Формы прямой демократии и их место в полит системе общества. Референдум
В ряду институтов, осуществляющих политическую власть, видную роль играет референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум - это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в К. понятие "референдум" обозначает только одну его разновидность - императивный референдум.
Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и полит. решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии, например, парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.
Инициатива проведения референдумапринадлежит:
• К. Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 К!;
• не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного S или в совокупности за пределами территории РФ проживает не более 10% из них. К. Собрание и 2 млн. граждан не имеют права выступать с инициативой о проведении нового референдума в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием его результатов.
Процедура назначения референдума:
• создание инициативной группы в количестве не менее 100 человек и ее регистрация в избир комиссии S федерации, где проживают большинство ее членов;
• сбор 2 млн. (и более) подписей в течение 6 месяцев и обращение с инициативой о проведении референдума: передача подписей в Центризбирком;
• проверка Центризбиркомом подписных листов в 15-дневный срок;
• вынесение постановления Центризбиркома об отказе в проведении референдума, если число правильно собранных подписей - менее 2 млн.;
• при наличии 2 млн. правильно собранных подписей Центризбирком: направляет свое заключение Президенту РФ, одновременно информирует об этом Госдуму и Совет Федерации;
• Президент РФ направляет материалы в К. Суд РФ;
• проверка К. Судом РФ в 15-дневный срок соблюдения требований К. РФ при выдвижении инициативы и сборе подписей;
• отказ К. Суда РФ в проведении референдума при нарушении указанных требований либо дача согласия на проведение референдума;
• издание Президентом РФ указа о назначении референдума РФ при положительном решении К. Суда РФ;
• указом Президента РФ определяется дата проведения референдума любой выходной не ранее 2-х и не позднее 3-х месяцев с момента опубликования указа;
• не допускается проведение референдума в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России, или если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, иных выборных федеральных органов власти.
Подготовку и проведение референдума осуществляют:
• Центризбирkом РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФ;
• избирательные комиссии SS РФ, действующие в качестве комиссий SS РФ по проведению референдума РФ
• территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума РФ;
• участковые комиссии по проведению референдума РФ.
Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления. Соответствующие избир комиссии выбирают из своего состава председателя.
Госорганы, органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия обязаны содействовать избирательным комиссиям всех уровней в подготовке и проведении референдума.
Агитацияза или против решений, выносимых на референдум, допускается всеми законными средствами.
Агитация прекращаемся за 24 часа до начала суток, в течение которых проводится референдум.
Определение результатов референдума:
• подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в SS федерации, по России в целом;
референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение, принятое на референдуме, имеет обязательный характер.
19. Экономическая система рос общества: понятие, структура и принципы.
исторически возникшая или установленная, действующая в стране сов-ть принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экон отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экон-го продукта.
Основными элементами эс являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой эк формах соб-ти на экон ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.
Важным свойством эс является наличие структуры.Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему.ЭСО состоит из малых экон систем - домохозяйств и предприятий. Д. - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция д. - потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Пр. - малая система, в рамках которой создаются экон блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые. Кроме того ЭСО может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природо-экономические системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, регионольные системы). Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
Рассматривая с точки зрения формационного подхода структура эс выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру эс образуют отношения взаимодействия людей в процессе производства
материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений.
В ст.8,9 К. РФ закреплены основы экономики. В ст.8 оговорены принципы экономической политики:
1. Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народно-хозяйственный комплекс.
2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории гос-ва.
3. Поддержка конкуренции для существования рынка.
4. Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом.
5. Равноправие форм собственности.
В К. закреплена частная, гос, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).
20. Конституц основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деят-ти монополий.
К! РФ закрепляет принцип эконй свободы (рыночной экономики) в гос-ве как основы конст-го строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской К! в отличие от прежних к! советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 К! РФ:
1) единство экон пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории РФ не допуск установление каких-либо границ или иных препятствий для своб перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 К!). В соответствии со ст. 74 К! ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необх для обеспечения безоп-ти, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия. Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается;
2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рын эк-ки. Поддержка конкуренции обесп-ся предоставлением SS предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражд оборота, а также ограничением монополист деят-ти на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется ГК, а регулирование ограничения монополий - Законом РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монопол деят-ти на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке, и действия со стороны органов гос власти, которые ограничивают самост-ть хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деят-ти отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих SS или гр-н;
3) свобода экон деят-ти. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предприним является деят-ть, осуществляемая на свой риск. Гос-во, его органы не вправе вмешиваться в предприн деят-ть, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предприн деят-ти осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юр формы экон-х отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предприн деят-ти и иные объекты налогообложения;
4) многообразие и равная защита форм собственности. В К! Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, гос и муниципальная. К! допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» - собственность, принадлежать всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы.