эффективности.

Студент должен прийти к выводу, что, несмотря на эффективность мер, предпринятых С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным в направлениях индустриальной и сельскохозяйственной модернизации, их реализация сталкивалась с рядом серьезных проблем:

- нехватка времени в условиях кризисного состояния Российской империи и надвигавшейся Первой мировой войны;

- недостаточное политическое обеспечение;

- инертность традиционного общества в восприятии реформ;

- неразвитость частной инициативы;

- высокая доля иностранного капитала в экономике (до 55%).

Занятие 2

Вопрос 1

При подготовке данного вопроса семинарского занятия студент должен оценить социально-политическую ситуацию, сложившуюся в Российской империи на рубеже XIX – XX столетий по следующим критериям: форма правления, социальное устройство, правовое положение различных категорий населения и национальных окраин Российской империи, наличие категорий населения, отражающих степень развитости капиталистических отношений в русском обществе конца XIX – начала ХХ в.

Студент должен найти аргументы в подтверждение тому, что в этот период самодержавная монархия не отвечала потребностям времени и являлась «анахронизмом». В связи с этим среди просвещенной части российского населения выдвигаются различные проекты реорганизации политической системы Российской империи, которые отражали их интересы (сословные, национальные, экономические и т.д.).

Студенту необходимо выяснить особенности формирования ведущих политических партий в России (кадеты, эсеры, октябристы, социал-демократы, монархические партии) изучаемого периода и уметь их характеризовать по следующим критериям:

- время и место создания;

- лидер и основные представители партий;

- основные программные требования (каков их политический идеал государственного устройства, каковы пути достижения политического идеала, каков вариант решения аграрного, рабочего, национального вопроса);

- деятельность представителей партий по реализации программных требований;

- интересы каких категорий населения были отражены в программных документах партии.

Студент должен прийти к выводу, что в начале ХХ века (особенно в период первой русской революции) политическая жизнь в Российской империи была представлена партиями практически всех направлений (традиционалистско-монархические, либерально-оппозиционные, социалистические). Но процесс формирования партий в Российской империи значительно отличался от аналогичного процесса в ведущих западноевропейских странах: в первую очередь в России на рубеже столетий формировались радикальные (социалистические) партии, а партии монархического и либерального толка сформировались только в период революции 1905 – 1907 гг.; партии формировались «сверху» (партии создает круг интеллигенции и пытается найти себе союзников среди других социальных групп).

Особенности формирования политических партий в России в конце XIX – начале ХХ века характеризовались непропорциональной поддержкой в обществе правых и левых партий (перевешивали леворадикальные организации) и слабым вниманием к партиям центра. Эта картина подтверждает низкий уровень политической грамотности населения России, что отразится на масштабах революционных потрясений в России в 1917 году.

Вопрос 2

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо выяснить, что такое революция, знать, каковы ее предпосылки, причины и повод; уметь выделять главные вопросы революции (аграрный, национальный, рабочий), ее основные этапы и характер.

Студенту необходимо знать события, послужившие поводом к началу революции («кровавое воскресение»); уметь оценивать степень ответственности Николая II за расстрел демонстрантов. Студент должен владеть навыком анализа исторического источника – «Петиция жителей и рабочих Петербурга к Николаю II» и уметь отвечать на следующие вопросы:

- к кому обращались жители и рабочие Петербурга с просьбой о помощи в разрешении их насущных проблем;

- кого обвиняли жители и рабочие Петербурга в социально-экономических проблемах, существовавших в России в начале ХХ века;

- каковы основные вопросы, разрешения которых требовали жители и рабочие Петербурга в «Петиции…»;

- каков характер требований жителей и рабочих Петербурга;

- могли ли жители и рабочие Петербурга сами сформулировать требования об изменении политического устройства Российского государства.

Студенту необходимо уметь давать характеристику основных этапов революции и выделять в них ключевые проблемы; знать, какие социальные слои (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, армия) участвовали в революционных событиях на каждом из этапов и какие вопросы революции выдвигались на первый план в отдельные периоды (аграрный, рабочий, о реорганизации политической системы и введении демократических свобод).

Студент должен знать – какова была реакция правительства на революционные события, и каковы попытки разрешения сложившейся ситуации предпринимались (проект создания «булыгинской думы», Манифест 17 октября 1905 г., создание «Основных государственных законов Российской империи» 1906 г.). Студент должен владеть навыком анализа исторического документа – Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и отвечать на следующие вопросы:

- какие из требований, выдвинутых жителями и рабочими Петербурга, были удовлетворены и насколько полно;

- какими полномочиями наделял Николай II Государственную Думу;

- изменял ли Манифест от 17 октября 1905 г. форму правления в стране;

- в чем положительное значение Манифеста, какие возможности для развития русской государственности он открывал.

Студент должен знать обстоятельства созыва и периоды деятельности первых четырех Государственных Дум в России, уметь характеризовать их партийный состав, предложенные пути решения ключевых вопросов революции, изменение позиции Государственных Дум по ключевым вопросам в зависимости от их состава.

Студенту необходимо уметь давать оценку событию, которое считается временем окончания революции – издание Высочайшего манифеста от 3 июня 1907 г. и уметь анализировать содержание данного документа, руководствуясь следующими вопросами:

- как Николай II обосновывал необходимость роспуска второй Государственной думы;

- в чем Николай II видел причины неэффективности работы первых двух Государственных Дум;

- какие категории населения Российской империи Николай II лишил возможности участвовать в работе Государственной Думы, либо ограничил их представительство;

- каковы идеальные представления Николая II о Государственной Думе;

- почему издание Манифеста от 3 июня 1907 г. часто оценивается историками как государственный переворот.

Изучив материал по вопросу, студент должен уметь выделять итоги, причины поражения и значение первой русской революции в России.

Студент должен прийти к следующим выводам:

- революция 1905 – 1907 гг. не разрешила до конца ни один из поставленных ею вопросов;

- ее спецификой, в отличие от европейских буржуазных революций середины XIX века, было активное участие в ней рабочих, крестьянства, заметная роль в революционных событиях принадлежала социалистическим партиям.

- реформы, начатые в ходе революции (создание Государственной Думы, введение демократических прав и свобод, отмена выкупных платежей, столыпинские преобразования и т.д.), означали продолжение процесса модернизации страны по западной модели.

Занятие 3

Вопрос 1

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо представлять, что Первая мировая война – это первый в истории человечества военный конфликт глобального масштаба. Студенту следует знать состав военно-политических блоков, вступивших в войну, уметь характеризовать их геополитические цели.

Студент должен знать предпосылки, причины и повод к началу Первой мировой войны, степень готовности сторон к военным действиям. Нужно подчеркнуть, что у Российской империи не было непреодолимых противоречий ни с одной из ведущих европейских держав, было недостаточно ресурсов для ведения затяжной войны, что прекрасно осознавало политическое руководство страны (Николай II до последнего пытался избежать военного столкновения).

Студенту необходимо знать основные этапы Первой мировой войны и уметь характеризовать наиболее значимые военные события. Студенту следует знать, что усилиями русских войск в 1914 году был сорван план австро-германского командования, рассчитанный на ведение молниеносной войны. С 1915 г. именно Восточный фронт стал главным в Первой мировой войне и более половины всех ресурсов держав Тройственного союза были брошены против русской армии. Несмотря на неготовность России к войне, до весны 1915 года она вела военные действия за пределами своей территории. Кроме того, Россия успешно справлялась с союзническими обязательствами и в 1916 году нанесла сильнейший удар австро-германскому блоку (Брусиловский прорыв), однако, несмотря на это, к 1917 году Россия не могла более предпринимать активных военных действий, так как основное внимание русского общества было сконцентрировано уже на решении внутриполитических проблем (Февральская революция 1917 г.). В течение 1917 года позиции России по отношению к войне и дальнейшему участию в ней менялись (нота Милюкова 18 апреля 1917 г., Декрет о мире 26 октября 1917 г.). С приходом к власти большевиков, их представления об участии России в Первой мировой войне стали определяющими, начались сепаратные переговоры с Германией и был заключен секретный Брест-Литовский мирный договор (3 марта 1918 г.). Студент должен знать условия Брест-Литовского мирного договора.

Студент должен знать, что после окончания Первой мировой войны странами-победительницами был заключен ряд мирных договоров с побежденными в ходе войны странами. Студент должен иметь представление об основных территориальных изменениях, произошедших в Европе и в целом на политической карте мира.

