Вопрос. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884-85 гг. Введение тайного голосования

Классовая структура общества. В конце XVIII — начале XIX в. в Великобритании происходит бурное развитие промышленности, результатами которого стали исчезновение мелких ремесленных производств, появление индустриальных центров. Лондон превра­тился в торговый и финансовый центр всемирного значения. Вслед­ствие промышленного переворота появился многочисленный проле­тариат, положение которого было весьма тяжелым. Действующее законодательство прямо отдавало рабочих во власть предпринима­телей, предоставляя последним право определять условия найма рабочей силы. Особенно тяжелым экономическое положение рабо­чих становилось в годы застоя и упадка промышленного производ­ства и торговли.

Промышленный переворот породил и аграрную революцию. Мелкую аренду земли вытеснило крупное капиталистическое фер­мерство. В сельских местностях большинство населения составляли батраки, эксплуатируемые крупными фермерами и лендлордами.

Итак, промышленный переворот и аграрная революция сущест­венно изменили классовую структуру общества. В деревне, по сути, существовали три класса: лендлорды, арендаторы и батраки. В го­роде сформировались класс промышленной буржуазии и класс про­летариев.

Политическая система в начале XIX в. К XIX в. в Англии сложилась довольно развитая политическая система. Изменения в классовой структуре общества отразились и на социальной базе основных политических партий — тори и вигов. Тори были парти­ей помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохра­нить по возможности больше старого. Виги представляли интере­сы промышленной буржуазии. Борьба за власть между тори и ви­гами отражала борьбу за политическое господство между про­мышленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией, — с другой. Власти этих двух партий чередовалась в течение XVIII в., и только они вошли в XIX в. Со «славной революции» и до середины XVIII в. в парламенте господствовали виги. В 1783 г. тори состави­ли большинство палаты общин. Укреплению их господства способст­вовала Великая французская революция, отбившая у английской буржуазии охоту к радикальным переменам. Тори правили до 1830 г.

Находясь столь длительный срок у власти, тори пытались из­менить соотношение сил в государственной структуре общества в сторону усиления исполнительной власти, в частности королев­ской прерогативы. Формально король по-прежнему считался гла­вой государства и в его руках сосредоточивалась вся правительст­венная власть: он представлял страну в международных отношени­ях, объявлял войну, заключал мир, назначал и отзывал послов, был главнокомандующим вооруженными силами. От его имени действовали кабинет министров и парламент. Он назначал и увольнял министров, мог досрочно распустить палату общин, назначить новых членов в палату лордов. Однако реально ни одну из своих многочисленных прерогатив король осуществить не мог. Неписаная Конституция установила совсем иное положение — монархия была лишена своего реального содержания. Деятельность кабинета министров и его главы — премьер-министра не регули­ровалась законом, а целиком определялась неписаными правила­ми. Это дало основание в середине XVIII в. некоторым представи­телям парламента заявить протест против должности первого ми­нистра, которая, по их мнению, противоречила закону и была опасна для государства. Но эта практика составляла важнейшую черту парламентаризма, от которой уже нельзя было отказаться.

Кабинет министров представлял собой коллектив, состав кото­рого ограничивался средой парламентского большинства. Это уси­ливало позицию министров по отношению к королю и упрощало контроль парламента за деятельностью министров.

Самым значительным элементом английской политической сис­темы к началу XIX в. был парламент. Особую роль играла палата общин — именно здесь осуществлялось сотрудничество буржуазии и аристократии. Между тем палата общин была феодальным пред­ставительством. Старая, дореволюционная система выборов обеспе­чивала в этом органе господство земельной аристократии, что ста­ло причиной борьбы за реформу избирательного права. Весь XIX в. в Великобритании прошел под знаком этой борьбы.

Борьба за избирательную реформу. После окончания наполе­оновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это приве­ло к сокращению их производства и к росту безработицы.

Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйствен­ные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за грани­цы еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших до­ходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию, если цена на зерно в этой стране упадет ниже 80 шиллингов за квартер (четверть, равная 1,1012 дм3). В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за квартер. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Про­мышленные и сельскохозяйственные рабочие стали бороться про­тив хлебных законов, надеясь, что их отмена приведет к удешев­лению хлеба. Английская промышленная буржуазия также враж­дебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабо­чих и обогащали лендлордов, укрепляя тем самым их господство в парламенте.

Англия была охвачена народными волнениями, в которых участ­вовали рабочие, батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия. В 1817 г. правительство временно приостановило действие Хабеас корпус акта и применило репрессии. Но когда в следующем году этот закон снова вошел в действие, народные волнения возобнови­лись.

Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации полити­ческого строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.

Избирательная реформа 1832 г. и ее значение. В 20-е годы с появлением новых рынков сбыта в Южной Америке оживилась торговля и начался рост производства в ряде отраслей. Стала расти зарплата. Был проведен ряд реформ. В частности, в 1824 г. отменили закон, запрещавший союзы рабочих. В результате стали появляться тред-юнионы — объединения рабочих по их специаль­ностям для выработки общих условий труда, оказания помощи членам союза.

С конца 20-х годов вновь начинается движение за избиратель­ную реформу. Первый удар по старой избирательной системе был нанесен в 1829 г., когда в парламент и к государственным долж­ностям были допущены католики. Следующий билль о парламент­ской реформе был подготовлен в 1830 г. вигами. Это был весьма умеренный проект, в котором главное внимание уделялось вопросу о перераспределении мест: лишь крупная и средняя буржуазия могла претендовать на места в парламенте. Однако тори назвали проект революционным и не пропустили его. Проведение рефор­мы стало возможным лишь благодаря активным действиям рабо­чих, которые вышли на улицу с оружием, готовые сражаться за избирательную реформу. Палате лордов пришлось уступить, и в июне 1832 г. Билль о реформе был утвержден. Закон о парла­ментской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представи­тельства в парламенте, а 30 «гнилых местечек» могли впредь по­сылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представи­тельства. Таким образом, в результате реформы мандаты были пе­рераспределены.

Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах — землю, в городах — строение), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные аренда­торы (до того времени лишенные избирательного права), имею­щие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости — 6 месяцев.

В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боров­шиеся за избирательные права, не получили их. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов, и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представи­тельство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа яви­лась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.

Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она покончила с феодальными традициями представительства и спо­собствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечила доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией. Измене­ния в составе палаты общин позволили кабинету окончательно изба­виться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной ко­роля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась послед­них остатков власти, и королевская прерогатива была фактически передана кабинету. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть меха­нически переходит в руки той партии, которая располагает парла­ментским большинством. Уступая место лидерам нового большин­ства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оп­позиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: ко­роль царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги — в пар­тию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

Изменились не только названия партий, изменилась и их структура. После принятия реформы появилась необходимость ре­гистрировать избирателей, составлять избирательные списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединив­шиеся на местах в партийные организации.

Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в Министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со Средних веков и поте­рявшие свое значение, было значительно упрощено военно-мор­ское министерство, усилилась роль Министерства внутренних дел и Министерства торговли. В целом реорганизация государственно­го аппарата привела к значительному расширению и оживлению деятельности центральной администрации.

Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности, были созданы советы городов, которые управляли го­родским имуществом, заведовали полицией, издавали постановле­ния для охраны порядка. Положение в графствах и приходах не изменилось, там по-прежнему царило самоуправство мирового судьи и помещика.

Чартистское движение. Реформа 1832 г. не удовлетворила тру­дящихся Великобритании, принимавших активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836—1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухуд­шение положения рабочих. Это послужило толчком к возникнове­нию в Англии политического рабочего движения — чартизма.

В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, кото­рая выдвинула следующие требования: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в пар­ламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосова­ние. Эти требования были очень популярны среди рабочих, счи­тавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.

Кроме рабочих, за демократизацию политического строя вы­ступали и буржуазные либералы.

Участники движения решили предъявить парламенту свои тре­бования в виде петиции о народной хартии (чартер), что и дало название всему движению.

В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих. Палата общин отвергла эту пе­тицию, применив репрессии к участникам движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.

