Принцип тайного голосования и гарантии его осуществления
Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 3 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Голосование на выборах в РФ тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей (ст. 7 ФЗ № 67-ФЗ).
Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя.
В международном праве этот принцип закреплен в статье 21 Всеобщей декларации прав человека; пункте 7.4 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (в настоящее время - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ); статье 5 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.
Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности статья 81 Конституции РФ, закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента РФ, статьи 2 и 30 ФКЗ «О референдуме РФ», статья 1 ФЗ «О выборах Президента РФ», статья 1 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ», статья 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ».
Правовые гарантии:
1. В статье 64 ФЗ № 67-ФЗ и в статье 74 ФКЗ закреплен ряд гарантий соблюдения принципа тайны голосования при голосовании на выборах:
- каждый гражданин, имеющий право на участие в выборах, голосует лично, голосование за др. лиц не допускается;
- заполнение бюллетеня для голосования на выборах производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в кот-х не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина;
- если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением лиц, кот-е могут повлиять на его волеизъявление;
- в соотв. графе списка избирателей указываются ФИО, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающее помощь избирателю.
2. На усиление гарантий тайны голосования направлено и положение пункта 13 статьи 64 ФЗ № 67-ФЗ, запрещающее заинтересованным в результатах голосования физическим и юридическим лицам предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей в помещения соответствующих комиссий для участия в голосовании.
Организационные гарантии:
1. Статья 66 ФЗ № 67-ФЗ и статья 75 ФКЗ устанавливают, что организация голосования гражданина, который по состоянию здоровья либо по др. уважительным причинам не может прибыть на избирательный участок и должна исключать возможность искажения волеизъявления избирателей.
2. Положения пунктов 2 и 7 статьи 65 ФЗ № 67-ФЗ: а) избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования.; б) в случае если число досрочно проголосовавших в помещениях ТИК, ОИК, ИКМО и участковой комиссии избирателей будет составлять более 1 % от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), - на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии; в) участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет указанных выше бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей.
3. В соответствии со статьей 66 ФЗ № 67-ФЗ организация голосования вне помещения для голосования для избирателей, кот-е не могут самостоятельно по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования, должна исключать возможность искажения их волеизъявления. Так, голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования (за исключением предусмотренных законом случаев) и только на основании письменного заявления или устного обращения, которое должно подтверждаться письменным заявлением избирателя по прибытии к нему членов участковой комиссии.
Материальные гарантии обеспечиваются соотв. финансированием технического обеспечения избирательных участков, в частности непроницаемыми избирательными кабинками.
Не является нарушением принципа тайного голосования опросы избирателей о том, как они собираются голосовать или как проголосовали, если такие опросы проводятся с соблюдением одного из важнейших принципов эмпирического исследования – принципа анонимности, добровольности участия и ответов.
За нарушение тайны голосования установлена уголовная ответственность – в частности, наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, а если это соединено с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершено лицом с использованием своего служебного положения, либо совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – лишение свободы на срок до пяти лет (статья 141 УК РФ).