Также студент должен понимать, что такое Версальская международная система, знать ее основные положения и основные документы, в которых были сформулированы принципы послевоенного миропорядка (Версальский договор 1919 г., Сен-Жерменский 1919 г., Нейский 1919 г., Трианонснкий 1920 г., Севрский 1920 г.), знать основные санкции, которые были применены к Германии и ее союзникам. Особое внимание следует уделить характеристике изменения геополитического статуса России после Первой мировой войны, каково было ее место (как одного из главных участников военных действий) в новой системе международных отношений.

Освоив материал к семинарскому занятию, студент должен уяснить, что Версальская система международных отношений была несбалансированной и противоречивой (не учитывались или ущемлялись интересы целого ряда государств), о чем свидетельствовали следующие проблемы:

1) новая система международных отношений строилась без участия двух важных игроков на международной арене – США и Советской России;

2) территории ряда новых европейских государств были сформированы, не считаясь с национальными принципами, поэтому

3) новые территориальные образования были неустойчивы ни этнически, ни политически, ни культурно, что обостряло националистические настроения внутри них;

4) санкции, наложенные на Германию, были слишком тяжелы для нее, что, в итоге, привело к росту реваншизма.

В итоге, Россия, игравшая одну из ключевых ролей в разгроме агрессивного австро-германского блока, в связи с революционными событиями 1917 года оказалась исключенной из лагеря держав-победительниц. Это привело к периоду изоляции России на мировой арене до начала 20-х гг. ХХ века, что, в свою очередь, повлияло на выбор дальнейшего особого (не западного и не восточного) пути развития Советского государства в рамках большевистской идеологии.

Вопрос 2

Для освоения данного вопроса студенту необходимо вспомнить, каковы были итоги революции 1905 – 1907 гг., и какие проблемы в жизни русского общества она не смогла разрешить. Студенту необходимо выяснить – какие сложности в развитии русской государственности уже существовали до начала Первой мировой войны. Студент должен понимать, что участие России в Первой мировой войне значительно дестабилизировало ситуацию в стране и те проблемы, которые уже существовали до начала военных действий, теперь обострились до крайней степени, к ним добавились также и сложности, вызванные непосредственно войной. Сложившуюся ситуацию историки характеризуют как общенациональный кризис.

Студент должен уметь анализировать основные проявления общенационального кризиса в России в годы Первой мировой войны в экономической жизни (финансы, промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура, потеря экономически значимых западных районов страны), в социальной (военные потери, нехватка рабочих рук в городе и деревне, снижение уровня жизни населения), в политической («министерская чехарда», рост оппозиционных настроений, создание Прогрессивного блока, коррупция, «распутинщина», бездействие правительства и императора), в нравственной (недоверие населения страны к правительству и императору, «усталость» от войны, «привыкание» к насилию и популярность атеистических взглядов).

Студенту необходимо понимать, что нерешенность и обострение проблем во всех сферах жизни русского общества под влиянием Первой мировой войны стали причинами стихийной Февральской революции.

Студент должен уметь характеризовать ключевые события февраля 1917 года и особенное внимание уделить формированию и основным функциям появившихся органов власти:

- Временный комитет Государственной Думы;

- Петроградский Совет рабочих (и солдатских) депутатов;

- Временное правительство.

Студент должен разобраться в обстоятельствах падения самодержавия в Российском государстве, что привело к глубокому вакууму власти, длительному периоду нестабильности и к началу постепенного распада Российской империи.

В итоге бездействие правительства в условиях общенационального кризиса привело к глобальным цивилизационным изменениям в рамках российской государственности: революционным событиям февраля 1917 года и падению самодержавия. В этих условиях у России появились альтернативы дальнейшего развития по нескольким направлениям: буржуазно-демократическая республика (западный вариант), приход к власти коалиции социалистических партий и дальнейшее развитие страны по социалистическому пути («особый путь»), дальнейший развал страны и ее зависимость от иностранных государств.

Вопрос 3

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо знать, что в ходе Февральской революции возникли новые органы власти, перед которыми встали следующие задачи:

- создать новую государственность;

- определить отношение к Первой мировой войне;

- разрешить аграрный вопрос и обострившиеся национальные противоречия;

- стабилизировать социально-экономическое положение.

Дальнейшее развитие Российского государства определялось тем – каким способом и насколько эффективно удалось бы решить перечисленные проблемы.