Начало 40-х годов отмечено новым подъемом чартизма, сопро­вождавшимся усилением революционных настроений среди рабо­чих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3,3 млн человек. Основу этой петиции составляли те же шесть требований, которые содер­жались в первой петиции о народной хартии. Английский парла­мент отверг и эту петицию.

В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент пети­цию и провести в тот же день в Лондоне в ее защиту массовую на­родную демонстрацию. Но правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов. Вскоре экономический подъем снял остроту многих социальных проблем, и чартистское движение сошло на нет.

Чартизм сыграл важную роль в истории Англии. Политические реформы последующих десятилетий были вызваны в известной мере борьбой рабочего класса.

Борьба за новую избирательную реформу. В 50-60-е годы XIX в. утвердилось политическое господство промышленной бур­жуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Па­лата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент полу­чила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследован­ных еще от Средневековья законов и обычаев.

В конце 40-х годов XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы. Эту партию возглавляли крупные государ­ственные деятели, которые умели своевременно идти на необходи­мые уступки широким слоям средней и мелкой буржуазии. Тем не менее они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению изби­рательного права.

В борьбе за избирательную реформу объединились разнород­ные силы. Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой парламентской реформы.

Еще в 30-е годы XIX в. из партии либералов выделилась группировка радикалов, возглавлявших борьбу за отмену хлебных законов. Теперь они выступили за новую избирательную реформу.

С поражением чартистского движения рабочее движение в Ве­ликобритании на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономиче­ские требования. Именно в этот период сложилась в общих чертах центральная организация тред-юнионов — профессиональных рабо­чих союзов, объединявших хорошо оплачиваемых квалифицирован­ных рабочих. Совет тред-юнионов не хотел вступать в политиче­скую борьбу и не имел политической программы, но под давлением рабочих масс был вынужден допустить участие рабочих организаций в борьбе за новую избирательную систему. Участие рабочих обу­словило успех этой борьбы.

Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избира­телей усилит их влияние на палату общин, которое обеспечит эф­фективность экономической борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не связывали с их досту­пом в парламент.

Обе партии, напуганные народным движением, понимая необ­ходимость проведения реформы, оспаривали друг у друга инициа­тиву ее осуществления. В конце концов был принят проект, пред­ложенный главой консервативного кабинета Б. Дизраэли, с по­правками, выдвинутыми радикальной частью либералов.

Новое избирательное право. Реформа 1867 г. предусматрива­ла новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промыш­ленным городам и графствам.

Новый закон значительно изменил избирательное право жите­лей городов: оно предоставлялось всем владельцам или съемщи­кам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, и квартирона­нимателям, уплачивающим в год не меньше 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один год).

В графствах право голоса получили землевладельцы, имеющие не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода, а также нанимате­ли или владельцы помещений с доходностью не ниже 12 фунтов стерлингов.

Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто этот налог, как все многочисленные нанима­тели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовла­дельца, который до сих пор рассматривался как единственный на­логоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки попада­ли не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей уве­личилось больше чем на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии (основная масса рабочих, не говоря о женщинах) по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. со­хранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравно­мерное распределение избирательных округов.

Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала.

Путем избирательных реформ произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия при­шла к власти эволюционным путем, без каких-либо серьезных по­трясений. Либералы и консерваторы укрепили свои позиции и не допускали взрывоопасной ситуации.

Политические партии. Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии — либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представ­ляли интересы имущих классов, и в их политике не было принци­пиальных отличий, но по своему классовому составу они различа­лись.

Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии, пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказы­вали значительное влияние на верхушку рабочего класса. Чтобы более успешно вести свою деятельность, либеральная партия в 60—70-е годы XIX в. перестроилась: во всех избирательных ок­ругах были созданы постоянные комитеты партии, в которых ра­ботали штатные чиновники. Руководство партии было сосредото­чено вцентре. Формирование новой системы завершилось после создания Национальной либеральной ассоциации в 1877 г.

До 80-х годов XIX в. консервативная партия уступала либера­лам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на зе­мельных собственников, крупных фермеров и англиканскую цер­ковь. В конце 70-х годов XIX в. она приступила к реорганизации по образцу либералов, а в 1883 г. создала Национальный союз консервативных ассоциаций.

