Правовое регулирование и правое обеспечение государственного и муниципального управления
Виды правового регулирования можно классифицировать по:
1 отраслям права:
- конституционная
- административная
- уголовная
- гражданская
2 по уровням и принципам федерализма:
- федеральные
- региональные
3 по юридической силе
- законодательные
- подзаконные
Формы правового регулирования государственного управления это правовые формы используемые для определения юридического состояния и регламентации институтов, процессов и отношений государственного управления с целью придания им должной структурной организованности и официально выражено фиксации. Важнейшими формами правового регулирования являются правовые акты, которыми может устанавливаться правовой режим, правовой статус, регистрация, лицензирование, государственный контроль и другие.
Работа государственной администрации проходит в следующих правовых формах:
- правотворчество
- провприменние
- правоохранение
- правосудие
- правозащита
- юрисдикция
Методы правового регулирования государственного управления это комплекс приемов способов и средств юридического воздействия на социально правовую сферу и соответствую элементы в процессе упорядочения общественных отношений по поводу осуществления государственной власти и государственного управления. Метод воплощает в себе: с одной стороны способ осуществления регулятивный функций права в данной сфере общественных отношений, а с другой – средства воздействия социальных управляющих систем (субъектов правового регулирования) входящих в государственный аппарат на социальные управляемые системы (объекты).
Особенности правового регулирования государственного управления проявляется в сочетании используемых средств, приемов и способов регулирования: дозволения, запреты, обязывания, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, правовое стимулирование и правовое ограничение.
Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов непосредственного влияния правовых предписании на общественные отношения.
Способ правового регулирования – это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.
Основными способами такого регулирования являются:
1 дозволение – это способ предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим правом возможностей. Юридические дозволения выражаются в нормативных актах (пр.: гражданский кодекс предоставляет собственнику имущества право распоряжаться им по своему усмотрению)
2 запрещение – это способ означающий что участник правоотношения обязан не совершать действий указанных правовых нормах (пр.: лжесвидетельства). Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм (пр.: уголовный кодекс запрещает взяточничество под угрозой уголовного наказания).
3 обязывание – способ означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия указанные в правовых нормах. Обязывание в отличие от запрета предусматривает активное а не пассивное поведение лица. Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм (пр.: конституция обязывает платить налоги и сборы). Не выполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.
Структура механизма правового регулирования включает в себя следующие элементы:
1 норма права – представляет собой исходную базу для правового регулирования в которой заложена модель нужного поведения
2 юридический факт (фактический состав, который является как бы «спусковым крючком» механизма правового регулирования с его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение
3 возникшая с появлением юридического факта правоотношения
4 реализация права
5 правоприменительный акт (пр.: приговор суда)
В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются и механизм приводится в движение.
Механизм административно правового регулирования включает в себя следующие правовые средства:
1 предписания
2 запреты
3 дозволения
Предписания – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях предусмотренные правовой нормой.
Запреты – это фактически такие же предписания но иного характера а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях предусмотренных правовой норме.
Дозволения – это юридическое разрешение совершать в условиях предусмотренной правовой нормой те ли иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Под правовым обеспечением государственного и муниципального управления в России понимается разработка и издания нормативно правовых актов направленных на регулирование и совершенствование деятельности органов власти принимающих участие в деятельности органов управления.
К числу таких актов относятся:
- конституция РФ
- фкз
- ФЗ
- указы президента РФ
- постановления правительства РФ
- судебные акты (решения)
- нормативно правовые акты субъектов РФ
Кроме того правовым обеспечением государственного управления также является упорядочение и развитие всех сторон общественной жизнедеятельности посредством нормотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов в сфере управления государственными делами.
Содержанием такого обеспечения становятся не только технологии практического осуществления управленческой деятельности, но и технологии разработки, принятия и реализации государственных решений, механизмы обеспечения эффективности государственного управления.
Главный смысл правового обеспечения государственного управления заключается в удовлетворении индивидуальных национальных и общечеловеческих интересов. Для того, чтобы этого достичь необходимо иметь централизующие деятельность органов государственной власти имений платного управления, комплекс приемов способ и средств формирования управленческих действий направленных на государственно правовые институты и их элементы.
Все эти явления образуют структуру правового обеспечения государственного и муниципального управления находя прои этом юридическое отражение и закрепление в правовых формах.