Стоит заметить, что после февральских событий с политической арены исчезли правые (традиционалистско-монархические) и правоцентристские партии (октябристы, прогрессисты). В связи с этим вся система политических партий резко сдвинулась влево (самой консервативной из крупных политических сил оказалась партия кадетов). Студенту необходимо проанализировать программы выхода из кризиса, предлагавшиеся политическими партиями: кадетами, меньшевиками, эсерами, большевиками.

Студент должен понимать, что с конца февраля 1917 г. в стране стали формироваться два взаимоисключающих типа государственности: на основе Временного правительства (буржуазная республика) и Петросовета (республика Советов). Студент должен знать, что такое двоевластие, чьи интересы выражали органы двоевластия, какие слои составляли их социальную опору и их основные мероприятия по достижению доминирования в обществе.

Студент должен знать причины, сущность и последствия трех правительственных кризисов (апрельский, июньский, июльский). Студент должен уметь оценивать значение и последствия завершения двоевластия; уметь давать характеристику корниловскому мятежу, а также знать, какую позицию по отношению к этому событию заняли большевики и как их действия повлияли на их восприятие обществом.

Студенту необходимо уметь характеризовать тактику Временного правительства и большевиков по расширению своей социальной опоры: Временное правительство пошло по пути создания Директории, а большевики – по пути достижения ведущей роли в Советах. Студенту следует выяснить обстоятельства захвата большевиками власти (Октябрьская революция 1917 г.) и проанализировать их первые политические мероприятия (Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о власти и создание большевистского правительства – Совет Народных Комиссаров).

Студент должен выявить причины прихода к власти большевиков и уметь приводить примеры, подтверждающие следующие положения:

- незавершенность модернизации России, острый социально-политический и идеологический кризис, нараставший после Февральской революции;

- слабость либеральных политических сил;

- отсутствие широкого слоя частных собственников в деревне, пережитки общинно-уравнительного сознания и глубокое недоверие народных масс к высшим, образованным слоям общества, что способствовало быстрому распространению социалистических идей;

- продолжавшаяся мировая война;

- острейший кризис власти, вызванный падением самодержавия и двоевластием;

- применение большевиками гибкой тактики, принципов демагогии, умелое использование заряда социальной ненависти в своих интересах.

Студент должен прийти к выводу, что октябрьские события, инициированные носителями западной (марксистской) идеологии, закрепили выбор российским обществом «особого» (не западного и не восточного) пути развития государственности.

Тема 7. СССР и мир в довоенный период.(4 часа)

Вопрос 1

Эволюция экономической системы Советского государства в межвоенный период: военный коммунизм, НЭП, индустриализация, коллективизация.

Сообщение:

А) Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия»

Б) Новый курс Рузвельта

Вопрос 2

Укрепление большевистского режима. Утверждение однопартийной политической системы (конец 1917 г. – 1930-е гг.)

Сообщение:

Приход фашизма к власти в Германии

Вопрос 3

Советское государство и международные отношения (1917 – 1939 гг.).

Вопрос 1

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо знать, что классики марксизма в своих трудах не указали конкретных экономических методов (путей) построения социалистического общества, поэтому большевикам приходилось выбирать средства для достижения этой цели самостоятельно, без опоры на готовые (европейские или восточные) образцы.

Такой попыткой являлась политика военного коммунизма (1919 – 1920 гг.). Студенту необходимо уметь характеризовать внутриполитическую и экономическую ситуацию, сложившуюся в стране накануне введения политики военного коммунизма; знать цели политики военного коммунизма в экономике и уметь выделять ее основные характерные признаки. Студенту необходимо оценить последствия мероприятий военного коммунизма в хозяйственной сфере страны и понять, что выбранный путь построения социалистической экономики (осложненный Гражданской войной) не привел к достижению поставленной цели.

Политика военного коммунизма привела к экономической разрухе, голоду и социальным волнениям (Кронштадтский мятеж 1921 г., выступление крестьян в Тамбовской губернии под предводительством А.С. Антонова 1920-1921 гг.), поэтому большевики приняли решение об изменении экономического курса в результате чего был выбран курс на временную либерализацию экономики о осуществлен переход к нэпу (1921 – 1928 гг.).