Временем расцвета английского либерального государства можно назвать 70-е годы XIX в. Находясь у власти более 10 лет, либералы осуществили ряд реформ, стремясь привлечь на свою сторону голоса массового избирателя.

Основой господства либерализма в Англии было мощное раз­витие промышленности. И крупные и средние промышленники от­вергали все претензии государства на регулирование экономиче­ских и общественных отношений. Победа либерализма означала ослабление государственной власти и сокращение ее применения.

Но с 1876 г. в Великобритании начался кризис во всех главных отраслях промышленности. В результате этого Англия потеряла по­зицию гегемона на мировом рынке. Чтобы противостоять герман­ской и американской конкуренции, английская буржуазия прибегла к снижению уровня жизни рабочего класса и попыталась оживить колониальную политику. И то и другое противоречило старым принципам либерализма. В новых условиях средняя и мелкая бур­жуазия потребовала от государства энергичного вмешательства в классовые отношения. Признание государства в качестве регуля­тора общественных отношений, утверждение колониальной полити­ки свидетельствовали об изменении идеологии либерализма.

Дальнейшее ослабление либеральной партии связано с ир­ландским вопросом, игравшим важную роль в политической жизни страны. Стремясь обеспечить поддержку ирландцев в борьбе про­тив консерваторов, либералы разработали проект самоуправления Ирландии, но это привело к расколу партии. Большая часть либе­ралов присоединилась к консерваторам и стала отстаивать идею единства союза Великобритании и Ирландии. Либеральный каби­нет пал, и к власти пришли консерваторы, обещавшие проводить более решительную внешнюю и внутреннюю политику.

Конец XIX в. ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов за счет появления новых отрас­лей производства и соответственно новых слоев рабочих. Между тем действующее законодательство лишало союзы рабочих прав юриди­ческого лица и делало невозможной поддержку бастующих рабочих со стороны тред-юнионов. Однако после реформы 1867 г. борьба за голоса рабочих привела к признанию тред-юнионов. В 1871 г. либералы провели закон, разрешивший тред-юнионам являться в суд в лице своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет осуществил ряд уступок рабочим: был легализован коллективный до­говор и перестала быть уголовно наказуемой помощь как таковая бастующим со стороны тред-юнионов и их организаций.

В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобрита­нии, которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, независимой рабочей партии, соци­ал-демократической федерации и др. Целью этой партии было про­ведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристокра­тия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Первоначально лейбористы представляли лишь левое крыло либера­лов. Но впоследствии они образовали постоянную самостоятельную фракцию, конкурировавшую с либералами и консерваторами.

Избирательные реформы конца XIX в. В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию изби­рательного права.

В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма распространенной практикой подкупа избирателей, про­вело закон о тайном голосовании. Однако эта мера имела незна­чительный успех. Законом 1883 г., который ограничивал избира­тельные издержки и обязывал избирательных агентов к публичной отчетности, был установлен перечень избирательных преступлений и усилено наказание за них.

В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная рефор­ма, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в част­ности устранить пестроту избирательных цензов.

Законом 1884 г. в городах отменялся имущественный ценз, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое.

Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек», имевших менее 16 тыс. жителей, лишились са­мостоятельного представительства; города с населением менее 57 тыс. жителей получили по одному месту; более крупным горо­дам число мандатов было увеличено. Города и графства были раз­делены на округа (округ охватывал 50—54 тыс. жителей), выби­равшие по одному депутату.

Реформа 1884—1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и количеством мандатов; лица, зани­мавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населе­ния не имела избирательных прав. Кроме того, был сложным по­рядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.

Реформы местного управления и суда. Следующий этап ре­форм связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели ре­форму местного управления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Соз­данным в графствах выборным советам была передана вся адми­нистративная власть. За мировыми судьями сохранились лишь су­дебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы мест­ное самоуправление перешло от аристократии к буржуазии.

Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать су­дебную, в результате которой упростилась система высших судебных учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

Наши рекомендации