Институциональная подсистема — это совокупность го­сударственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политическая система

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Структура политической системы состоит из статической части (институциональной и нормативной подсистем), и динамической части (функциональной и коммуникативной подсистем).

Институциональная подсистема– это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические нормы (традиции), политическую мораль и этику. Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения. Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Основными функциями политической системы являются следующие:

1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.

2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.

3. Укрепление единства общества.

4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.

5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода».

К функциям «ввода» относятся:

1. Политическая социализация и привлечение к участию населения

2. Определение (артикуляция) интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством.

3. суммирование (агрегирование) интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики

4. Политическая коммуникация

Функции «вывода»:

1. Разработка норм-законов

2. Применение норм

3. Контроль за соблюдением норм

Институциональная подсистема — это совокупность го­сударственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Структура институциональной политической подсисте­мы:

1. Собственно политические организации, ккоторым относятся государство, политические партии.

Общим признаком всех этих организаций является их пря­мая связь с политикой. Непосредственной задачей их создания является достижение определенных политических целей.

Признаки:

а) выражает интересы определенных социальных групп (классов, общностей и т.д.);

б) имеет определенное отношение к государственной власти, которое может быть или прямым «или опосредованным (косвенным). Прямое — означает, что данная собственно политическая организация обладает государственной вла­стью (например, само государство или правящая партия). Опосредованное — означает, что данная организация не­посредственно государственной властью не обладает, но может влиять на нее (например, оппозиционная партия);

в) провозглашает достижение определенной политической цели и при этом руководствуется политическими нормами и правилами, существующими (сложившимися) в данной стране.

Особое место занимает государство. Оно как собственно политическая организация обладает особыми политическими признаками. Государство является единственной полновластной организа­цией в масштабе всей страны.

Только предписания государства обязательны для всех гра­ждан и организаций, находящихся на территории определенно­го государства независимо от их политической ориентации. Предписания же партий и общественных организаций обяза­тельны только для их членов.

Только государство в конечном итоге определяет основ­ные направления внешней и внутренней политики. Политиче­ские партии и организации могут принимать участие в этом, но последнее слово остается за государством.

Только государство в числе собственно политических ор­ганизаций является представителем всего населения внутри страны и на международной арене. Партии и организации официально представляют только своих членов.

Исторически государство как элемент политической сис­темы появилось раньше всех других собственно политических организаций (например, политическая система аграрного (традиционного) государства включала в себя только государство).

Государство оказывает особенно сильное влияние на все другие собственно политические организации. Это влияние выражается в следующих формах:

государство предоставляет гражданам конституционное право на объединение в политические партии и общест­венные организации, а также создает условия для их дея­тельности (гарантии свободы слова, печати, собраний, де­монстраций, шествий);

государство определяет правовое положение политиче­ских партий и общественных организаций, издавая соот­ветствующие законы, а также утверждая их устав в орга­нах юстиции;

государство, с одной стороны, охраняет деятельность по­литических партий и общественных организаций, а с дру­гой осуществляет надзор за соблюдением закона полити­ческими партиями и общественными организациями.

II. Несобственно политическиеорганизации (объедине­ния), В качестве несобственно политических организаций мо­гут выступать только общественные организации (политиче­ские партии не могут), основной целью ко­торых является не политическая, а иная деятельность (эконо­мика, культура, религия и др.), что отражается в их уставах. Тем не менее, такие общественные организации могут зани­маться политикой, но не в качестве основной деятельности, а второстепенной.

Например, профсоюзы: с одной стороны, главной целью их деятельности является защита прав трудящихся, а с другой — они могут выдвигать и требования политического характеpa; другой пример — деятельность некоторых религиозных организаций.

Наши рекомендации