Студенту необходимо знать – какие задачи ставили большевистские руководители перед новой экономической политикой, в чем заключалась ее сущность и каковы ее основные компоненты. Студент должен выяснить каков был эффект мероприятий, предпринимавшихся большевиками в рамках нэпа (проиллюстрировать примерами) и каковы были итоги новой экономической политики. Студент должен знать причины «свёртывания» нэпа, уметь выделять противоречия между ним и формирующейся политической системой. Студент должен разобраться, почему партийное руководство считало, что нэп к концу 20-х годов, как экономическая политика, себя исчерпал.

Накопленные в годы нэпа ресурсы позволили партийному руководству задуматься о возможностях преодоления технической и технологической отсталости советского государства от ведущих западных стран, делавшей в перспективе Советский Союз уязвимым на внешнеполитической арене. В связи с этим был взят курс на модернизацию советской промышленности (в первую очередь тяжелой). Студенту следует разобраться в предпосылках модернизации и выяснить какую роль советское руководство отводило тяжелой промышленности и сельскохозяйственному сектору в экономической модели конца 20-х – 30-х гг.

Студент должен знать, что такое сталинская индустриализация, каковы ее предпосылки, за счет каких экономических ресурсов происходило ее осуществление, каковы методы осуществления, темпы проведения индустриализации и чем они были обусловлены (обратить внимание на внутри- и внешнеполитические факторы).

Также студенту необходимо понимать, что ставка на индустриальный рывок была тесно связана с коллективизацией. Студенту необходимо знать, что такое коллективизация, каковы ее цели, средства осуществления, итоги и социально-экономические последствия для русской деревни.

В итоге освоения материала семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что осуществление советской индустриализации и коллективизации позволило советскому государству не только избежать экономического кризиса, поразившего ведущие западные экономики мира (конец 20-х – начало 30-х гг.), но успешно нарастить свой экономический потенциал и преодолеть технико-технологическое отставание от держав Запада.

Вопрос 2

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо понимать, что в результате слома старой государственной системы перед большевиками стояла задача формирования новых органов государственного управления и политического режима. Среди основных направлений усилий большевиков по реализации данной задачи студенту следует остановиться на следующих:

- укрепление своей власти;

- борьба с оппозицией;

- поиск сторонников.

Студенту предлагается из ряда действий и мероприятий, предпринятых большевиками, выбрать те, которые соответствовали одному (или нескольким) из направлений, давать их характеристику, уметь объяснять, как и почему конкретное мероприятие (действие) реализует выбранное направление.

Для выполнения задания предлагаются следующие мероприятия: Заключение Брестского мира (1918 г.); введение массового террора (1918 г.), Декрет о земле (1917 г.), разгон Учредительного собрания (1918 г.), отмена сословий и чинов (1917 г.), Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (1917 г.), Декрет о печати (1917 г.), запрет партии кадетов (1917 г.), создание ВЧК (1917 г.), рабочий контроль на производстве (1917 г.), Декрет о мире (1917 г.), Декрет о власти (1917 г.), 8-часовой рабочий день (1917 г.), страхование (1917 г.), создание РККА (1917 г.), национализация промышленности, флота и банков (1917 г.).

Студент должен понимать, что непродуманность политических преобразований большевиков, а также использование жестких средств при формировании нового типа государственности привели к тому, что значительная часть русского общества была категорически не согласна со строившейся политической системой. Это в итоге привело к расколу русского общества – размежеванию различных социальных групп и сил – и спровоцировало Гражданскую войну. Студент должен знать основные причины, позиции «красных» и «белых», этапы, ход, итоги гражданской войны, а также уметь выделять причины победы в ней большевиков.

Студент должен знать, какие мероприятия большевиков привели к формированию однопартийной диктатуры в Советской России. Студент должен понимать, что у «передовой» части общества в 20-е годы ХХ века возникла иллюзия о возможности построения в России социалистической государственности, гораздо более прогрессивной, нежели в индустриально развитых европейских капиталистических странах (концепция построения социализма в отдельно взятой стране).

Студент должен понимать, почему, несмотря на частичную либерализацию экономики, в период нэпа в советском обществе не произошло реальной либерализации политической системы, а, напротив, были подавлены все попытки организации потенциальной оппозиции большевистской власти.

