Введение. Социология молодежи — это самостоятельная отрасль социологического знания, исследующая молодежь как социальную общность
Социология молодежи — это самостоятельная отрасль социологического знания, исследующая молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, образа жизни, ценностных ориентации и жизненных планов, социальных ролей и статусов молодых людей и молодежных групп.
В Российской Федерации социология молодежи — относительно молодая наука, выделившаяся из общего русла социологии в первой половине шестидесятых годов XX в. Большой вклад в развитие отечественной социологии молодежи как науки внесли такие отечественные ученые, как И. С. Кон, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, М. X. Титма, Ю. Г. Волков, Е. Г. Слуцкий, Г. И. Хмара и другие.
Современная социология молодежи в России опирается на разработки не только отечественных, но и зарубежных исследователей, среди которых можно отметить таких, как Леопольд Резенмайер (Австрия), Иван Валев, Петр Митяев, Минго Семов (Болгария), Вальтер Фридрих, Курт и Ута Штарке, Инго Рихтер (Германия), Золтан Бекели (Венгрия), Джеймс Риордан, Вильяме Кристофер (Великобритания), Энтони Гидденс, Нейл Смелзер (США), Владислав Адамски, Рычард Дыонизен (Польша), Йезла Сихадри (Индия), Гитиан Кармен (Мексика) и другие.
Социология молодежи — междисциплинарная отрасль знания. В ней используются достижения многих социально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демографии, правоведения, политологии, философии, социологии, истории и других.
Поскольку социология молодежи изучает один из слоев (страт) общества, то она с необходимостью сталкивается с проблемами преемственности поколений (детства, взрослых, пожилых и в целом жизненного цикла поколений). Однако молодость как предмет исследования не может быть сведена лишь к возрастным границам жизненного цикла, а включает в себя и социальные аспекты взросления, которые описываются теорией социализации, ибо социология молодежи тесно смыкается
с социологией семьи, образования, культуры, обучения и воспитания, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Поэтому социология молодежи тесно связана с отраслевыми социологиями города, села, искусства, культуры, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, образования, организаций, армии, политики, права, религии, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.
В последнее время, в связи с кардинальными изменениями в общественно-экономической жизни страны, негативными последствиями рыночных реформ в России, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп населения. Поэтому социология молодежи, в своей практической стороне, тесно примыкает, а порой и смыкается с такой отраслью знания, как социальная работа с молодежью.
Отмеченное использование междисциплинарных научных знаний для исследования социологических проблем молодежи отразилось и на широком спектре исследовательских подходов. Среди них необходимо отметить следующие.
Психоаналитический подход, который базируется на идеях 3. Фрейда и его учеников. В его основе лежит изучение взаимоотношения поколений, моделей тендерного поведения, а также «бессознательных комплексов» как причин агрессивных выступлений молодежи против существующего социального порядка. Эти идеи поддерживают и некоторые отечественные исследователи (Л. Архангельский, И. Кон, В. Ольманский и др.), преодолев известный биологизм фрейдизма, исследовавшие данные процессы с учетом разнообразных социальных факторов.
Структурно-функциональный подход сыграл важную роль в исследовании межпоколенных связей, процессов так называемой «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт и др.). Последователи такого подхода социологического изучения молодежи рассматривают молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующем определенные аспекты поведения личности молодого человека.
Отечественные социологи, придерживающиеся данного подхода (В. Боровик, В. Васильев, В. А. Староверов и др.), применяли основные принципы данного подхода с учетом советской специфики социального положения молодежи в советском обществе и акцентировали свое внимание на изучении трудовой и общественной активности молодежи, про-
блем несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения и т. п.
Однако структурно-функциональный подход, основывающийся на равновесно-интеграционной модели общества, мало применим при изучении конфликтных ситуаций, динамики изменений молодежной среды и прогнозировании тенденций ее развития.