Студент должен знать обстоятельства создания СССР, принципы вхождения в союз отдельных республик, рассматривавшиеся среди руководства партии (проект Сталина, проект Ленина), противоречия между реальным статусом отдельных республик в составе СССР и Конституцией СССР (1924 г.).

Студент должен понимать, что после уничтожения всех возможных проявлений оппозиции и утверждения большевистской диктатуры, борьба за власть развернулась уже внутри партии большевиков (особенно после смерти В.И. Ленина в 1924 г.). Студент должен уметь давать характеристику лидерам большевистского руководства (Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, А.Г. Шляпников, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков) и знать, почему именно И.В. Сталин сумел одержать победу во внутрипартийной борьбе.

Студент должен знать основные средства укрепления власти И.В. Сталина, причины начавшейся внутрипартийной чистки (вторая половина 30-х годов) и массовых репрессий, последствия указанных мероприятий для государства в целом и лично для генерального секретаря. Студент должен понимать, что такое тоталитаризм, тоталитарное государство и уметь характеризовать эти феномены.

В результате освоения материала к данному семинарскому занятию, студент должен прийти к выводу, что политическая система советского государства характеризовалась отсутствием разделения властей (все вопросы решались в ЦК ВКП (б) – КПСС, только потом поступая в Верховный Совет или Совет министров); отсутствием демократии (по Конституции 1936 г. власть принадлежит народу – съезды Советов, верховный Совет – в реальности их члены проходили одобрение в партийных органах еще на своих рабочих местах и в первичных организациях); государство играло доминирующую роль в обществе (граждане не имели возможности влиять на власть à злоупотребления властью), государство было собственником всех материальных ресурсов; огромная роль отводилась армии, органам госбезопасности, репрессивному аппарату; безграничная власть принадлежала одному человеку; сильны традиции коллективизма.

Таким образом, можно заключить, что политическая система СССР имела восточные черты: в Советском государстве происходило становление т.н. «нового», некапиталистического пути развития, хотя по сути это было возрождение традиционного (восточного) типа общества, но на основе «западной» концепции (марксизм).

Вопрос 3

При подготовке к данному вопросу студент должен вспомнить, что революционные события 1917 г., последовавший за ними распад Российской империи и появление Советского государства, привели к потере Россией традиционных сфер геополитического влияния в мире. В связи с этим студенту необходимо выяснить, какие внешнеполитические задачи стояли перед большевистским руководством после прихода к власти в октябре 1917 г. Для этого стоит уточнить основные позиции большевиков по вопросу участия России в Первой мировой войне.

Студент должен вспомнить обстоятельства выхода России из Первой мировой войны, основные условия Брест-Литовского мирного договора (3 марта 1918 г.) и последствия заключения сепаратного мирного договора (в т.ч. – интервенция в Россию в период Гражданской войны). Также студенту рекомендуется вспомнить основные принципы Версальской системы международных отношений и знать, какие из государств и по каким причинам значительно упрочили свое геополитическое положение в рамках Версальского миропорядка, позиции каких стран остались уязвимыми (или подорванными), что подогревало среди их граждан реваншистские настроения.

Студент должен уметь оценивать положение Советской России на мировой арене к началу 20-х гг. XX в. и объяснять, каким государствам и почему было выгодно налаживание дружественных отношений с Советским государством.

Студент должен уметь характеризовать основные (довольно противоречивые) принципы внешней политики, провозглашенные большевиками: 1) пролетарский интернационализм; 2) мирное сосуществование государств с различным социально-политическим строем.

Студент должен знать о содержании первых договоров Советского государства с европейскими (прибалтийскими) странами, знаменующими прорыв дипломатической блокады.

Студент должен знать причины созыва Генуэзской конференции (апрель – май 1922 г.), основные вопросы, рассматривавшиеся на ней, главные противоречия между интересами Советской России и ведущими европейскими странами. Студент должен понимать, что в условиях недостижимости своих геополитических целей в рамках конференции Германия и СССР испытывали объективную потребность в сближении, что подтвердил договор в Рапалло (1922 г.). Студент должен знать условия и значение Рапалльского договора для международного положения Советской России.

Студент должен знать, что такое полоса дипломатического признания СССР, знать содержание основных договоров, заключенных в этот период Советским Союзом и ведущими мировыми державами. Студент должен знать об активизации политики СССР в азиатских странах (Китай, Турция, Афганистан, Ирак, Йемен). Студент должен понимать, что одним из важнейших последствий полосы дипломатического признания являлось то, что Советский Союз стал одним из равноправных участников международных отношений. Об этом свидетельствовало вступление СССР в Лигу Наций (1934 г.), в которой Советская Россия играла одну из ведущих ролей. Студент должен уметь характеризовать назначение Лиги Наций, основные принципы ее организации, основные направления деятельности этого международного органа, степень эффективности деятельности Лиги Наций на международной арене.

В связи с разразившимся мировым экономическим кризисом (1929 – 1933 гг.) внешнеполитическая деятельность СССР была направлена на обеспечение условий (недопущение втягивания СССР в международные конфликты, экономическое сотрудничество) для построения социализма в СССР. В этот период все ведущие мировые державы искали свои пути выхода из экономического кризиса через реформы, внимание к социальной сфере («новый курс» Рузвельта, концепция демократического социализма в Швеции и т.д.). Из-за массового обнищания европейского населения происходило разочарование в демократических ценностях (бессильных перед лицом кризиса), что способствовало радикализации общества и росту влияния фашистских идей. Студент должен знать, что такое фашизм, в чем его основные особенности и опасность, когда фашисты пришли к власти в Италии и Германии. Студент должен понимать, что страны, выбравшие фашизм, видели путь выхода из кризиса за счет использования ресурсов других государств и народов.

Студент должен знать основные проявления агрессивной политики Германии, Италии, Японии (захват Японией Северо-Восточного Китая и начало завоевания Центрального Китая – 1931, 1937 г., наращивание Германией военного потенциала в нарушение Версальских соглашений 1935-1936 г., агрессия Италии в Эфиопии 1935 г., вмешательство Германии и Италии в гражданскую войну в Испании 1936-1939 гг.). Студент должен уметь приводить примеры по ведущим направлениям дипломатических усилий СССР в период 30-х гг. XX в.: урегулирование отношений с ближайшими соседями; укрепление связей СССР с ведущими европейскими державами; продолжение установления дипломатических отношений в мире; деятельность советских дипломатов в Лиге Наций по решению этих вопросов.

Студент должен знать основные этапы формирования блока фашистских государств (Германии, Италии, Японии) и уметь их пояснять: ось Берлин-Рим (октябрь 1936 г.), Антикоминтерновский пакт (ноябрь 1936 г.), присоединение Италии к Антикоминтерновскому пакту (осень 1937 г.), «Стальной пакт» (апрель 1939 г.). Какова была реакция на перечисленные договоры ведущих европейских стран и СССР? Студент должен знать, что такое политика умиротворения, кто ее основные участники, в чем ее основные проявления (апогей – Мюнхенское соглашение 1938 г.) и значение в развязывании Второй мировой войны.

Студент должен понимать, что СССР был одним из активных сторонников идеи коллективной безопасности. Студент должен знать основные проекты, инициированные СССР в этом направлении и причины их нереализованности (Восточный пакт, двустороннее военное соглашение с Францией, борьба советской стороны за недопущение интервенции фашистских стран в Испанию и помощи мятежному генералу Ф. Франко, договор о взаимопомощи между СССР, Англией и Францией).

Студент должен понимать, что перспектива заключения трехстороннего соглашения между СССР, Англией и Францией после переговоров весны-лета 1939 г. побудила германскую сторону (в условиях подготовки нападения на Польшу) инициировать сближение с Советским Союзом. Переговоры с Англией и Францией были прерваны и 23 августа 1939 г. был заключен советско-германский пакт о ненападении с секретным протоколом о разделе сфер влияния с Германией. Демократические державы не смогли предложить более выгодных условий сотрудничества ни Германии, ни СССР. Оценивая значение договора, стоит учитывать тот факт, что советская сторона смогла избежать прецедента дипломатической изоляции периода Мюнхенского соглашения 1938 г., у Советского Союза в условиях осложнения отношений с Японией (конфликты у оз. Хасан июль-август 1938 г. и р. Халхин-Гол август 1939 г.) появилось отсрочка для наращивания своего военного потенциала. Однако недооценка военных возможностей фашистской Германии привела к тяжелым потерям СССР на начальном этапе Великой Отечественной Войны.

Тема 8(4 часа)

Наши рекомендации