Культурологический подход в основу изучения социальных явлений в молодежной среде закладывает феноменологию человеческой культуры. Классиками данного подхода являются немецкий социолог Карл Мангейм и американский антрополог Маргарет Мид. Так, К. Мангейм, исследуя феномен социального наследования, установил, что насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людей с культурой человечества. Этот непрерывающийся контакт молодежи с достижениями цивилизации имеет непреходящее значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного наследия и движения в новом направлении.
И действительно, по мнению авторов, молодой человек становится личностью в процессе социализации, не только приобщаясь к совокупности всех общественных отношений, но, что очень важно, это усвоение обязательно осуществляется в процессе их персонификации. Поэтому новое поколение в своей жизни может опираться на ценности предшествующего поколения, но в последующем оно передает ценности не родителей, а свои, персонифицированные от себя,ценности предшествующих поколений.
Маргарет Мид в своих работах (например, «Культура и мир детства») особо подчеркнула роль социальных источников в развитии молодежной популяции. Она показала зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, а также взаимовлияния культур поколений друг на друга.
Идеи и методологию данного подхода применяли в социологии молодежи отечественные исследователи В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, Е. Слуцкий, В. Харчева, Я. Гилинский и др. Они изучали молодежные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией молодого поколения, девиантное поведение, внешнюю атрибутику, качество жизни, досуг, неформальные молодежные объединения.
Несмотря на то, что отечественная социология молодежи имеет не длительную историю (примерно с конца 60-х годов XX века), тем не менее в Российской Федерации сложилось несколько школ. Здесь можно выделить некоторые из них.
Московская школа,которая выросла из исследований проблем коммунистического воспитания молодежи (В. Н. Шубкин, И. В. Бестужев-Лада, И. Т. Левыкин, Ю. А. Левада и др.) и социологических исследований Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (В. Васильев, А. Кулагин, В. Чупров и др.), разработала типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности, идейно-политического уровня молодежи и т. п. В то же время в рамках академической науки исследования чаще ориентировались на объективный анализ молодежной проблематики. Эта тенденция усилилась после переезда И. С. Кона из Ленинграда в Москву.
Новосибирская школабыла основана В. Н. Шубкиным, который в 60-е годы проводил исследования по изучению жизненных планов молодежи, проблем жизненного старта молодых людей, профессиональной ориентации и мобильности молодежи.
Свердловская школа,основанная Ф. Р. Филипповым, М. Н. Руткевичем и развитая впоследствии Л. Я. Рубиным, изучала молодежную проблематику в связи с воспроизводством социальной структуры и учетом межпоколенной мобильности. Здесь были восприняты и продолжены начатые В. Н. Шубкиным лонгитюдные исследования молодежи, что позволяло фиксировать изменения и осуществлять мониторинг процессов социализации молодежи.
Ленинградская школа,по сути, положила начало Отечественной социологии молодежи как науки, т. к. здесь были опубликованы первые работы по теории социологии молодежи (например, монография Светланы Николаевны Иконниковой «Молодежь: социологический и социально-психологический анализ». — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974), а Владимир Тимофеевич Лисовский с 60-х гг. XX в. в социологической лаборатории НИИ комплексных социальных исследований при Ленинградском государственном университете начал изучение процесса социализации молодежи, по результатам которого была написана книга «Что значит быть современными?», выдержавшая несколько изданий. В. Т. Лисовский был по сути родоначальником науки «Социология молодежи». Под его руководством был написан и первый учебник по социологии молодежи (1995).
В рамках ленинградской школы начинал свою деятельность и Игорь Семенович Кон, исследования которого в области психологии юношеского возраста впервые в СССР значительно расширили представления о юности как особой фазе жизненного цикла, самосознании личности, самоидентификации, возрастных кризисах, молодежной субкультуре.
Как продолжателя исследований Ленинградской школы с одной стороны, а с другой — как основателя нового научного направления юве-
нологии как междисциплинарного научного направления исследования проблем молодого поколения, предстает деятельность Слуцкого Евгения Георгиевича, который в сложное для российской науки время объединил усилия исследователей молодежной проблематики в рамках созданной им в 1997 г. Национальной Академии ювенологии и издал десятки книг по проблематике социологии молодежи.
В то же время, несмотря на то, что существуют различные подходы и социологические школы в изучении молодого поколения, использование в социологии молодежи различных отраслей знания, методологических подходов, она представляет собой самостоятельную науку, имеющую свой объект и предмет, принципы, законы и методы познания, свой язык (категории) и свою историю.
Основными, стрежневыми проблемами социологии молодежи являются: изучение роли и места молодежи в жизни общества, потребностей, интересов, ценностей, социальных ожиданий молодого поколения; формирование активной жизненной позиции, поведения, цели и стиля жизни; адаптационные возможности и мобильность молодых людей; анализ «социологического портрета» различных формальных и неформальных групп молодежи в системе образования, в сфере труда и занятости; межэтнические отношения в молодежной среде, молодежь и религия; молодежь и армия; семейные и сексуальные отношения в молодежной среде; девиантное поведение молодых людей; государственная молодежная политика; методология и методика социологических исследований проблем молодежи и целый ряд других.
Перечислять стержневые проблемы социологии молодежи можно и дальше, но, видимо, необходимо подчеркнуть, что исследование этих проблем можно осуществлять на разных уровнях: в системах «молодежь-общество», «молодежь-группа» и собственно личность молодого человека, которую необходимо также рассматривать как открытую, самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему.
Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить и по другим основаниям: по территориальному (общефедеральные, региональные, местные); национальному, образовательному, профессиональному; по временному основанию (взаимоотношения поколений конкретно-исторической эпохи и т. п.) и целому ряду других оснований.
Однако необходимо отметить, что проблемы молодежи во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире вообще (урбанизация, сокращение рождаемости, старение населения и др.) и в России в частности. Социализация российской молодежи проходит в условиях общественно-экономического и духовного
кризиса общества, ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда у многих молодых людей наблюдаются растерянность, жизненный пессимизм, неверие в будущее, что вообще-то не свойственно молодому поколению. Общая тенденция маргинализации молодого поколения в обществе ведет к агрессивности, экстремизму, шовинизму и криминализации молодежи.
Вскрытие социальных причин негативных тенденций в молодежной среде, поиск социальных средств и механизмов их минимизации, выработка оптимальных условий жизни и позитивных тенденций развития молодежи как будущего страны — такова в самом общем виде задача социологии молодежи как отрасли социологического знания и науки.
Приступая к написанию учебного пособия, авторы осознавали много аспектность самой проблематики. Поэтому свои усилия они сконцентрировали лишь на некоторых, на их взгляд, наиболее острых и практически значимых социальных проблемах молодежи. Их изложение имеет чисто учебную направленность и ограничено рамками учебной программы и положениями ГОС ВПО (2000).
В учебном пособии учтены результаты исследований: Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования // Колл. монография / Под ред. Е. Г. Слуцкого. — СПб.: Знание, 2004; Основы социальной работы с молодежью: учебное пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян, В. М. Добраштан и др.; под ред. Ю. В. Манько. - СПб.: СПбГУТД, 2005; Оганян К. М. Адаптация и ценностно-нормативные конфликты в студенческой среде (социологический анализ) (Монография) — СПб.: Сударыня, 2005; Госбюджетные темы кафедра социологии СПбГИЭУ: «Научное обеспечение непрерывного гуманитарного образования как фактор подготовки выпускников в соответствии с требованиями современного рынка труда» (Отчет) № 1450 под руководством профессора Оганяна К. М. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 240 с. и ряда других. Кроме этого, авторы опирались на результаты собственных и кафедральных конкретно-социологических исследований по социологическим проблемам молодежи.
Авторы открыты для научной дискуссии и с благодарностью примут конструктивные критические замечания по улучшению качества учебного пособия.